Возникновение государства в древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая тради-ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво-бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим-скую общину.

Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

10. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи-ли в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра-ждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии -- сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу-рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми-ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а приих единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ -- деление свободного населения по тер-риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри-ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле-мен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не-сколько позднее по территориальным трибам также стали созы-ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен-ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ-лении в организации общественной власти в Риме территориаль-ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити-ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на-родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про-летариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ-нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши-ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга-нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре-формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль-ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Римская республика.

В 509 году д н э в Риме пала царская власть, была провозглашена аристократическая республика

С первых же дней ей пришлось вынести интервенцию этрусков, мечтавших восстановить на престоле свою династию и тем самым поставить Рим в зависимость от себя. Имена римских героев участников этой войны навсегда вошли в историю.

Историю Римской республики можно поделить на три этапа

Первый этап(509-264)от свержения царей до подчинения Риму всего Апенинского полуострова.

Второй этап(264-146)от первой пунической войны до завоевания Карфагена и Греции.

Третий этап(146-46)от расцвета республики до ее кризиса и образования империи.

Уже в 5 в до н э Рим начинает проводить свою агрессивную политику на Апеннинском полуострове. Являясь передовым по форме правления, Рим пытался диктовать свои условия различным слабым эллинистическим государствам, при этом не редко заявляя о защите прав местного населения или же под предлогом освобождения каково-нибудь народа от власти тирана. При этом часто освободив эти страны, римляне навечно их оккупировали.

Государственные должности республики:

Консул - высшая государственная должность, избиралось сразу двое. По закону 180 года консулом мог стать мужчина достигший 43 лет.

Диктатор - назначался консулами, по предложению сената, обычно в критическое для республики время. Поздние диктаторы Сулла, Цезарь фактически представляли из себя монархов.

Претор - глава судебной власти республики, избиралось шесть преторов сроком на год, в позднейшие времена их стало больше. По закону 180 года, претором мог быть избран мужчина достигший 40 лет.

Трибун народный - должностное лицо защищавшие права плебеев от посягательств патрициев, избирался с490 года.

Квестор - должностное лицо заведовавшие финансами. Изначально назначался консулами, с 447 года избирался народом. Во времена республики количество квесторов увеличилось с двух до двадцати. По закону 180 года квестором мог быть избран мужчина достигший 30 лет.

Эдил - должностное лицо следившие за санитарным состоянием Рима, первоначально помощник народного трибуна.

Принципат в Риме

Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.

Государственный строй официально именовался «республикой», а верховный правитель «принцепсом», то есть «первым гражданином» или «первым сенатором» (отсюда понятие «принципат»). Республиканские органы власти (народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным. Длительное сосуществование монархических и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат называют «республиканской монархией».

Август усилил государственный аппарат, создав постоянную армию, полицию и бюрократию.

Государственный аппарат эпохи принципата был лучше организованным и более эффективным, чем при Республике, но современными исследователями он характеризуется как «рудиментарный» или «слаборазвитый», т. к. был слишком малочисленным для империи с населением в 50 млн. человек; органы государственного управления на уровне городских и сельских округов отсутствовали.

Полномочия высших администраторов были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а нередко и опыта руководящей работы в своей области управления. Как правило, они по собственной инициативе не вмешивались в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем. Большая часть повседневных дел решалась местными городскими магистратами и сенатами (куриями). Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплотом полисных (республиканских) традиций. Большинство всадников, сенаторов и даже императоров были выходцами из местной городской знати Италии и провинций.

Режим принципата позволил консолидировать властные элиты в центре и на местах, достичь баланса их интересов и расширить тем самым социальную базу государственной власти.

Принципат обеспечил Римской империи в 1-2 веках н. э. «Августов», или «римский мир» — два столетия невиданной в древнем мире политической и социальной стабильности.

Доминат в Риме

Домина́т (лат. dominātus — господство ← dominus — господин, хозяин) — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с III по V века н. э. III век - начало эпохи домината - монархии с абсолютной властью императора. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей».

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями[2]. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «домин» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию: страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана император Константин упразднил тетрархию.

Диоклетиан получил титулы Августа и Доминуса:

· Титул “Август” означал обожествление власти императора, который часто после смерти объявлялся богом и возникал его культ;

· Титул “Доминус” означал превращение всех граждан в подданных императора, которые рассматривались как абсолютно зависимые или даже даже рабы.

Совет принцепса превращается в государственный совет – консисториум. Аппарат чиновников различных рангов существенно увеличивается: придворные, военные и гражданские. Префект, управляющий городом Римом, назначается императором и ему подотчетен.Сенат превращается в совет города, а магистраты становятся муниципальными должностными лицами.

Изменяется и структура вооруженных сил. Армия делится на:

· дворцовую стражу (бывшая преторианская гвардия);

· подвижные войска - используются для подавления восстаний;

· пограничные войска. В армию открывается доступ "варварам".

Возникают новые государственные структуры:

· имперская полиция - возглавляется начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом);

· тайная полиция - возглавляется префектом претория.

Наши рекомендации