Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
Политические системы большинства современных стран имеют сходную структуру (включая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), однако при этом каждая имеет специфические черты. Различия в политических системах зависят от характера их окружения. Под политическим окружением можно понимать все факторы, влияющие на функционирование политической системы. Политическое окружение включает в себя историю страны, ее экономику, гражданское общество, культуру, природно-климатические условия. Политико-культурное окружение в ряду перечисленных факторов имеет чрезвычайно важное значение для политической системы. Политическая культура создает нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы. В основе политической культуры лежат: 1) понимание справедливости, связанное с пониманием свободы и равенства; 2) форма организации согласия;
3) основные принципы конституционализма. Попытаемся проанализировать вышеперечисленные факторы окружения политической системы Беларуси. Белорусский ученый С.А.Шавель пишет: «История показывает, что от того, какой смысл вкладывается в понятия «справедливости», «равенства», «уравновешивания интересов», в значительной степени зависит и проектируемое государственное устройство, и реальная политика».
Справедливость – представление о должном, правильном общественном устройстве. Сама справедливость может выступать в обществе генератором добра, трудолюбия, стимулом общественной деятельности. Справедливость можно сравнить с весами, на которых уравновешиваются вклад и воздаяние, труд и вознаграждение, преступление и наказание. Либерально-демократическое понимание справедливости основано на приоритете индивидуальной свободы; справедливость в рамках социалистической идеологии тесно связана с социальным равенством.
Что означает «равенство»? Что нужно делать, чтобы его обеспечить? В юридической и политической литературе выделяют следующие типы равенства: индивидуальное, социальное и гражданское. Индивидуальное и социальное равенства – утопичны. Индивидуальное равенство невозможно, так как люди не равны по способностям от рождения. Социальное равенство на практике обернулось потерей стимулов к труду, уравниловкой. Еще социалист-утопист Г.Бабеф высказывался о социальном равенстве так: «Никто не может иметь того, что не могут иметь все». Парижская коммуна, а затем советская власть столкнулись с противоречием между декларируемой уравнительностью и необходимостью стимулирования труда. Идея уравнительности нашла теоретическое выражение в программных установках марксистов о социально однородном обществе. Однако, социальная дифференциация – это органический продукт общественной жизни: разделение труда, различия способностей, культуры, устремлений людей. Для общества опасна не сама дифференциация, а ее чрезмерные формы (обогащение отдельных лиц путем нарушения закона).
Основная цель социальной политики и обязанность государства – достижение гражданского равенства, понимаемого как равенство перед законом, независимо от национальности, партийности, общественного и имущественного статуса. Осознание необходимости наличия в обществе гражданского равенства – важное достижение демократического развития. «Выравнивать» нужно не по низшему, а по высшему критерию, стандарту. Этот вывод актуален и для оценки политической культуры граждан Беларуси. Стереотипы уравнительного равенства все еще сильны. Цель социальной политики должна состоять в осознанном регулировании процессов стратификации, а не в формировании мифологической однородности.
Идея гражданского равенства не противоречит либеральным принципам свободы, поскольку свобода не есть произвол и вседозволенность. Свобода – это одна из самых важнейших ценностей цивилизованного человечества. Свобода – это состояние человека, когда он может самостоятельно осуществлять выбор. Существуют разные понимания свободы. Различают негативную и позитивную свободу. Негативная (свобода «от») – свобода от принуждения, насилия, эксплуатации, от того, что ограничивает проявление человека, как личности. Позитивная (свобода «для») – это свобода, связанная с реализацией собственных интересов человека, его саморазвитием и самореализацией. Можно выделить три аспекта свободы: свобода от принуждения; свобода мысли; свобода действия.
Проблема общественной жизни заключается в мере свободы человека. Проявления свободы многообразны: политическая (демократия, плюрализм), экономическая (свобода труда, предпринимательства), моральная свобода и свобода совести, правовая свобода (принципы правового государства и права человека). Право – это всеобщая и равная мера свободы.
Право выступает регулятором внешней свободы человека. Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что человек свободен, если подчиняется не другому человеку, а закону. Правовая свобода проявляется в равенстве перед законом и судом. Правовая свобода отражает меру свободы в отношениях между человеком и государством, описывает нормы демократического политического участия и должна строиться на следующих принципах:
а) человеку разрешено все то, что не запрещено законом;
б) государству и его органам запрещено все, что не разрешено законом.
Еще один непреложный принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. То есть одним из ограничителей выступают права и свободы других людей.
Итак, идеи равенства и свободы отнюдь не противостоят друг другу, как может показаться на первый взгляд. Гражданское равенство и принципы политической, экономической, моральной и правовой свободы лежат в основе справедливости демократического общества. Кроме того, справедливость – это конкретная категория, требующая учета ее вида. Различают следующие виды справедливости: распределительная (равная оплата за равный труд), компенсаторная (перераспределение, компенсация за высокие затраты), карающая (санкции, наказание). Один вид справедливости не должен подменяться другим, так как это приводит к потере стимулов к экономической и социальной деятельности в целом.
Оформление согласия в обществе – следующий составной элемент окружения политической системы. Согласие означает, что государство может существовать и управлять только с согласия управляемых. При всем разнообразии интересов в обществе должен быть достигнут консенсус по поводу базовых целей и ценностей. Консенсус обеспечивает легитимность политической системы, сбалансированность политических ценностей в обществе.
В тоталитарных обществах нежелательные ценности и целевые ориентации подавляются политическими методами. Кроме того, существует тенденция к унификации ценностей и интересов, идущая как снизу – из стремления самого общества к консервативным традициям, так и сверху – для поддержания гомогенности и стабильности социальной системы, ее более легкой управляемости. В бывшем СССР общественный консенсус по вопросам социалистического строительства обеспечивался на основе жесткой централизации государственного управления. Функции КПСС были огосударствлены, а другие элементы политической системы оказались лишенными возможности влияния на государственную политику. Абсолютизация роли исполнительного аппарата в реализации решений высших органов на практике привела к тому, что местным органам самоуправления практически было отказано в праве осуществления местной политики.
Общество в процессе трансформации, т.е. перехода из частично модернизированного состояния в современное, находится в ситуации выбора пути общественного развития. Единство ценностей и интересов разрушено, есть плюрализм новых ориентаций. Одна часть общества стремится назад, к прежнему единству, занимая консервативную позицию, другая – к большей плюрализации жизненных позиций.
В условиях политической трансформации Беларуси встал вопрос: как осуществить трансформацию и сохранить стабильность в стране. Большая часть населения Беларуси, привыкшая к опеке и поддержке со стороны государства, всякого рода льготам и выплатам, неохотно принимает необходимость перехода к конкурентной социальной системе.
Рассматривая следующий компонент окружения политической системы – принципы конституционализма – мы сталкиваемся с вопросами: как развивалось конституционное устройство страны во времени и обеспечивает ли оно возможность решать проблемы современного общества? Насколько оно эффективно в обеспечении прав человека? Часто можно встретить высказывания, что американская конституция «самая лучшая», поскольку «работает» с 1787 года. Но при этом не учитываются условия ее создания. Если современные страны Восточной Европы при создании конституций основной задачей имеют закрепление меняющихся политических и экономических отношений, то целью создателей американской конституции были не радикальные изменения в стране, а лишь закрепление сложившихся социальных и экономических отношений через установление конституционной демократии. В странах Восточной Европы процессы преобразования экономики, утверждения конституционной демократии, на которые другим странам понадобились века, осуществляются одновременно и в кратчайшие сроки.
В настоящее время основным легитимирующим признаком, который провозглашают практически все конституции, является признание народа единственным источником и носителем власти. Кроме того, конституция берет на себя задачу очертить в письменном тексте гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, а также набор правил, институтов, социальных практик как необходимых элементов современного общества, поскольку они недостаточно развиты в стране.
Как уже отмечалось, согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь наша страна – это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья также закрепляет принцип государственного суверенитета.
На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия (русскому языку наряду с белорусским был придан статус государственного), изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко (70,5 % населения высказались «за» данную редакцию). Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля (День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков), сохранена смертная казнь (лишь 17,9 % населения высказались за отмену смертной казни), сохранена государственная форма собственности на землю (лишь 15,3% населения высказались за свободную, без ограничений куплю-продажу земли). Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов. Еще два вопроса не получили массовой поддержки: «Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями административно-территориальной единицы»? («за» высказалось 29,9%) и «Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета»? («за» – 32,1%).