Особенности функций права
1) Производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции — это «свечение»' сущности права в общественных отношениях.
2) Выражают такие направления воздействия права на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.
3) Отражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
4) Представляют направления активного действия права, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие.
5) Обладают постоянством. Это необходимый их признак, характеризующий непрерывность, длительность их действия.
Виды:
ВНЕШНИЕ
1) политическая Право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.
2) экономическая Право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные |отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т. п.
3) воспитательная Право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.
4) культурно-историческая Право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.
5) функция социального контроля Стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий.
5) информационно-регулирующая информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.
6) коммуникативная Право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления.
ВНУТРЕННИЕ
1) регулятивная: динамическая - Обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т. д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), статическая - Закрепляет общественные связи и порядки
2) охранительная направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
1) компенсационная состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция \ присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.
2) ограничительная направлена на orpaничение некоторых действий лиц, ущемляющих' права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других.
Право и закон
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин "закон" достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права.
В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин "закон" понимается в широком смысле.
Речь идёт о законе, как источнике правовых норм. Закон– это приоритетный источник права он всегда содержит нормы права.
В федеративном государстве есть законы федеральные и законы субъектов. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования.
Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. "возведение его в закон", осуществляется государством. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания.