Тема 19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Для обозначения комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности, используется понятие «международное гуманитарное право».
Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Необходимость гуманитарного права была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в междуна-
Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:
— устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;
— военные действия должны направляться только против
— мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;
— вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;
— запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;
— оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.
Ход Первой (1914—1918) и Второй (1939—1945) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.
Поэтому возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования и защиты прав человека.
25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась Конференция по вопросу создания международной организации. Вскоре представители 51 государства подписали Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Официально ООН появилась на свет 24 октября 1945 г., когда ее Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, США, Францией и большинством других подписавших его государств.
Среди принципов и норм, выработанных ООН, которые составляют фундамент современного международного права, выделим следующие:
— Принцип равноправия и самоопределения народов.
— Принцип уважения прав человека.
— Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).
— Принцип международной уголовной ответственности индивидов.
Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
Огромным событием явилось то, что международное право обратило внимание на человека, который был фактически неинтересен для его старых норм. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным.
В статье 1 (п. 3) Устава ООН указывается, что одной из целей организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г.
К источникам современного международного гуманитарного права1 относятся:
• Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.
• Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.
Появились основополагающие документы и области Иран человека для госудпрстн различных рогишти мири. Кирп пейская конвенция защиты прип чгломскп и огнпнмых гипПод
AuormtfinKMroti .г,,,,.,,.,,,,..., •>>..... „,,,,,.., ,, (I (Kiln A,I,
Л IV,Wl IV,'■>,,, 111,,,,, I. ,141,1 ■<„ у
рикакский устав прав людей и пародом ( ИЖ11); Каирским дек ларация прав человека п исламе (1990).
Система международной защиты прав человека
Название международной организации | Организация Объединенных Наций (ООН) | Совет Европы | Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) |
Год образования | 19942 | ||
Основной правозащитный документ | Всеобщая декларация прав человека 1948 г. | Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. | Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. |
1 См. тему «Международные документы по правам человека». 2 До 1994 г. именовалась как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшее свою работу в 1973 г. |
Название междуна- ппттттпй I—"---- организации | Организация Объединенных Наций (ООН) | Совет Европы | Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) |
Органы, | — Генеральная Ас | — Европей | — Наблюда |
уполномо | самблея ООН. | ский суд по | тели ОБСЕ |
ченные | — Третий комитет | правам чело | |
рассматри | ООН (готовит про | века. | |
вать вопро | екты резолюций по | — Комитет | |
сы о на | гуманитарным | министров | |
рушении | вопросам). | Совета Евро | |
прав чело | — Комиссия по пра | пы. | |
века | вам человека при | — Комиссар | |
Экономическом и | Совета Евро | ||
социальном совете | пы по пра | ||
ООН (ЭКОСОС). | вам человека | ||
— Комитет по кон | |||
венциям и рекомен- | |||
дациям ЮНЕСКО. | |||
— Комитет по пра | |||
вам человека. | |||
— Комитет по лик | |||
видации расовой | |||
дискриминации. " | |||
— Комитет против | |||
пыток. | |||
— Комитет по пра | |||
вам ребенка |
В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы:
— Рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует.
— Судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).
л с
чои
— Процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.
В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.
Существуют определенные правила обращения в этот суд:
— следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
— жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.
Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.
В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.
В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.
На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:
— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.
— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.
— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в
— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.
— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизи-
— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрез-
Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).
| А1. | Верны ли следующие суждения о сущности международных стандартов в области прав человека? А. Международные стандарты в области прав человека — это международные обязательства государства, которые оно должно соблюдать в ходе военных действий. Б. Международные стандарты в области прав человека — это принятые на себя государствами обязательства в отношении граждан других государств, находящихся на их территории.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны