Трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи
По Аристотелю, гос-ная власть есть продолжения и развитие отцовской власти.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Он рассматривал гос-во как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца. Правитель должен заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Р.Филмер (XVII в.). Бог передал власть Адаму ->Адам сыновьям->сыновья Адама – первые правители гос-в -> возникновение гос-ва
В России последователем этой теории был русский социолог Н. Михайловский (1842-1904 гг.)
4 Теория Насилия
Представители : Евгений Дюринг , Каутский, Гумплович
Теория насилия объясняет возникновение гос-ва завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей гос-ную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.
5 Договорной теории (естественно-правовая).
Представители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Эта теория получила распространение в ХVII - ХVIII вв.
Гос-во возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в гос-ный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
Представители считали, что договор об образовании гос-ва заключался между каждым членом общества и гос-вом. По договору люди передают часть своих прав гос-ву, которое обязуется охранять их собственность и безопасность.
Сторонники этой теории исходили из того, что гос-ву предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в гос-ве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. Дж. Локк сформировал, идею разделения властей, сторонник ограниченной монархии.
6 Психологическая
Представители : Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.)
Объяснял появление гос-ва особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Причиной возникновения гос-ва является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению гос-ной власти, которой люди подчиняются добровольно.
7 Психоаналитическая
Представители: З. Фрейд .
Государство необходимо , для задерживания агрессивных комплексов человека .
8 Органическая
Представители : английский мыслитель Г. Спенсер (ХIХ в)
Считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.
9 Ирригационную теорию
Представитель: немецкого ученого К. Виттфогеля.
Объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования гос-ва и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование гос-ва было первичным, поскольку именно гос-во было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
10 Теория инцеста
Представитель: Клод Леви-Стросс
Древние люди, осознав, что кровосмешение приводит к рождению уродов. *Вводят запрет на кровосмешение. **Создают спец. орган, который следил, что бы никто не занимался кровосмешением. *** Они были вынуждены брать жен из других племён, а для этого необходимо было избегать вражды. Результаты: 1) Появление гос-ных органов 2) Объединение плёмён.
11 Волюнтаристская теория (субъективизма)
Представитель: Мейтленд Джонс
Гос-во образуется по воли сильной личности (африканские страны 60-х – 70-х годов 20в.) Я считаю, что это не теория в чистом виде, а всего лишь этап, через который проходят практически все гос-ва.
12 Расовая теория
Представитель: Ж. Гобино (1816-1882 гг.), Ницше
Суть: есть расы низшие и высшие. Низшие не способны создать гос-во, вы высшие способны. Позже воспользовался этой теорией Гитлер. Каждая раса и нация по-своему ценна и талантлива.
13 Марксистская теория В середине ХIХ в. возникла
Представители: К. Маркса и Ф. Энгельса
Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение гос-ва.
14 Спортивная теория
Представить: Отрего-и-Гассет
Гос-во образ-ся благодаря спорту, чтобы стать взрослым нужно пройти обряд инициации, проявлялись Олимпийские игры.
15 Патримониальная теория
Представитель: Галлер
Суть: гос-во произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет.
16 Теория специализации
Представитель: госпожа Кошанина
Суть: Гос-во возникает в реализации специализации во всех сферах
17 Диффузионная
Представитель: Гренбер (19-20 вв.)
Суть: 1-ые гос-ва, а затем опыт формирования распределяется на другие территории, другое население, и этот опыт заимствуется и образуются гос-ва
18 Юридическая
Представители: Коркунов , Трубецкой
Рассматривает происхождение Государства исключительно с правовой точки зрения , как юридический олицетворение нации .
19 Кризисная теория
обобщает и выводит создание классов из экологических катастроф. Особенно важная роль уделяется глобальному похолоданию 40 тысяч лет назад. В определенной мере задействуются идеи материалистической теории.
Вопрос №8Соотношение общества и гос-ва.
Общество в широком значении — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологические рамки общества и государства также не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянно меняется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система, государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан, разрешать возникающие между ними противоречия, преодолевать кризисные ситуации. Вместе с тем иногда государство может играть и деструктивную роль — возвышаться над создавшим его обществом, превращаться из «слуги» в «хозяина» и т.п.
Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой — соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием (В.М. Корельский).
Вопрос №9 Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Существует несколько подходов к пониманию, что же есть на самом деле «государственная власть». Выделяется восемь подходов:
1. Классический подход, т. е. власть это отношения господства и подчинения.
2. Телеологический подход, целевой, т. е. власть как способность достижения поставленных целей, получение намеченных результатов.
3. Бихевиористский подход (бихевио – поведение), т. е. власть как особый вид поведения, при котором одни командуют другие подчиняются.
4. Инструменталистский подход, т. е. власть как инструмент, орудие, средство, которое можно использовать для достижения определённой цели.
5. Структуралистский подход, т. е. власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.
6. Власть – это влияние, оказываемое на другого; это способность заставить кого-либо поступать нужным образом.
7. Конфликтный подход, т.е. власть это конфликт.
8. Функционалистский подход, т. е. власть это способность мобилизовать ресурсы общества для достижения интересов общества.
Прежде чем характеризовать государственную власть надо дать определение власти государственной. Под ней понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее, устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общества). Она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Гос-ная власть представляет собой разновидность социальной власти. Согласно этой точки зрения, государственная власть более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями. Согласно другой точки зрения, понятия политическая власть тождественна понятию государственная власть, так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом участии.
Гос-ная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос-ное принуждение. Однако государственная власть как особая разновидность социальной власти имеет свои характерные черты:
20 Распространяется на все общество
21 Носит публично-политический характер
22 Опирается на гос-ное принуждение
23 Осуществляется специальными лицами – гос-ными чиновниками.
24 Имеет свою систему налогов
25 Производит деление населения по территориальному признаку
Вопрос №10 Понятие и сущность гос-ва
Относительно понятия государство существует множество позиций:
Классический подход – это совокупность власти, территории, населения.
Теологический подход – это то, что создается богом на земле. Государство должно жить по божьим законам.
Юридический подход – это юридическая персонификация личности.
Социологический подход – это союз семей, людей, городов. Государство невозможно без социума, общества.
Кибернетический подход – особая система связи с прямым и обратным потоком информации.
Т.о. Государство- это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. В государстве есть политическая публичная власть, она внешняя и представляет все общество. Признаки:
1. Государство - единственная универсальная организация на территории страны. Охватывает всё население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и негражданства.
2. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость её в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами.
3. Налоги - это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.
4. Публичная (государственная) власть - власть, не совпадающая с населением, но выступающая от его имени, обеспечивает государственное принуждение.
5. Легализованное принуждение (насилие) - государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.
6. Право - государство немыслимо без устанавливаемого им права.
7. Государственная символика – греб, гимн, флаг, язык, монета и т.д.
Сущность государства- смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе:
1. Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными "безмозглыми" массами.
2. Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер.
3. Демократическая доктрина - первоисточником и носителем власти является только народ.
4. Марксистская теория - власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.
В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех.
Гос-во может выражать интересы класса – СССР, нации – Германия, расы – Африканские страны, религии – Ватикан, общесоциальные интересы. Т.о. сущность гос-ва многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам , поэтому в сущности гос-ва в зависимости от исторических условий на 1-й план может выходить любое из начал.
Вопрос №11Типология гос-ва и права: формационный и цивилизационный подход.
Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Типология - разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы.
Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важных свойств и сторон, порождающихся соответствующей эпохой, характеризующиеся общими сущностными свойствами.
Характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов:
Формационный подход (Маркс)– основан на приоритете социально-экономических факторах при классификации государств. Производится деление государств на формации по трем критериям:
Наличие или отсутствие частной собственности
Наличие или отсутствие противоречивых классов
Наличие или отсутствие товарного производства
Выделяют 4 типа государства:
Первобытнообщинное состояние
Рабовладельческая социально-экономическая формация
Феодальная социально-экономическая формация
Буржуазная социально-экономическая формация
Коммунистическая социально-экономическая формация
Цивилизационный подход (Тойнби): Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества отличающаяся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков, причем религия и форма организации остаются неизменными. В отличие от формационного подхода здесь упор делается на религию и культуру в целом.
Тойнби выделял 21 цивилизацию: Египетская, Иранская, Сирийская, Дальневосточная.
Уолт Ростоу тоже был сторонником цивилизационного подхода. Он делил все цивилизации относительно от уровня экономического развития и выделял: Традиционные, Переходные, Сдвинутые, Высокоразвитые и общества, достигшие высокого уровня народного потребления.
Ельминек делил все цивилизации в зависимости от положения, которое в нем занимал человек:
Древневосточное, Древнегреческое, Средневековое, Современное.
Кельзен делил все цивилизации в зависимости от путей и степени участия воли индивида в укреплении правопорядка:
Автократические и Демократические.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.
Вопрос №12Ф-ции гос-ва: понятие и классификация.
Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой. С эволюцией государства, эволюционируют и его функции. Классификация функций государства:
1. По времени действия: постоянные и временные.
2. По сфере политической направленности: внутренние и внешние.
3. По сферам общественной жизни: экономические (развитие экономики), социальные (охрана прав и свобод), политические (охрана суверенитета), идеологические (образование, наука).
4. По значимости: основные и неосновные (другая точка зрения - глобальные и региональные).
5. По процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные.
Формы реализации функций государства - представляют собой деятельность конкретных государственных органов по их реализации, бывают двух (трех) видов:
1. Правовые: а) правотворческая; б) правоисполнительная; в) правообеспечительная; г) правоохранительная.
2. Неправовые или организаторские.
Антиправовые (выделяются Венгеровым) - это формы реализации функций гос-ва противоположные праву и противопоставленные ему. Примером может послужить судебное разбирательство над гос-ным служащим в связи с осуществлением последним своей деятельности не надлежащим способом (не соответствующим закону). Следует добавить, что эти формы возникают в результате противоправных действий гос-ных органов.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функцииосновные и неосновные.
Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.
'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.
Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме политической системы общества.
Вопрос №13Форма гос-ного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Существуют следующие формы государственного устройства:
Унитарное государство
Федеративное государство
Конфедеративное (на данный момент не существует в природе)
Региональное государство.
Унитарное государство- это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:
а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.
Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:
а) Договорные и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).
б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального(языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер.
в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.
Уния –это союз. Виды: персональная и номинальная (когда государство объединено, но в каждом остается старый правитель «бумажное объединение»).(Швеция и Норвегия 1814-1905) Дания и Исландия 1918-1944).
Империя. Они создаются с помощью насилия, завоевания.
Фузия– это слияние государств, когда одно государство входит в состав другого. (СССР, ГДР и ФРГ).
Инкорпорация – это объединение государств, которое внешне выглядит как добровольное, но таковым не является. (присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР).
Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.
Вопрос №14Форма гос-ного правления: понятие и виды.
Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий - под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего (см. ниже) также включают политическую среду. В итоге, в науке под формой правления понимается нечто среднее. Форма правления - представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.
Монархическая форма правления:
Монархия- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется (1) единолично и переходит, как правило, по (2) наследству. Исключением из данного правила являются Малайзия (нарушен второй пункт, монарх переизбирается через каждые 5-ть лет) и Объединённые Арабские Эмираты (власть осуществляется не единолично, а в коллегиально - 7-мь человек). Наблюдается общемировая тенденция уменьшения государств с такой формой правления, при этом в государствах которые сохраняют монархическое устройство, идёт активное ограничение прав монарха. На данный момент в мире 1/6 всех государств это монархии. Существуют следующие виды монархий:
Абсолютная монархия(к сегодняшнему дню уже не существуют)- такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Конституционная монархия(Осман, Саудовская Аравия, Катар и др) представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Теократическая (в мусульманских странах) - монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной
При дуалистической монархии (Монако, Лесото, Бутан) государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
В парламентарных монархиях (Великобритания, Япония, Швеция и др) право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их, наиболее полно ситуацию отражает словосочетание - "спящий лев".
Республиканская форма правления:
Республика- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существует должность президента, который избирается на срок от 3-х до 7-ми лет, переизбрание президента обычно не ограничивается (хотя в России не более 2-ух раз). Существуют следующие виды республик:
Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Египет и др) - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. На данный момент в мире насчитывается довольно много президентских республик. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчинённых только ему министров. Парламент не может сместить министров, а президент не может распустить парламент. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации данной формы правления:
а) Суперпрезидентская республика(в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) - президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой.
б) Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) - свою роль президент осуществляет пожизненно.
в) Милитарно-президентская республика- вся власть принадлежит военному (революционному) совету.
Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др) - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Главная отличительная черта данного вида республики, это способ формирования правительства, правительство формирует партия (коалиция партий) имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответственность только перед парламентом.
Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую - парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полупарламентские республики.
Вопрос №15Гос-ный режим: понятие и виды.
Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:
Демократический - присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима. Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов. Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
Тоталитарный - режим