В составе Российского государства
Исключительно важный период в развитии белорусской общности связан с вхождением территории ее проживания в состав Российского государства. Это произошло в результате известных трех разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг. Для белорусов это было поистине судьбоносное событие. К концу XVIII - началу XIX в. та культура, которая бурно развивалась на белорусских землях во времена Киевской Руси и Великого княжества Литовского, едва теплилась, а западнорусский (старобелорусский) язык после его запрета в 1696 г. польскими властями и вовсе был уже мертв [58]. Под угрозой исчезновения оказалась и сам белорусский этнос. Если мысленно Представить иной ход событий, результатом которого явилось бы укрепление Речи Посполитой и ее существование по настоящее время, кто бы сегодня помнил о белорусах?
Поэтому с полным основанием можно утверждать, что воссоединение белорусов, равно как и украинцев, с родственным русским народом в одном государстве стало актом спасения самой белорусской общности и последовавшего затем возрождения ее самобытной, славянорусской (славяноправославной) в своей сущности, культуры. Этому процессу был придан намеренный характер после подавления польского восстания 1830—1831 гг., когда правительство стало проводить политику усиления русского влияния на белорусских землях. Важная роль при этом отводилась учебным заведениям. Здесь повсеместно вводилось обучение на русском языке, которое до того осуществлялось на польском. В 1832 г. был закрыт Виленский университет как рассадник антирусских идей и настроений и одновременно открыт Киевский университет, в который были переведены признанные лояльными польская профессура и студенты. Увеличивалось количество светских учебных заведений. На место закрытых дворянских института и гимназий, в которых обучалась местная шляхта, была учреждена сеть уездных народных училищ, а также Молодечненская учительская семинария.
Особое значение имел состоявшийся в 1839 г. Полоцкий церковный собор, который утвердил воссоединение литовско-белорусских униатов с православной церковью. Кстати будет заметить, что массовое возвращение униатов в лоно православия по инициативе низшего униатского духовенства началось сразу же после воссоединения белорусских земель с Россией, а упомянутый собор лишь организационно и юридически оформил фактическое положение.
Такая политика властей встретила неодобрительное отношение со стороны тех, кто считал вошедшие в состав России белорусские земли восточными окраинами («всходними кресами») Польши. Нынешние их единомышленники такого рода действия правительства квалифицируют как русификацию белорусского населения [59]. Однако эта навязываемая ими общественному сознанию оценка есть грубая фальсификация сути осуществлявшихся русским правительством мер. На самом деле это была политика располячивания, освобождения белорусов от все еще продолжавшегося и даже усиливавшегося польско-католического влияния. Если говорить еще более определенно, то это была политика возвращения белорусам богатейшего наследия их же собственной, создававшейся веками культуры, являющейся неотъемлемой частью великой общей культуры трех русских народов. Одновременно это была политика возвращения белорусов в лоно славяно-русской православной цивилизации, в которой они сформировались как этническая общность и только, в которой возможно их дальнейшее социокультурное развитие.
Бессмысленно говорить о русификации народа, который по рождению своему, по своей социокультурной сути является славяно-русским народом. Политика возвращения белорусской общности в лоно ее собственной культуры никогда не, встречала противодействия со стороны самих белорусов, в то время как проводившиеся местными властями кампании по «белорусизации» непременно сопровождались ростом общественного недовольства и выражением протеста [60]. В последний раз белорусский народ вынужден был выступать против курса на свертывание употребления русского языка в 1995 г. на референдуме за придание ему равного с белорусским языком статуса: за это высказалось 83,3% граждан, принявших участие в голосовании [61].
Таким образом, вхождение Белой Руси в состав Российской империи, безусловно, имело исключительно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Именно в этот период впервые в истории белорусов как особой общности сложились предпосылки не для реставрации Великого княжества Литовского (за разговорами об этом всегда скрывалась цель восстановления польского государства в границах 1772 г., т.е. Речи Посполитой), а для создания собственно белорусской государственности. Подчеркиваем: не возрождения Великого княжества Литовского, а рождения собственной национальной государственности — такую перспективу впервые открыла перед белорусами история. Предпосылками для этого явились результаты социально-экономических и политических процессов, происходивших на протяжении XIX - начала XX вв. внутри России.
Как известно, здесь вопросы ликвидации крепостного права и охраняющего его царского самодержавия, переустройства жизни на демократических основаниях с самого начала указанного периода выступали как важнейшие общественные проблемы времени. Катализатором же их решения явились революционные события в России начала XX в.