Третьеиюньская политическая система. Деятельность III и IV Государственной Думы
Россия 20 в: Третьеиюньская политическая система | |
3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически, государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой. Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась законодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, но из них только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет. Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две, права избирателей во второй городской курии были урезаны. Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии - как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко уменьшилось представительство от национальных окраин. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442-456. Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенных партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали соответствовавший надеждам правительства результат выборов. В III Думу было избрано; умеренно-правых и националистов - 97, крайних правых - 50, октябристов - 154, прогрессистов - 28, кадетов - 54, трудовиков - 13 и социал-демократов - 19, мусульманская группа составила 8 человек, польско-литовская - 18. Пост председателя Думы последовательно занимали октябристы: помещик Н.А.Хомяков, которого сменил в 1910 г. А.И.Гучков, а затем (с 1911 г.) М.В.Родзянко. На первых же заседаниях III Думы, открывшей свою работу 1 ноября 1907 г., образовалось правооктябрист-ское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена). Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. За пять лет своего существования (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный. Из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет. В 1909 г. правительство вопреки ОГЗ изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во Время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Госсовет были распущены на 3 Дня). В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государтвенную думу; ее заседания открылись 15 ноября 1912 г. Гредседателем IV Думы был октябрист М.В.Родзянко. )сновные фракции IV Государственной думы: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты Щ, кадеты (59), которые по-прежнему составляли два умских большинства. Кроме них в Думе были представ-ены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 г. и риняла программу, которая предусматривала консти-уционно-монархический строй с ответственностью ми-:истров перед народным представительством, расшире-:ие прав Государственной думы и т.д. Появление этой ;артии (между октябристами и кадетами) стало попыт-ой консолидации либерального движения. В атмосфере растущего в обществе напряжения в Еарте 1914 г. состоялись два межпартийных совещания участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, бессартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных гартий с целью подготовки вне думских выступлений. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война времен-ю притушила разгоравшееся оппозиционное движение. 1а первых порах большинство партий (исключая соци-л-демократов) высказалось за доверие правительству. 'А июля 1914 г. Совету министров'были предоставлены резвычайные полномочия, т.е. он получил право решать юльшинство дел от имени императора. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. [идеры правых и либерально-буржуазных фракций вы-тупили с призывом сплотиться вокруг «державного во-кдя, ведущего Россию в священный бой с врагом славян-:тва», отложив «внутренние споры» и «счеты» с прави-:ельством. Однако неудачи на фронте, роет стачечного гвижения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов. В августе 1915 г. на совещании членов Государствен-юй думы и Государственного совета был образован Трогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем - П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». |
Закон 3 июня 1907 года радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков).
Право рабочих и крестьянских выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю — мелкая буржуазия и городская интеллигенция.
Представительство народов национальных окраин резко сокращалось: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов.
Выборы проходили осенью 1907 года.