В составе Российского государства

Исключительно важный период в развитии белорусской общности связан с вхож­дением территории ее проживания в со­став Российского государства. Это произошло в результате известных трех разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг. Для белорусов это было поистине судьбоносное событие. К концу XVIII - началу XIX в. та культура, которая бурно развивалась на белорусских землях во времена Киевской Руси и Великого княжества Литовского, едва теплилась, а западнорус­ский (старобелорусский) язык после его запрета в 1696 г. поль­скими властями и вовсе был уже мертв [58]. Под угрозой исчез­новения оказалась и сам белорусский этнос. Если мысленно Представить иной ход событий, результатом которого явилось бы укрепление Речи Посполитой и ее существование по насто­ящее время, кто бы сегодня помнил о белорусах?

Поэтому с полным основанием можно утверждать, что вос­соединение белорусов, равно как и украинцев, с родственным русским народом в одном государстве стало актом спасения са­мой белорусской общности и последовавшего затем возрожде­ния ее самобытной, славянорусской (славяноправославной) в своей сущности, культуры. Этому процессу был придан наме­ренный характер после подавления польского восстания 1830—1831 гг., когда правительство стало проводить политику усиления русского влияния на белорусских землях. Важная роль при этом отводилась учебным заведениям. Здесь повсе­местно вводилось обучение на русском языке, которое до того осуществлялось на польском. В 1832 г. был закрыт Виленский университет как рассадник антирусских идей и настроений и одновременно открыт Киевский университет, в который были переведены признанные лояльными польская профессура и студенты. Увеличивалось количество светских учебных заведений. На место закрытых дворянских института и гимназий, в которых обучалась местная шляхта, была учреждена сеть уезд­ных народных училищ, а также Молодечненская учительская семинария.

Особое значение имел состоявшийся в 1839 г. Полоцкий церковный собор, который утвердил воссоединение литовско-белорусских униатов с православной церковью. Кстати будет заметить, что массовое возвращение униатов в лоно православия по инициативе низшего униатского духовенства началось сразу же после воссоединения белорусских земель с Россией, а упомянутый собор лишь организационно и юридически офор­мил фактическое положение.

Такая политика властей встретила неодобрительное отношение со стороны тех, кто считал вошедшие в состав России белорусские земли восточными окраинами («всходними кресами») Польши. Нынешние их единомышленники такого рода действия правительства квалифицируют как русификацию белорусского населения [59]. Однако эта навязываемая ими общественному сознанию оценка есть грубая фальсификация сути осуществлявшихся русским правительством мер. На самом деле это была политика располячивания, освобождения белорусов от все еще продолжавшегося и даже усиливавшегося польско-католического влияния. Если говорить еще более определенно, то это была политика возвращения белорусам богатейшего наследия их же собственной, создававшейся веками культуры, являющейся неотъемлемой частью великой общей культуры трех рус­ских народов. Одновременно это была политика возвращения белорусов в лоно славяно-русской православной цивилизации, в которой они сформировались как этническая общность и только, в которой возможно их дальнейшее социокультурное развитие.

Бессмысленно говорить о русификации народа, который по рождению своему, по своей социокультурной сути является славяно-русским народом. Политика возвращения белорусской общности в лоно ее собственной культуры никогда не, встречала противодействия со стороны самих белорусов, в то время как проводившиеся местными властями кампании по «белорусизации» непременно сопровождались ростом обще­ственного недовольства и выражением протеста [60]. В послед­ний раз белорусский народ вынужден был выступать против курса на свертывание употребления русского языка в 1995 г. на референдуме за придание ему равного с белорусским языком статуса: за это высказалось 83,3% граждан, принявших участие в голосовании [61].

Таким образом, вхождение Белой Руси в состав Российской империи, безусловно, имело исключительно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Именно в этот период впервые в истории белорусов как особой общности сложились предпосылки не для реставрации Великого княжества Литовского (за разгово­рами об этом всегда скрывалась цель восстановления польско­го государства в границах 1772 г., т.е. Речи Посполитой), а для создания собственно белорусской государственности. Подчер­киваем: не возрождения Великого княжества Литовского, а рождения собственной национальной государственности — та­кую перспективу впервые открыла перед белорусами история. Предпосылками для этого явились результаты социально-эко­номических и политических процессов, происходивших на протяжении XIX - начала XX вв. внутри России.

Как известно, здесь вопросы ликвидации крепостного пра­ва и охраняющего его царского самодержавия, переустройства жизни на демократических основаниях с самого начала указан­ного периода выступали как важнейшие общественные пробле­мы времени. Катализатором же их решения явились революци­онные события в России начала XX в.

Наши рекомендации