Типы антикризисного управления организацией
Адекватность реагирования на затруднительную ситуацию в значительной степени зависит от типа ситуации и от нашей способности правильно оценить ее важность и последствия. Таким образом, тип антикризисного управления в основном (но не полностью) определяется типом кризиса. Поэтому типология кризисов является одним из важнейших принципов типизации антикризисного управления.
Как уже отмечалось ранее, существуют такие принципы типизации кризисов как масштаб объектов и характер кризиса. Тип практически любого кризиса может быть определен путем комбинации этих критериальных значений. Соответственно также может быть определен и тип антикризисного управления. Например, национальное экономическое антикризисное управление; национальное социальное антикризисное управление и т.д.
На уровне организаций типы антикризисного управления делятся на две группы, представленные на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Типы антикризисного управления организацией
Корпоративное антикризисное управление осуществляется, как правило, в рамках корпоративного законодательства и (или) Гражданского кодекса (в зависимости от системы права в той или иной стране), и его содержание специальными нормативными правовыми актами не регламентируется. Корпоративное антикризисное управление подразделяется на следующие виды:
1. самодеятельное антикризисное управление;
2. антикризисный консалтинг;
3. антикризисное управление под контролем кредиторов;
4. интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами.
Самодеятельное антикризисное управление силами руководства организации является традиционным и наиболее распространенным типом антикризисного управления. Сущность этого типа состоит в том, что руководитель или собственник организации (у малых и средних предприятий часто это одно и то же лицо), не обладая специальной подготовкой по антикризисному управлению и не имея в штате специалиста по антикризисному управлению, предпринимает попытку справиться с кризисной ситуацией собственными силами.
Первоначально руководство организации просто не знает о надвигающейся кризисной ситуации, поскольку не анализирует информацию о доходах, текучести кадров, доли продукции на рынке, уровне удовлетворенности и заинтересованности потребителей, доли постоянных расходов и т.д. Затем, выявив негативные тенденции в развитии организации (падение прибыли, сокращение рентабельности, уход ключевых специалистов и т.д.), руководство делает вывод, что это временные трудности, не требующие разработки и реализации специальных мероприятий. Однако, убедившись, что проблемы не «рассасываются» руководство начинает принимать «демонстративные» антикризисные меры в виде попыток ужесточения дисциплины, сокращения представительских расходов и т.п.
По мере усиления кризиса руководство предпринимает бессистемные, хаотичные меры (сокращение премиальных и социальных выплат персоналу, немотивированное сокращение персонала, уменьшение расходов на рекламу, повышение цен на продукцию и пр.). Если руководитель является наемным управляющим, то начинается тайный увод ценных активов в зависимые от него организации, перечисление денег со счетов организации на личные тайные счета в оффшорных зонах, изъятие денег из кассы под видом повышенных премиальных и бонусов, бегство. Если руководитель является собственником организации, то можно наблюдать апатию, депрессию, эскапизм.
Вместе с тем, практика показывает, что имеются случаи успешного самодеятельного антикризисного управления.
В тех случаях, когда руководство проблемной организации понимает, что она не может самостоятельно преодолеть признаки кризисной ситуации, то руководство обращается к соответствующим специалистам в области антикризисного консалтинга.
Антикризисный консалтинг[6] - добровольная деловая сделка, в которой заказчиком (клиентом) выступают руководители или собственники кризисной организации, а исполнителем – антикризисный управляющий.
При антикризисном консалтинге функции антикризисного управляющего сводятся к анализу ситуации и выработке практических рекомендаций, реализацией которых занимается сам заказчик.
Антикризисный консалтинг заключается в осуществлении целого комплекса мероприятий, которые можно подразделить на следующие пять этапов:
1. экспресс-анализ состояния организации (экспертная оценка);
2. первоочередные меры по стабилизации;
3. диагностика кризисной организации;
4. выбор путей выхода из кризиса и разработка плана антикризисных мероприятий;
Важной составляющей корпоративного антикризисного управления является антикризисное управление под контролем кредиторов. Кредиторами большинства предприятий и организаций являются коммерческие банки. Для банка кризис заемщика и невыплата кредита в высшей степени нежелательны, поскольку при банкротстве должника банк никогда не получит полного возмещения свои требований. Поэтому многие банки имеют в своем составе специальные подразделения, которые проводят постоянный мониторинг финансового состояния корпоративных заемщиков. В случае выявления признаков кризисного состояния заемщика банк сообщает ему об этом и старается рекомендовать заемщику комплекс мероприятий по выведению его из кризиса.
Все большее распространение особенно в зарубежной практике находит интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами. К предпосылкам становления и развития этой формы корпоративного антикризисного управления относятся:
1. чрезвычайные события и ситуации, приведшие к быстро развившимся кризисам многих организаций, в том числе крупнейших (катастрофические последствия террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), а также внезапные, но не связанные с терроризмом или стихийными бедствиями кризисы некоторых крупнейших банков и корпораций;
2. стремление собственников и руководства все большего числа организаций (в особенности, средних и крупных) не полагаться на услуги сторонних специалистов и консультантов по антикризисному управлению, а самостоятельно решать проблемы антикризисного управления.
Результатом объединения методов антикризисного управления организациями и методов управления корпоративными рисками является новая совокупность подходов и методов.
Интегрированная система управления рисками и кризисами представляет непрерывный, упреждающий и систематический процесс определения и оценки рисков, выявления тех из них, которые могут привести к кризису организации, и воздействия на риски и нарождающиеся кризисы с позиций перспектив развития организации в целом. Интегрированное управление рисками и кризисами относится к стратегическим решениям, которые должны содействовать достижению основных целей организации.
Важнейшим элементом содержания интегрированного управления рисками и кризисами должно быть постоянное планирование.
Формализованное антикризисное управление предполагает проведение процедур несостоятельности (банкротства) и регламентируется специальными нормативными правовыми актами. К процедурам банкротства относятся:
· наблюдение;
· финансовое оздоровление;
· внешнее управление;
· конкурсное производство;
· мировое соглашение[7].
Для самооценки главы 3:
· ответить на вопросы:
1 В заключается сущность антикризисного управления?
2 Каковы этапы развития антикризисного управления?
3 Что относится к функциям антикризисного управления?
4 Какая существует взаимосвязь между видами кризисов и типами антикризисного управления?
· выполнить задание:
Выберите правильный ответ
1. Антикризисное управление это комплекс мероприятий:
а) только по проведению процедур банкротства;
б) только по выявлению признаков кризисной ситуации;
в) по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их социально-экономических последствий.
2. Корпоративное антикризисное управление регулируется:
а) специальным законодательством;
б) корпоративными распоряжениями;
в) иными документами.
3. Корпоративное антикризисное управление не включает:
а) самодеятельное антикризисное управление;
б) антикризисный консалтинг;
в) антикризисное управление под контролем кредиторов;
г) конкурсное производство.