Причины, характеристика и понятие бюджетного дефицита и государственного долга. Сущность и задачи фискальной политике
Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели.
Однако причины, вызывающие бюджетный дефицит могут быть различными:
1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства..
2. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода.
3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
Государственный долг - общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Иными словами, государственный долг - сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.
Государственный долг растёт в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Долг различают по двум критериям:
1) по сроку;
2) по месту выплаты.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и во внешний (иностранный) долг.
Внешний долг ложится тяжёлым грузом на страну (хотя многие страны должны друг другу) - надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит трудновыполнимые условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги от менее обеспеченных слоёв переходят к более обеспеченным, так как именно последние покупают государственные облигации.
Виды совокупного государственного долга.
Наиболее тяжёлыми считаются краткосрочные долги. По ним приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами.
В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заёмных средств.
Предметом особого внимания является внешний государственный долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают всевозможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:
1) Традиционный путь - выплата долгов за счёт золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключён, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2) Консолидация внешнего государственного долга, которая возможна только с согласия кредиторов.
3) Сокращение внешнего государственного долга путём конверсии, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счёт долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале.
4) Обращение страны-должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным региональным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты жёсткими требованиями к государственной экономической политике, в частности к эмиссионной, кредитной политике, к сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Средствами государственного бюджета финансируются:
- затраты на расширенное воспроизводство;
- непроизводительные расходы государства;
- развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
- проведение структурной политики;
- содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлётов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, значительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:
- дискреционную;
- не дискреционную.
Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.
Второй вид фискальной политики - не дискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.