Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции
В соответствии с Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах Правительство регулирует внешнеэкономическую деятельность, а одним из приоритетов этой деятельности является экспорт продукции.
Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства направлена на создание благоприятных внешних условий для экономического, социального и культурного развития белорусского общества.
Управляя этим процессом, Совет Министров Постановлением от 17 декабря 2001 года № 1819, например, утвердил мероприятия по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год. Ими предусмотрено, в частности, поэтапное расширение финансовой базы государственной поддержки экспорта, совершенствование системы страхования экспорта, увеличение экспорта товаров и услуг сектора малого предпринимательства, создание финансовой базы государственной поддержки экспорта для научных организаций. В этой сфере намечены также меры по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, повышения конкурентоспособности белорусского экспорта, расширения экспорта в Российскую Федерацию и т.п.
Политико-экономические интересы Беларуси связаны, прежде всего, с Россией. Эта установка основывается на воле народа, выраженной на республиканских референдумах. Важнейшим этапом реализации Договора о создании Союзного государства стало создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В значительной мере удалось восстановить разорванные хозяйственные связи между предприятиями двух стран. Создан ряд межгосударственных финансово-промышленных групп, обеспечен равный взаимный доступ субъектов хозяйствования Беларуси и России к участию в тендерных торгах. Только по линии Министерства иностранных дел зарегистрировано более 150 предприятий с российским капиталом. Основа белорусско-российского экономического и научного взаимодействия – Союзные программы. Их в настоящее время около сорока, в том числе дизельное автомобилестроение, карьерный транспорт, разработка и производство цветных телевизоров новейшего поколения.
Одна из самых перспективных научно-технических программ Союзного государства – разработка и серийное производство суперкомпьютера («СКИФ») производительностью до триллиона операций в секунду. Ее реализация позволит выйти на собственный путь развития конкурентоспособной вычислительной техники, обеспечить национальную безопасность и независимость Беларуси и России, создать новые рабочие места в наукоемких отраслях промышленности. Ответственными исполнителями программы являются научно-исследовательское объединение «Кибернетика» Национальной академии наук Беларуси и Институт программных систем Российской академии наук.
В целях расширения торгово-экономических связей в посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации образованы отделы регионального сотрудничества, торгово-экономического сотрудничества с Москвой и Московской областью, экономического анализа и торгово–хозяйственных технологий, выставочно-маркетинговый центр. Функционируют отделения посольства в Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Краснодаре, Тюмени, Хабаровске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Уфе.
Такое внимание к российским регионам не случайно — в эту страну поставляется более 60 % общего экспорта белорусской продукции. Республика заняла в торговле с Россией третье место после ФРГ и США. А это означает новые рабочие места, своевременную выплату заработной платы и пенсий, поддержку науки, образования, культуры, детских дошкольных учреждений.
Крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси является г. Москва. Тесные деловые связи установлены между Беларусью и Санкт–Петербургом, Московской, Тульской, Новосибирской, Липецкой и другими областями. Сейчас около 70 субъектов Российской Федерации имеют с республикой договорные отношения о сотрудничестве.
Один из основных белорусских рынков находится в Украине. Отдавая приоритет отношениям со странами СНГ, Правительство Беларуси исходит из необходимости соблюдения принципа многовекторности. Активно развиваются контакты с Латвией, Литвой, Польшей, со многими странами Запада, Азии, Африки и Латинской Америки.
Вместе с тем, для белорусских предприятий имеется потенциальная возможность существенно увеличить освоение зарубежных рынков. Например, закупки машин, оборудования и транспортных средств в России ежегодно составляют более 15 млрд. долларов США. На долю Республики Беларусь в поставках этой группы продукции приходится только 6 %, что позволяет увеличить экспорт сельскохозяйственной техники для уборки и сенокошения, тракторов, автобусов и трамваев. Ежегодно Россия ввозит продовольственных товаров на сумму более 10 млрд. долларов. Для увеличения экспорта белорусских товаров целесообразно проанализировать действующие в республике нормативно-правовые акты, регулирующие экспорт продовольствия и использование валютной выручки, создать заинтересованность экспортеров в наращивании объемов экспорта, решить вопросы упаковки продуктов. Резервом увеличения поставок продовольственных товаров на российский и западные рынки могут быть переработанные дары леса (ягоды, грибы и т.д.). Разумеется, потребуется соответствующая работа республиканских и местных органов исполнительной власти, потребительской кооперации.
Для упрочения позиций Беларуси на зарубежных рынках следует всемерно развивать электронную торговлю через Интернет. Белорусские экспортеры должны владеть такими механизмами, которые позволят им в сотни раз сократить затраты времени на поиск деловых партнеров, банковские и другие процедуры. Настало время создать в Интернете единый национальный портал по внешнеэкономической деятельности, используя международные стандарты.
Сравнительно невеликие расходы на реализацию высказанных предложений быстро окупятся. А главное – внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами в наибольшей степени обращено к людям, к реальным результатам их труда и благополучия. А это, как мы уже отмечали, важнейший аспект деятельности Правительства по формированию идеологии государства.