Монгольские завоевания и образование Золотой Орды
Вначале XIIIвека произошло объединение многочисленных монгольских и тюркоязыч-ных племен, издревле живших в степях Центральной Азии, к северу от Китая и южнее озера Байкал. Образовалось раннефеодальное государство во главе с предводителем одного из монгольских племен Темучином. Став правителем государства в 1206 году, он принял имя Чингисхан.
Это был выдающийся государственный деятель и талантливый полководец. Он создал кодекс законов нового государства, известный под названием «Великая яса». Широкую известность далеко за пределами Монголии приобрели изречения Чингисхана, высказанные в основном в стихотворной форме. Они назывались, кстати, тюркским словом «белек» (знание). В древности и в средние века многим выдающимся государственным деятелям наибольшую известность приносили их военные победы и завоевания, что и произошло с Чингисханом.
Из «Великой ясы» Чингисхана:
«Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет он женат или нет».
«Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».
«Кто найдет раба или убежавшего пленника и не возвратит тому, у кого он был в руках, подвергнется смерти».
«Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца долю наследства».
«По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого». «Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором, если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете».
С 1206по 1220год с некоторыми перерывами были завоеваны Северный Китай и Средняя Азия с
центрами античной и раннесредне-ковой цивилизации, среди кото-1Х — славный Хорезм во главе с его Могущественным правителем хорезм-тпахом Мухаммедом II. Вслед за Средней Азией пал Иран, оттуда ар-мйя Чингисхана дошла до Багдада. Арабский халифат был повержен. Затем монгольская армия повернула на север, завоевала Закавказье, а весной 1223 года через Дербентские ворота вышла в степи Северного Кавказа, занятые кипчакскими племенами — половцами.
Кипчакские ханы, видя, какой огромной силой обладают монголы, обратились к русским князьям с предложением о военном союзе против завоевателей. Такой союз был заключен, и 5 мая 1223 года объединенное кипчакско-русское войско встретилось лицом к лицу с монгольской армией в генеральном сражении на реке Калке. Сражение закончилось полным разгромом союзников.
После этого победоносная монгольская армия вернулась на родину. Завоеванные земли вошли в состав огромной Монгольской империи, простиравшейся от Тихого океана до Черного моря.
Отметим, что в создании этой империи и в завоевательных походах Чингисхана участвовали многочисленные тюркские племена и народы, в их числе и татары. Татары жили южнее монголов Восточного Забайкалья и современных монгольских степей. Они соприкасались с монголами, постоянно общались с ними и были вовлечены в процесс создания Монгольского государства.
В китайских, монгольских и персидских источниках татары, в отличие от монголов, представляются племенами иного этноса, а именно тюркского. Китайские источники выделяют белых татар, называя так онгутов (по-монгольски — чаган-татар). От белых татар отличались дикие и черные татары — к ним относились собственно монголы.
С самого начала взаимоотношения монголов с Древними татарами были довольно натянутыми и со временем превратились в кровную вражду. Чингисхан обвинял татар в том, что они отравили его отца Есугей-багатура. Он приказал истребить
татар. Однако, несмотря на несколько таких распоряжений, невозможно было истребить многочисленные татарские племена. |
I Свидетельство |
Выдающийся историк средневековья Рашидаддин (XIV век), он же Свидетельство| везир иранского правителя Газан-хана, в своем классическом труде «Сборник летописей» перечислил 14 тюркских племен, одно из самых больших назвал татарами, составлявшими 70 тысяч юрт (домов, семей). Вот как характеризовал он татар: «Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при [всем] различии их разрядов и названий стали под их именем и все назывались татарами».
Очевидно, в многогранной совместной деятельности по созданию большого государства происходило взаимное сближение, смешение и ассимиляция монголов и татар. Известно, что Чингисхан знал татарский язык. В его «Великой ясе» встречается много тюрко-татарских терминов и титулов. У него были из татар две жены и еще приемный сын. Верховным судьей империи и одним из крупных военачальников был татарин Шики-Хутуку.
Чингисхан |
С началом завоевательных походов татар стали широко использовать в монгольской армии, выставляя их отряды в авангард наступающих сил. Монгольские правители насильно включали в свою армию и воинов других подчиненных народов и заставляли их называться впредь именем ненавистных татар. Все это привело к тому, что название татар широко распространилось и даже монгольское нашествие нередко воспринималось как татарское.
В 1227 году в возрасте 72 лет Чингисхан умер. До своей смерти он разделил империю между четырьмя сыновьями: Угэде получил собственно Монголию и Северный Китай; Ту-луй — иранские владения; Чагатай — Мавераннахр и Семиречье (Средняя Азия и Южный Казахстан); старшему сыну, Джучи, достались Хорезм, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) и остальные земли на северо-западе (Волжская Булгария, угро-финские владения, Русь), которые предстояло
ще завоевать. Указанные части Монгольской империи назывались улусами.
Джучи умер в том же 1227 году, на полгода раньше своего тДа. Его улус перешел к одному из сыновей — Вату, но этот VJIyc продолжал называться Джучиевым.
Попытки Вату завоевать земли волжских булгар, предпринятые в 1229 и 1232 годах, окончились неудачей. Сил у него явно не хватило. Тогда он обратился к другим монгольским правителям из дома Чингисхана (чингисидам) за военной помощью.
Всемонгольский курултай 1235 года обсуждал его просьбу и вынес решение помочь. В распоряжение Вату были выделены огромные военные силы, численностью примерно 130—140 тысяч человек.
Осенью 1236 года монгольская армия вступила в пределы Волжской Булгарии. Один за другим пали Сувар, Булгар, Буляр, Джукетау и другие города. Булгария была покорена.
Документ
Из Лаврентьевской летописи: «В лето 6744 [1236 года]... Toe же осени придоша от восточные
страны в Болгарьскую землю безбожнии татары и взяша славный
великый город Болгарьский, и избиша оружьем от старца и до уна-го идо сущаго младенца, взяша товара множьство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша».
В том же году началось завоевание Дешт-и-Кипчака, продолжавшееся до конца 1238 года.
В конце 1237 года армия Вату развернула наступление на русские княжества, начав с Рязанского. Русь окончательно была порабощена в 1240 году. При этом князь Александр Ярославович, прозванный в дальнейшем Невским, признал власть над собой Батухана, заключив с ним союз.
Далее монгольские войска проникли в Центральную Европу, завоевали Венгрию, а отдельные отряды прорвались даже к Адриатическому морю, но дальнейшее продвижение в глубь Европы было остановлено известием из Каракорума о кончине великого хана Угэде. Монгольская армия повернула назад — все чингиси-ДЫ должны были спешить в Каракорум на курултай — выбирать нового главу империи.
После возвращения с курултая, в начале 1243 года, Батухан поставил свой золотой шатер на Нижней Волге, на Ахтубе, в центре огромного улуса, протянувшегося от Иртыша и Алтайских гор на востоке до Дуная и Карпатских гор на западе. Вскоре в ставку Батухана стали прибывать правители покоренных стран для получения грамот-ярлыков на управление от имени хана. Одним из ПеРвых приехал великий князь Владимирский Ярослав, сын Всеволода Большое Гнездо.
Так в начале 1243 года возникло новое государство, получив-11166 в дальнейшем название Золотая Орда.
Джучи-хан |
Шлем татарского военачальника. Находка на территории Казани |
Факт |
Татарский щит |
§ 14. Ранний период Золотой Орды (до 1312 года)
Джучиев улус имел второе, чаще употребляемое в исторических источниках название — Золотая Орда (Алтын Урда — по-тюркски)- Данное словосочетание означало позолоченную ставку, резиденцию правителя государства; в раннем периоде это был «золотой» шатер, а в развитую городскую эпоху — покрытый позолотой ханский дворец.
Основателем и первым правителем этого государства был Батухан. Формально оно входило в состав Монгольской империи, и Батухан должен был подчиняться великому хану, ставка которого располагалась в Каракоруме. Однако Бату по своему положению и политическому авторитету находился фактически на одном уровне с великим ханом. Общепризнанный авторитет Батухана в монгольском обществе объяснялся прежде всего тем, что он был старшим среди всех чингисидов и являлся законным наследником Джучи, старшего сына самого Чингисхана. Кроме того, ему принадлежали лавры покорителя народов Восточной Европы, создателя и правителя крупнейшего улуса Монгольской империи.
)Из книги Джувейни «История завоевателя мира» (ХШ век): «Бату в ставке своей, которую он имел в предела* Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем... Купцы со всех сторон привозили ему товары; все, что бы ни было, он брал и за каждую вещь давал цену в несколько раз больше того, что она стоила».
После смерти великого хана Гуюка в 1246 году всемонгольский курултай именно Бату хотел видеть на императорском троне.
Однако он отказался, и по его предложению великим ханом был избран Менгу, старший сын Тулуя.
Вернувшись в свой улус, Батухан сосредоточил свои усилия на строительстве нового государства. Была создана четкая система управления огромной территорией и разноязычные населением, взимания налогов, таможенных пошлин и дани с покоренных народов. Для определения размеров государственных доходов в середине 50-х годов XIII века была проведена подворная перепись населения.
Огромное внимание уделялось строительству городов, прежде всего столицы — Сарая, находившегося в низовьях Волги, на Ахтубе-
Глазами очевидца |
В 1254 году западноевропейский путешественник и христианский миссионер Гильом Рубрук во время поездки в восточные страны был принят Батуханом в построенном в Сарае дворце. Вот как он описал свою встречу с могущественным правителем: «Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа (видимо, его жена Баракчин. — Ф. Р.)... Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе».
В путевых записках Рубрук упоминал также о посещении еще одного нового города — на правом берегу Волги, примерно на середине пути от Булгара до Сарая. Очевидно, этим городом был Укек, располагавшийся на южной окраине нынешнего Саратова...
Недолго продолжалось правление Батухана. В 1255 году он умер от паралича, в возрасте 47 лет.
На золотоордынский трон сел его сын Сартак, который, кстати, был христианином. Но он правил совсем немного — умер на обратном пути из Каракорума, когда ездил к великому хану получать его благословение.
В конечном счете на троне оказался Берке, брат Бату. Его правление (1256—1266) характеризовалось дальнейшим укреплением силы и могущества Золотой Орды. В этот период произошли два важнейших исторических события: 1) выход Джучиева улуса из состава Монгольской империи и получение государственной независимости; 2) принятие ислама.
Воспользовавшись переносом столицы Монгольской империи из Каракорума в
Батухан |
Ханбалык (Пекин) при новом великом хане Хублае, Берке перестал подчиняться ему, платить дань.
Еще при Батухане началось покровительство мусульманам. Широкое проникновение ислама в золотоордынское общество продолжилось при хане Берке.
Свидетельство
Египетский историк начала XIV века ан-Нувайри констатировал:] «Он [Берке] первый из потомков Чингисхана принял религию исла-
ма; [по крайней мере] нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них
сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то большая часть его народа приняла ислам».
Как самостоятельная и могущественная держава, Золотая
иРда при Берке стала активно вмешиваться в международные
°тНошения и конфликты. Берке заключил военный союз с Егип-
0м-, которым правили тогда мамлюкские султаны, против Ира-
а> возглавлявшегося преемниками чингисида Хулагу.
Справка |
Мамлюками (арабское слово «мамлук» означает раб) называли во.
еннопленных — рабов, вывезенных в период монгольских завоева. из Кипчакской степи в Египет и составивших основу дворцовой
гвардии династии Айюбидов в этой стране. В 1250 году военная верхушка мамлюков свергла эту династию и основала свою — династию мамлюкских султанов, которая правила Египтом и Сирией до 1517 года. Из мамлюков вышли выдающиеся государственные деятели, среди которых, на-пример, был султан Бейбарс (1260—1277).
На протяжении многих лет, с небольшими перерывами, шла война между Золотой Ордой и Египтом, с одной стороны, и Ираном — с другой.
Золотой Ордой после Берне правил Менгу-Тимур (1266 — 1282),внук Батухана. При нем в Сарае и других городах начали чеканить собственно золотоордынские — джучидские монеты. Были предприняты меры по укреплению государственной власти и правления. Значительно расширились внешнеэкономические связи — с итальянскими, немецкими, голландскими городами, со Средней Азией.
Берке-хан |
После смерти Менгу-Тимура Золотая Орда пережила первый серьезный политический кризис, связанный с острой междоусобной борьбой за ханский престол. Нарушив волю умершего хана, заранее объявившего своим преемником племянника — Туля-Буга, трон занял Туда-Менгу (1282—1287), младший брат Менгу-Тимура. Это был безвольный человек, и пришел он к власти по воле Ногая — одного из влиятельных темников Золотой Орды.
Справка |
Темник — от монгольского слова «тумэн» — крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско. В военное время он являлся предводителем такого войска. Отдельные темники располагали гораздо более значительными экономическими и военными ресурсами, что позволяло им оказывать сильное влияние на государственные дела. Многие из темников Золотой Орды, в том числе и Ногай, имели тюрко-татарское происхождение и — в силу этого— не могли претендовать, не нарушив закона Чингисхана на ханский престол.
В результате дворцовых интриг, за которыми стояла фигура Ногая, Туда-Менгу на троне сменил Туля-Буга (1287—1291),а последнего — один из шести сыновей Менгу-Тимура, Токтай (1291 — 1312).Борьба за трон сопровождалась кровопролитием: были убиты Туля-Буга и братья Токтая.
Влияние и власть Ногая достигли небывалых масштабов, он тал фактически правителем всех западных областей государева, включая Крым. Однако хан Токтай все больше тяготился покровительством Ногая. Вскоре разразилась самая настоящая война между ними. В 1300году армия Токтая нанесла поражение войскам Ногая. Сам Ногай был убит в причерноморских степях где-то за Днестром, отрубленная его голова была поднесена Токтаю.
Так на рубеже XIIIи XIVвеков был преодолен первый политический кризис в Золотой Орде. Противоборство между Токтаем и Ногаем ошибочно было бы трактовать как борьбу монгольской знати против тюркского, татарского влияния, иными словами, придавать данному конфликту этническое содержание. Суть конфликта выражалась в борьбе между верховной властью хана и растущими амбициями местной феодальной знати, не желавшей подчиняться Сараю. Что касается этнического аспекта, то доподлинно известно, что государственная власть и управление в Золотой Орде к концу XIIIвека осуществлялись на тюркском (кип-чакско-татарском) языке, то есть были тюркизированными. В религиозном плане господствовала максимальная веротерпимость: в государстве свободно распространялись ислам, христианство, уважались чувства язычников, тенгрианцев и других.
§ 15. Период могущества. Узбек-хан
Впоследние годы своего правления Токтаю в какой-то степени удалось восстановить порядок в Золотой Орде, укрепить верховную власть. Однако после кончины хана обстановка в Сарае вновь обострилась. По завещанию Токтая, на престол должен был ступить его старший сын Ильба-сар, которого поддерживала основная часть кочевых феодалов, исповедовавших шаманство. Городская феодальная аристократия, ориентированная на ислам, выдвинула кандидатуру Узбека — сына Тогрулчи, внука Мен-гУ-Тимура.
Мусульманская элита Сарая сумела отстранить сторонников Ильбаса-Ра, и трон занял Узбек.
Узбек-хан |
Правление хана Узбека было самым долгим по времени (1312—1342)и самым успешным по результатам. Именно в этот период Золотая Орда достигла высшей точки своего могущества как в экономическом, так и в военно-политическом отношении, наступил расцвет культуры, хану Узбеку уда-
-2748
лось создать мощное централизованное государство, пользовашееся огромным авторитетом в Евразии. |
Личность |
Золотоордын- ские воины тяжелого и среднего вооружения |
Золотоордын- ские воины тяжелого и легкого вооружения |
Величественной была фигура правителя — Узбек-хана. Арабский
исатель Ибн-Баттута, удостоенный чести личной аудиенции с ним
1333 году, дал Узбеку самую высокую оценку: «Он один из тех
семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Об Узбек-хане, как о государственном деятеле и человеке, писали многие арабо-персидские авторы XIV—XV веков. Арабский историк-хронист аль-Му-фаддал: «...Это молодой человек красивой наружности, отличного характера прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Арабский географ и историк рубежа XIV—XV веков, одновременно главный судья при египетских султанах, позднее преподаватель высшего медресе в Каире аль-Айни: «Он [Узбек] был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро».
Главным достижением Узбека как правителя следует считать создание четкой, эффективно работающей системы государственной власти и управления, утверждение единого порядка и дисциплины на всей огромной территории Золотой Орды, до этого разделенной на две части: Белую, западную (Ак-Урда), и Синюю, восточную (Кок-Урда).
Важную роль в обеспечении единства и правопорядка в стране сыграло превращение ислама в государственную религию. Те приверженцы шаманства, которые категорически отвергали мусульманство и выступали против хана Узбека, были жестоко подавлены. Ислам стал государственной идеологией, основой сильной централизованной власти.
Орда при Узбек-хане имела мощную армию, налаженное хозяйство, устойчивое внутреннее положение, широкие внешние связи и богатейшую культуру.
О безопасности и спокойствии в этой стране свидетельствуют многие иностранные путешественники и купцы, посещавщие «Тартарию» (так с XIV—XV веков все чаще стали называть в Европе Джучиев улус). Итальянский путешественник и купец Франческо Пеголотти в своей книге «Торговое дело», написанной в 1340 году, отмечал, что путь из Таны (итальянское название города Азак в устье Дона) в Китай через Зо лотую Орду вполне безопасен и днем и ночью. Арабский путешественник, историк Ибн-Араб шах, побывавший в Золотой Орде в 30—40-е годы XIV века, писал: «Выезжают, бывало, ка-
Золотая Орда
раваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до [самого] Крыма, а переход этот [занимает] около трех месяцев».
Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, был связан с выдающимися организаторскими способностями Узбек-хана, с его большим талантом государственного, политического деятеля. О стиле его руководства в какой-то степени можно судить по сообщению крупнейшего арабского ученого-энциклопедиста XIV века аль-Омари, работавшего секретарем египетского султана: «Из дел своего государства он [Узбек] обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания [налогов] и расходования».
Разумеется, Узбек не был идеальным правителем. Да таких правителей и не бывает. В соответствии с условиями и политической моралью своего времени Узбек постоянно прибегал к насилию, жестоко расправлялся со своими политическими противниками. Ему не удалось создать такую политическую систему, которая была бы способна к саморазвитию в течение длительного времени.
Вскоре после смерти Узбека Золотая Орда вошла в новый кРизис, гораздо более длительный и разрушительный, чем в кон-"е XIII века.
Преемник Узбека на троне его сын Джанибек пытался продолжить политику отца. Восточные источники и русские летопи-и характеризуют его как сильного правителя, связывая с его
именем целый ряд мероприятий по усилению роли ислама, укреплению городов, поощрению научного и художественного творчества, расширению владений государства. Так, в середине 50-х годов были присоединены земли на Восточном Кавказе (нынешний Азербайджан).
После неожиданной смерти Джа-нибека в 1357 году престол занял его сын Бердибек, правитель злой и мстительный, вызывавший всеобщее недовольство. В 1358 году он был убит в результате заговора.
Джанибек-хан |
Со смертью Бердибека прервалась линия потомства Батухана на золото-ордынском престоле. Завершился период могущества Золотой Орды, страна вступила в период кризисов и упадка.
§ 16. Политико-государственное устройство
Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть принадлежала хану. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингисиды), то в Золотой Орде — династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась на независимые государства, но юридически все они считались улусами империи Чингисхана.
Гораздо важнее то обстоятельство, что система власти и управления, заложенная при Чингисхане, практически оставалась без изменений до конца существования названных государств. Это относилось и к Золотой Орде. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после распада Золотой Орды. Многие элементы политико-административной системы Золотой Орды были использованы Иваном III при строительстве Русского (Московского) государства в конце XV века.
Золотой Ордой правили потомки четырех сыновей Джучи. О линии потомства Бату уже писали. Одновременно с этой линией в других частях Джучиева улуса правили потомки других сыновей Джучи — Шайбана в Западной Сибири и Орды-Ичена — в Синей Орде (земли к востоку от Волги). Из последней вышли многие ханы Золотой Орды последнего периода ее существования (конец XIV — середина XV века). В западных областях Белой Орды, включая Крым, находился юрт младшего сына Джучи, Тукай-Тимура. Из этой линии вышли известные золотоордынс-кие ханы Тохтамыш, Улу-Мухаммед.
Ни один человек, не будучи джучидом, не имел права быть и никогда не был золотоордынским ханом, хотя некоторые выдающиеся государственные и военные деятели, не принадлежавшие к династии Джучи, порой управляли государством, меняя на троне послушных ханов по своему усмотрению (примеры: Ногай, Мамай, Идегей).
При хане существовал диван — государственный совет, в который входили сыновья (огланы), братья, другие близкие мужские родственники правителя, крупные феодалы-князья, представители высшего духовенства, большие военачальники.
Крупные феодалы — это нойоны в ранний монгольский период времен Бату и Берке, а в татаро-кипчакскую, мусульманскую эпоху Узбека и его преемников — эмиры и беки. К концу XIV века появляются самые влиятельные и могущественные феодальные кланы под названием карача-би. Это были кланы: Ширин, Барын, Аргын, Кипчак.
Почти одновременно появляется титул беклери-бек, что означает князь князей, великий князь. Беклери-бек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией.
Главой гражданской правительственной власти являлся ве-зир, осуществлявший также контроль над государственной казной.
При диване была должность битикчи — писца, исполнявшего фактически функции нынешнего государственного секретаря. Он располагал значительным политическим влиянием.
Хан и окружавшая его высшая элита управляли государством, опираясь на широкий слой средних и мелких феодалов, большинство которых одновременно являлись государственными чиновниками. Последние за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки. Эта категория феодального сословия называлась «тарханы». Очевидно, золотоордынские тарханы были сродни служилым дворянам Московского государства.
Документ
Из ярлыка хана Тимур-Кутлука (1398 год): «Мое Тимур-Кутлуково слово: правого крыла и левого крыла уланам,
тысяцким, сотским, десятским, бекам во главе с темником Едигеем;
внутренних селений даругам, казням, муфтиям, шейхам, суфиям, писцам палат, таможенникам, сборщикам подати; мимохожим, мимоезжим послам и посланцам, дозорам и заставам, ямщикам и кормовщикам, сокольникам и барсникам, лодочникам и мостовщикам, базарному люду...»
Ярлыки, то есть ханские грамоты или указы, выдавались в Разных случаях: на право административного управления вассальными княжествами на Руси, на право ведения дипломатических переговоров, выполнения других государственных дел за Рубежом и внутри страны.
Особый вид ярлыка — сойюргал давал право на владение землей. Земля, по сойюргалу, считалась наследственной. Владелец ярлыка
мог взимать в свою пользу налоги и подати с проживавшего на этой земле населения. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был выставить в военное время соответствующее число конных воинов и обеспечить их оружием, гужевым транспортом, провиантом и т. д.
Помимо ярлыков действовала система выдачи так называемых пайцзы. Пайцза — это золотая, серебряная, бронзовая или чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявившему такой мандат, гарантировалась безопасность и предоставлялись необходимые услуги при его передвижениях и поездках — провожатые, лошади, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получал человек знатного рода, выполняющий особо важные государственные задания.
Была особая должность букаула. Он занимался распределением и расквартированием войск, отправкой отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры.
Судебные функции исполнялись как мусульманскими судьями — кадиями, руководствовавшимися шариатом, так и гражданскими судьями — яргучи, решавшими судебные дела по «Великой ясе». Решение гражданского суда оформлялось специальной грамотой — яргу-намэ.
Большую роль в политической и социальной жизни Золотой Орды играли баскаки и дарухачи. Первые из них были военными представителями власти, вторые — гражданскими лицами с полномочиями наместников или управляющего той или иной областью — даругов. Одной из основных функций баскаков и дарухачи был контроль над сбором дани — ясака.
Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти и глав администраций областей — даруг существовали на всем протяжение истории Золотой Орды и даже в период Казанского ханства.
В номенклатуре государственных служащих, как показывают ханские ярлыки, были еще такие должности: илче (посланник), тамгачы (таможенник), тартанакчы (сборщик подати или весовщик), ямчы (почтовый), караул (дозор), ба-
зарДа торганнар (блюстители порядка на базаре) и другие. Отметим, что названные термины дословно понятны любому современному человеку, владеющему татарским языком, — они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.
То же самое можно сказать и о различных видах повинностей и пошлин, применявшихся в Золотой Орде: салыг (подушная подать), калан (оброк), ясак (дань), бурыч (долг, недоимка), чы-гым (выход, расход), ындыр хакы (плата за гумно), амбар малы (амбарная пошлина), бурла тамгасы (житная тамга), юл хакы (дорожная плата), карауллык (плата за караул), тартанак (весовая пошлина), тамга (тамговая пошлина).
Все кратко рассказанное выше свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые были необходимы для функционирования крупного средневекового государства, органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системами, таможенной службой и сильной армией. Можно также говорить о достаточно высоком уровне развития общественного строя в Джучиевом улусе — строя зрелого феодализма.
§ 17. Экономическая жизнь
Основными видами хозяйства были скотоводство и земледелие. Первое из них преобладало в ранний период Золотой Орды, особенно в южных степных, полупустынных областях, пригодных лишь для кочевого скотоводства. Земледелие было больше характерно для традиционных оседло-земледельческих районов на севере (Волжская Булгария) и на западе (Крым, Приднестровье), а в развитый период оно получило распространение и во многих других районах Орды.
Степняки-кочевники были искусными скотоводами. Об огромной численности и тучности скота, выращиваемого ими в Степи, сообщали все, кто побывал там в XIII—XV веках.
Итальянский путешественник и миссионер Плано Карпини, побы-
Свидетельствовавший в Монгольской империи в1245—1247 годах, писал:
«Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и
лошадьми. Всякого скота у них такое большое количество, какого по нашему времени нет в целом мире».
Другой свидетель — Ибн-Баттута, посетивший Золотую Орду во времена Узбека, отмечал, что лошадей там «чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они, тюрки, питаются... Бывает их у одного тюрка [по нескольку] тысяч». Венецианский путешественник и купец Иосифат Барборо, живший в Золотой Орде в 1436 — 1452 годах, в период ее упадка и распада, с тем же удивлением писал об обилии скота у татар: «Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей». Много было там также быков, баранов, двугорбых верблюдов.
Население Орды занималось также охотничьим промыслом, промысловая охота была распространена главным образом в бо-
лее северных районах, например в Западной Сибири.
В более поздний период охота постепенно потеряла свое промысловое значение, превратилась в развлечение правящей верхушки. Ханы, их окружение увлекались соколиной и барсовой охотой.
Занимались татары и рыбной ловлей. Волга с ее многочисленными притоками, прибрежные воды Каспия, бассейн реки Яика были чрезвычайно богаты разнообразной рыбой, в том числе и особо ценной осетровой, и рыбный промысел в тех краях был широко распространен еще со времен Хазарского каганата.
Золотая Орда также была обществом развитой оседло-земледельческой культуры. В ее состав вошли такие центры традиционного земледелия, как Хорезм, Булгар, Крым. Земледелием небезуспешно занимались и в центральных областях Джучиева улуса. Аль-Омари, которого мы уже знаем как крупного ученого энциклопедиста XIY века, писал, что еще до прихода монголов эта земля была богата водой и пастбищами, давая также богатый урожай, когда сеяли хлеб. Он отмечал, что в результате завоеваний возделываемые поля сильно пострадали, но все же там постепенно начали сеять пшеницу, ячмень, бобы, просо. Выращивали также много различных плодов: виноград, гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи. Вот еще одно его сообщение: «В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие».
Хотя земледелие в центральных улусах Золотой Орды явно уступало по значению в экономике кочевому скотоводству, тем не менее можно утверждать, что уровень и роль хлебопашества имели тенденцию к постоянному росту. Площадь пахотных земель неуклонно увеличивалась, а урожайность зерновых культур была высокой. Упомянутый Иосифат Барборо, например, писал: «Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят... а урожай проса— сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи».
О важности земледелия в экономической и социальной жизни населения Золотой Орды свидетельствует знаменитый «Кодекс кумани кус» — кипчакский словарь, составленный в 1306 году в Италии. В него, в частности, были
включены такие слова и понятия, как сабанчы (пахарь), сабан тимере (плужник, лемех), сабан сормэк (пахать поле яровое), сабан йире (яровое п0де). Из зерновых культур отмечены тары (просо), арпа (ячмень), борчак (горох). Все эти термины почти без изменений дошли до наших дней и применяются в современном татарском литературном языке.
Огромное место в экономической жизни занимала торговля. Это была страна торговли, страна купцов. Во всех городах работали базары, были построены караван-сараи для иногородних купцов.