Экономика Крыма во второй пол.XIX – нач. XX в.в
На развитие Крыма во второй половине века оказали влияние целый ряд важнейших событий и факторов и прежде всего Крымская война и отмена крепостного права России.Быстрыми темпами стала развиваться экономика всей России. Одно из первых мест по темпам развития занимал Крым, опережая другие губернии России. Большое влияние на развитие края оказали следующие факторы:
— во-первых, крымская деревня почти не знала крепостного права;
— во-вторых, в крымской деревне еще задолго до реформ получили широкое развитие товарно-денежные отношения. Большинство хозяйств носили ярко выраженный товарный характер;
— в-третьих, в Крым устремилось большое количество переселенцев;
— в-четвертых, в развитии экономики Крыма огромную роль сыграла железная дорога Лозовая — Севастополь, строительство которой было закончено в 1875 г. Эта дорога связала полуостров с губерниями России, способствовала развитию торговли.Во второй половине XIX в. в сельском хозяйстве Крыма развитие получает товарное животноводство, особенно коневодство. Происходит рост поголовья рогатого скота, но овцеводство, в том числе тонкорунное, развивается более медленными темпами. Увеличиваются посевные площади в прогрессирующем земледельческом хозяйстве. В течение всего XIX в. среднегодовой сбор зерновых вырос в пределах губернии в 34 раза. Однако земледелие развивалось преимущественно в материковых уездах Крыма. Определенные сдвиги наблюдаются в виноградарстве, садоводстве и особенно в табаководстве. Развитие земледелия и других отраслей сельского хозяйства сопровождалось дальнейшим включением края в общероссийский рынок. Окончившаяся поражением Крымская война 1853--1856 гг. показала рутинность и отсталость дворянско-помещичьего строя России.После Крымской войны стало быстро расширяться овцеводство, особенно тонкорунное, а также табаководство, садоводство и виноградарство; хлебопашество отходило на задний план. Но после отмены крепостного права, в связи с ростом безземельного населения в стране, резко увеличился спрос на хлеб, возросли на него цены. Правительство стало раздавать земли в Крыму и поощрять переселение туда из других губерний России и из-за рубежа. В результате к 1897 г. численность переселенцев превысила 130 тыс. человек и составила почти 25 % численности всех жителей полуострова. Постройка железных дорог (в 1873 г. линии Лозовая - Симферополь, в 1875г. -Симферополь-Севастополь, в 1892 г.-Джанкой-Феодосия и в 1900 г.- Владиславовка-Керчь) открыла для Крыма внутренние рынки сбыта и облегчила доставку хлеба к портам для вывоза из страны.В начале XX в. концентрация земли в руках богатых помещиков и зажиточных людей усилилась, позиции середняка упрочились, удельный вес бедняцких хозяйств несколько понизился. Из 65 тыс. крестьянских хозяйств безземельными были 40 %, но всего 15,6 тыс. помещичьих и зажиточных хозяйств имели 95 % земли, причем у некоторых из них было до 10 тыс. десятин.Промышленность в Крыму оставалась слаборазвитой. Правда, население городов увеличивалось быстрее, чем в среднем по стране, но преобладало мелкое производство по обработке продуктов пищевой и легкой промышленности, а также кустарные (ремесленные) промыслы. Число предприятий, в подавляющем большинстве мелких, росло довольно быстро: в 1868 г. было 63 предприятия со 184 рабочими, в 1886 г.-99 и 743 соответственно, в 1900 г.-264 и 14,8 тыс. человек, из них 77 предприятий с 6,8 тыс. человек в соледобывающей промышленности, в 1904 г.-только в городах 311 предприятий с 8,5 тыс. рабочих и, кроме того, 1717 ремесленных заведений с 8,4 тыс. человек, в 1914 г.- 600 предприятий с более чем 6 тыс. рабочих и еще 4,2 тыс.-на металлургическом заводе в Керчи (построенном в 1900 г.), 4 тыс. человек на судостроительном заводе в Севастополе (построенном в 1859 г.) и 3 тыс.- в соледобывающей промышленности и каменоломнях, а кроме того, рабочие на железной дороге и в портах. В целом в 1914 г. общая численность промышленного пролетариата в Крыму достигала 16-18 тыс. человек, но в большинстве своем это были рабочие относительно мелких предприятий. Количество крупных предприятий увеличивалось медленно: в 1890 г. было только 9 предприятий с числом рабочих 25 человек и больше (не считая соледобывающей промышленности и Севастопольского морского завода). В 1908 г. было 30 предприятий, из них 7 с числом рабочих более 100: 2 кирпичных завода (115 и 134 человека), конфетная фабрика (180 человек), 3 табачных фабрики (138, 424 и 528 человек) и предприятие по выработке электроэнергии (109 человек). В начале XX в (в 1904 г.) по числу рабочих на первом месте были Севастополь, Керчь и Симферополь - в них было более 1 тыс. рабочих, затем Феодосия-около 700 и Евпатория-около 100. В Ялте, Перекопе, Балаклаве, Карасубазаре и Старом Крыме было менее 100 рабочих. Ремесленников, торговцев, неквалифицированных рабочих больше всего было в Симферополе, Феодосии, Керчи и Севастополе.Большое развитие в Крыму получила торговля. В начале XX в. в Симферополе было свыше 650 торговых заведений, в Евпатории-свыше 350. Из Крыма вывозились в другие губернии фрукты, табак, виноград, табачные изделия, вино, рыба, консервы, соль, железная руда. Сильно увеличился экспорт: если в 1860-х гг. сумма вывоза за границу составляла 2,8 млн руб. ежегодно, то к концу XIX в. она возросла до 4 миллионов рублей, а доля экспорта во всем товарообороте Крыма повысилась с 48% до 96%. На первом месте стоял экспорт хлеба, возросший с 2,2 миллионов пудов в 1860-х годах до 10 миллионов в 1913 году. Вывоз фруктов увеличился с 1 миллиона до 2,4 миллионов пудов.