Механизм функционирования политической системы

Д. Истон так описал классическую теоретическую модель механизма функционирования политической системы. Из среды на "вход" (или "ввод"; "inputs" - по

Истону[2]), поступает информация и действия в виде требований и поддержки.

"Требования" можно определить как действия и мнение индивидов и групп по поводу распределения ценностей в обществе. Например, несвоевременная выплата заработной платы работникам госбюджетной сферы может вызвать акции протеста с их стороны, сокращение бюджетного финансирования военно-промышленного комплекса стимулирует требования укрепления обороноспособности. Помимо требований в политическую систему вводится и другая подобная информация: ожидания, мнения, мотивации, идеологии, интересы и предпочтения членов данной системы. Накопление большого количества требований, зачастую противоречащих друг другу, ведет к перегрузке системы. Количественные параметры перегрузки связаны с многочислен-но-стью требований (к примеру, перенасыщенность парламентской повестки дня большим числом законопроектов), а качественные - с их сложностью (например, необходимость одновременного решения противоположных задач - сокращения налогов и ликвидации (301) задолженности бюджетным сферам). Чтобы приводить требования в соответствие с возможностями системы, необходимо осуществлять следующие функции:

1) Выражение требований (или "артикуляция интересов" - термин, введенный известным американським политологом Г. Алмондом). Самые разные общественные группы - от неуправляемой толпы до собрания бизнесменов или съезда политической партии - могут

участвовать в процессе артикуляции интересов. Как правило, формулирование и передача требований, обращенных к политической системе, осуществляется группами давления.

2) Регулирование требований.Есш поступающие требования (их всегда много) не фильтровать и не направлять по определенным каналам передачи информации (канализировать), то этот поток может захлестнуть систему. Регулирование требований, по Истону, осуществляется в двух формах: структурной и культурной.

При структурном регулировании процесс фильтрации и передачи требований осуществляется через специальные структуры (их называют "привратниками"). В качестве структур, регулирующих требования (пропускают одни и задерживают другие), выступают политические партии, высшие (элитные) слои общества, парламентарии, снециализированные государственные органы (например, отделы по работе с письмами и обращениями граждан при различных государственных учреждениях). Некоторые структуры одновременно выполняют функцию выражения требований и их регулирования (например, профсоюзы не только выражают требования трудящихся, но и осуществляют их фильтрацию, а также контроль за ними). В свою очередь, органы политической власти могут предвосхищать предполагаемые требования. Подобные действия способствуют устранению взрывоопасного характера требований, повышению популярности политических структур или их руководителей, удовлетворению интересов определенных социальных групп.

При культурном регулировании процесс допуска или ограничения требований определяется нормами, ценностями и взглядами, принятыми в данном обществе. Культурные запреты могут касаться как содержания требований (например, для стран, чье население придерживается ортодоксальных мусульманских традиций, (302) неприемлемо выдвижение требований, связанных с отменой ограничений на употребление спиртных напитков), так и формы их выдвижения (например, в западных демократиях политическая культура запрещает или ограничивает использование насилия для выражения политических требований).

Несмотря на фильтрацию и регулирование требований система все-таки может попасть в ситуацию перегрузки. В этом случае у нее есть два выхода из кризисного положения: усилить пропускную способность коммуникационных линий (путем специализации кадров, увеличением числа органов и количества чиновников, занимающихся рассмотрением требований) или сократить поток требований.

3) Сокращение требований. С помощью этой функции поток требований систематизируют, упорядочивают и сводят к определенному количеству альтернатив, которые предоставляются политической системе. Д. Стон называет это сочетанием, "комбинацией требований", а Г. Алмонд - "агрегированием интересов". В западнях демократиях эту функцию чаще всего выполняют политические партии. В своих предвыборных программах они стремятся согласовать противоречащие друг другу интересы различных групп (например, претензии и требования со стороны профсоюзов и организаций предпринимателей) в той степени, в какой это возможно или приемлемо. В постсоветских политических системах функцию агрегирования интересов в наибольшей мере осуществляют правительства (кабинеты министров). Это связано с тем, что в постсоветских странах противоположные интересы артикулируются и лоббируются не столько определенными социальными группами, сколько конкретными ведомствами и регионами.

Функции регулирования и сокращения тренований объективно необходимы, однако злоупотребление ими со стороны "привратников" может привести к стихийному "возмущению" среды, ослаблению и кризису политической системы. Испытывая со стороны среды постоянное давление в виде требований, политическая система ищет в окружающей среде поддержку своїм действиям и своему существованию.

"Поддержка" ("опора", "support" - по Д. Истону) включает все варианты позиций и поведения групп и индивидов, которые способствуют системе: голосование (303) на выборах, уплату налогов, соблюдение законов, патриотизм и т. п. Иначе говоря, это силы, которые поддерживают систему и тем самым дают ей возможность сохраниться, несмотря на давление среды. Истон различает три типа поддержки в соответствии с объектом их применения:

1) Поддержка политического сообщества в целом. Речъ идет о необходимом минимальном консенсусе в обществе для сохранения его политического единства. Особенно это актуально для многонациональных стран, обществ, сегментированных по признаку национальных, религиозных и других подобных различий.

2) Поддержка политического режима. Этот вид поддержки Д. Истон понимает как приверженность членов общества определенным "правилам игры", включающим в себя нормы функционирования политической системы (конституционные, правовые, нравственные), политические ценности (плюрализм, толерантность, свобода, демократия), распределение властных ролей.

3) Поддержка политических авторитетов (органов власти или конкретных политических лидеров). Имеется в виду поддержка "власти" как таковой, представленной органами, наделенными соответствующими властными полномочиями, либо персонифицируемой авторитетными и популярными политическими лидерами.

Названные три типа поддержки не обязательно выступают в совокупности. Гражданин той или иной страны, приверженный национальному сообществу, может не одобрять существующий политический режим или отказать в поддержке на выборах действующему руководителю страны.

Формы поддержки можно классифицировать следующим образом:

1) материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например, труд на общественных началах или воинская служба);

2) соблюдение законов и иных форм, принятых в данной системе;

3) участие в политической жизни (голосование на выборах и другие формы политической активности в поддержку системы);

4) почтительное, уважительное отношение к власти, государственной символике и официальным церемониям, внимание к официальной информации. (304)

Важнейшим механизмом селекции требований и поддержки в современном демократическом обществе являются выборы органов власти и другие подобные им формы политического волеизъявления граждан (референдумы, плебисциты).

Политическая система трансформирует и перерабатывает "введенные" в нее требования и піддержку (Д. Истон называет это процессом конверсии) в конечный "продукт" ("выход" системы; "outputs") - авторитетные решения по распределению ценностей в обществе и соответствующие действия по их осуществлению (экономическая, социальная, внешняя політика и т. п.). На выходе системы могут быть новые законы, другие нормативные акты, субсидии, льготы, информационные кампании и т.д."Символическим" действиям властей или высших должностных лиц (например, политическим заявлениям) Д. Истон придает такое же значение, как и нормативным (обязывающим) актам. "Продукт" функционирования политической системы следует отличать от результатов или последствий осуществления принимаемых решений и проводимой политики.

Функции выхода можно обобщить следующим образом:

1) функция нормотворчества охватывает выработку авторитетных правил, определяющих и регулирующих формы поведения людей и групп в обществе. В данном случае под "нормами" понимают не только законы, но и нормативные акты, являющиеся прерогативой органов исполнительной власти и других государственных учреждений;

2) функция "применения правил" связана с приведением правил или законов в действие. Осуществление этой функции в основном является сферой компетенции исполнительных органов и административной бюрократии, но в ее реализации также задействованы правове структуры, а иногда и законодательные органы;

3) функция "контроля за соблюдением правил" подразумевает интерпретацию законов и действия, связанные с определением фактов нарушения норм и наложением соответствующего наказания на нарушителей. В основном этим занимаются судебные и правоохранительные органы;

4) функция "политической коммуникации" обеспечивает распространение, передачу политической информации между управляющими и управляемыми, а также между различными составляющими системы. (305)

Механизм функционирования системы включает в себя и элементы обратной связи, посредством которых "продукты" политической системы влияют на будущие требования и поддержки, "вводимые" в систему. В теории данный механизм обозначается понятием "петля обратной связи".

"Петля обратной связи" включает в себя два процесса, образующие замкнутый цикл: а) "исходящие" решения и действия системы и их следствия (то есть адаптация власти в определенной ситуации); б) поток обратной информации (сообщений) о состоянии системы и о последствиях регулирующей деятельности органов власти. Обратная связь - основной механизм устранения напряженности в обществе, но функция эта выполняется, только когда власть способна реагировать на поступающие в систему импульсы. Фундаментальное значение обратной связи в политической жизни заключается не только в устранении допущенных ошибок, но и в переориентации системы, поиске новых целей и путей их достижения.

Общая схема функционирования политической системы, по Д. Истону, представлена ниже. Политолог не очень подробно проанализировал "выход" политической системы, а также сам процесс "конверсии". Внимание Д. Истона в большей степени обращено на характер и формы взаимодействия политической системы и внешней среды ее существования. Схема носит общий характер и с этой точки зрения ее можно применять для анализа различных обществ (социально-культурных и социально-экономи-

ческих сред) и различных типов политических систем.

СХЕМА

Наши рекомендации