Особенности функций права

1) Производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции — это «свечение»' сущности права в общественных отношениях.

2) Выражают такие направления воздействия права на общест­венные отношения, потребность в осуществлении которых по­рождает необходимость существования права как социального явления.

3) Отражают наиболее существенные, главные черты права и на­правлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

4) Представляют направления активного действия права, упоря­дочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права явля­ется ее динамизм, движение, действие.

5) Обладают постоянством. Это необходимый их признак, харак­теризующий непрерывность, длительность их действия.

Виды:

ВНЕШНИЕ

1) политическая Право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отно­шения, регулирует деятельность субъектов по­литической системы и пр.

2) экономическая Право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные |отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения обществен­ного богатства и т. п.

3) воспитательная Право, отражая определенную идеологию, ока­зывает специфическое педагогическое воздейст­вие на лиц, формирует у субъектов мотивы пра­вомерного поведения.

4) культурно-историческая Право аккумулирует духовные ценности и дос­тижения мировой культуры.

5) функция социального контроля Стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зре­ния общества поведение и действия, т. е. удер­живает от совершения неправомерных дейст­вий.

5) информационно-регулирующая информирует о возможностях того или иного социально зна­чимого поведения и способствует социально по­лезному поведению.

6) коммуникативная Право, являясь информационной системой, вы­ступает способом связи между субъектом и объ­ектом управления.

ВНУТРЕННИЕ

1) регулятивная: динамическая - Обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т. д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), статическая - Закрепляет общественные связи и порядки

2) охранительная направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества ва­риантов поведения, охрану и защиту от наруше­ний прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

1) компенсационная состоит в компенса­ции ущерба или вреда, причиненного незакон­ными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция \ присуща гражданскому, трудовому, отчасти уго­ловному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

2) ограничительная направлена на orpaничение некоторых действий лиц, ущемляющих' права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других.

Право и закон

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин "закон" достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права.

В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин "закон" понимается в широком смысле.

Речь идёт о законе, как источнике правовых норм. Закон– это приоритетный источник права он всегда содержит нормы права.

В федеративном государстве есть законы федеральные и законы субъектов. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. "возведение его в закон", осуществляется государством. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания.

Наши рекомендации