Политический режим периода перестройки в СССР 1985 - 1991 гг
В этот период политический режим претерпел значительные изменения в своих основополагающих чертах. В стране были проведены экономические и политические реформы, которые вплотную подвели ее к смене политического режима в 1990-1991 гг. Посттотадитарный режим постепенно сдавал позиции, уступая их элементам демократии. Наступала демократизация политической сферы жизни общества.
Перестройка в стране стала возможна в результате:
- серьезных изменений в составе правящей элиты;
- невозможности дальнейшего поступательного социально- экономического развития страны.
На самый верх правящей элиты выдвинулись представители так называемого технократического поколения советской номенклатуры. Они
так же, как и большинство элитарной интеллигенции и советского «среднего класса», были равнодушны к идейным мотивам официальной доктрины. Их отличал откровенный прагматизм, карьеризм и стремление к западным стандартам потребления.
Необходимость же экономических реформ была обусловлена тем, что продолжать прежний социально-экономический курс, основанный на наличии огромных природных ресурсов, стало очень трудно из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей. К тому же начинала сказываться технологическая отсталость советской экономики.
В 1985 г. пост руководителя страны занял М. С. Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС. Основой нового курса на первом этапе перестройки (1985-1987 гг.) стала политика «ускорения». Суть ее состояла в том, чтобы добиться экономического прорыва за счет огромных инвестиций в некоторые отрасли, например, в машиностроение, и за счет внедрения новейших технологий. Однако методы, которыми проводился этот курс, остались прежними - командно-административными, поэтому никакого ускорения не получилось, ожидаемых изменений в экономике не произошло.
В 1987 г. модель «ускорения» была заменена моделью «перестройки». Была сделана попытка изменить принципы управления народным хозяйством («Закон о государственном предприятии (объединении)» 1987 г.) в сторону большей самостоятельности предприятий. Была дана свобода частной инициативе - законы «Об Индивидуальной трудовой деятельности» 1988 г., «О кооперации» 1988 г.
В 1987-1989 гг. экономическая ситуация резко ухудшилась из-за Инфляционных процессов, из-за ряда непродуманных шагов, таких как антиалкогольная кампания, нанесшая удар по бюджету, как эксперимент по «самоуправлению и самофинансированию» предприятий, приведший к дезорганизации многих производств. Рынок потребительских товаров пустел, была введена система распределения товаров по талонам.
На втором этапе перестройки (1988-1989 гг.) продолжалась неуклонная трансформация основных черт политического режима. Главный удар по основам режима был нанесен политической реформой, которая началась осенью 1988 г. Неудача в области реформирования экономики объяснялась отсутствием реформ политических, и с этого времени в центре внимания руководства страны оказалась политическая сфера.
Официальная коммунистическая идеология теряла свою исключительную господствующую позицию. Еще раньше, в начале перестройки, первым настоящим шагом в сторону демократизации режима стала политика гласности. Гласность - разрешенная властью и определенно дозированная свобода слова и печати - сыграла огромную роль в деидеологизации общества. Первоначально гласность была введена властью с целью «расшевелить» общество, так как его неготовность к восприятию серьезных перемен была очевидна. В основном гласность сводилась к критике современных реалий и к разоблачению преступлений сталинизма. Первоначально никто не выступал против системы и ее базовых социалистических ценностей, речь шла лишь о совершенствовании социализма, об очищении его от искривлений и деформаций. Однако постепенно нараставший процесс критики идеологических постулатов было уже не остановить. Гласность, вышедшая из под контроля, сделала разрушение официальной идеологии необратимым. В течение 1989 г. в массовом политическом сознании произошел резкий сдвиг вправо. Если в начале года социал- демократические идеи казались весьма радикальными, то уже к концу 1989 г. в общественном сознании распространилась убежденность в невозможности модернизации на социалистическом фундаменте вообще. Росту антисоциалистических настроений способствовали падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 1989 г., и очевидные неудачи экономических реформ внутри страны.
В этот же период происходят радикальные изменения избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов. Был создан советский квазипарламент - двухуровневая система высшей законодательной власти - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из числа депутатов Съезда. Правда, депутаты Съезда представляли не политические партии, как в «буржуазных» странах, а в основном общественные организации. Из 2250 депутатов Съезда 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций.
Самым радикально новым в политической реформе были выборы депутатов Съезда. Выборы получились соревновательными (на одно место было несколько кандидатов), и свободными (не было ограничений на выдвижение кандидатов и ведение предвыборной кампании).
Таким образом, выборы и созыв I Съезда народных депутатов СССР – высшего законодательного органа власти - в июне 1989 г. стали переломным событием в политической жизни страны. На этом же Съезде появилась первая официальная оппозиция - Межрегиональная депутатская группа, идейная платформа которой быстро эволюционировала от либерализма к антисоциализму. Верховный Совет СССР стал постоянно Действующим парламентом.
На третьем этапе перестройки (1990-1991 гг.) происходит еще °ДНо фундаментальное изменение режима - было покончено с монополией единственной политической партии на власть, и сделаны реальные шаги к многопартийности.
марта 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе, и в октябре 1990 г. вышел закон «Об общественных организациях», признававший фактическое наличие многопартийности в стране.
На III Съезде был учрежден новый пост главы государства - пост Президента СССР, на который Съездом был избран М. С. Горбачев. Таким образом, перестав быть руководителем страны на посту Генерального Секретаря партии, которая потеряла свое исключительное место, М. С. Горбачев остался главой СССР в роли Президента.
Особенностью российского перехода от посттоталитаризма к демократии было отсутствие организованных и пользующихся широкой поддержкой населения движений, таких, как «народные фронты» в Прибалтике или «Солидарность» в Польше. Вместо этого имело место харизматическое лидерство Б. Н. Ельцина. Соединение этого лидерства с демократическим движением в стране сыграло огромную роль в падении коммунистической системы на заключительном этапе перестройки. Народ поддерживал Б. Н. Ельцина как «народного вождя» и антипода потерявшего авторитет М. С. Горбачева, но отнюдь не как носителя определенной программы. Кроме этого, он имел ореол «мученика» и «народного заступника».
В марте 1989 г. Ельцин стал народным депутатом СССР и до конца 1990 г. был членом Верховного Совета СССР.
В мае 1990 г. он был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. В период его председательства был принят ряд законов, повлиявших на дальнейшее развитие страны, например «Закон о собственности в РСФСР» 24 декабря 1990 г.
В 1990 - 1991 гг. шло нарастание политического противоборства между республиканскими политическими элитами и союзным центром во главе с М. С. Горбачевым, в том числе и между руководством СССР и РСФСР. Так, 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривающая приоритет российских законов над союзными. Противостояние особенно обострилось после избрания Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР, которое произошло на первых в истории страны всенародных президентских выборах 12 июня 1991 г.
Б. Н. Ельцин возглавил противодействие ГКЧП во время путча 19-21 августа 1991 г., после провала которого рычаги реальной власти постепенно стали переходить к Ельцину и главам других союзных республик. Окончательно ушло в прошлое всевластие коммунистической партии — 6 ноября 1991 г. был подписан указ о прекращении деятельности КПСС. Все это неизбежно вело к распаду союзного государства, который и произошел в декабре 1991 г. после подписания Беловежского соглашения между президентами Белоруссии, Украины и России. Чуть позже к соглашению присоединилось большинство союзных республик, и распад Советского Союза стал фактом.
25 декабря 1991 г. Борис Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой Президента СССР М. С. Горбачева. После победы в политической борьбе с союзным центром Б. Ельцин совершил ряд стратегических просчетов. Вместо того чтобы сразу провести серьезные политические изменении - создать собственную политическую партию, провести новые выборы в парламент, корректировать Конституцию - новое руководство приступило к Радикальной экономической реформе. Молодые реформаторы (Е. Гайдар, Федоров, А. Чубайс и др.), стоявшие на позициях идеологии классического либерализма, были убеждены, что частная собственность исвободные рыночные отношения смогут вывести Россию из экономического кризиса. «Новым либералам» в руководстве были свойственны игнорирование национальной специфики, стремление к копированию западного опыта, утопичные представления о международной политике того момента. Все это привело к кризисам в последующем развитии страны. Значительная часть российского общества демонстрировала негативную реакцию по отношению к экономическим реформам и их результатам.
С окончанием периода перестройки закончилась целая эпоха в политической жизни России, ушли в прошлое тоталитарные и посттоталитарные режимы, страна приступила к формированию нового демократического порядка.