Государственная власть как форма организации общества
Государственная власть - фундаментальная категория государствоведения и самый трудйопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.Существует несколько признаков государственной власти:1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти. Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения - территориального коллектива в границах той или иной административно - территориальной единицы (округа, района и т.д.).
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе гос. принуждения и военной силы.
65.Легализация и легитимация гос. власти.
Легальность - это ее юридическое обоснование, провозглашение правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Легализация связана с процедурами наделения властью (главы государства, парламента, права), осуществляется по-разному.Легализация монархии заключается в исторических традициях, что закреплено законах о престолонаследии - называют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал), закрепляя ее право на власть, а захват трона другой династией – узурпация. Респубики в Конституциях.Легализация осуществляется различными способами: референдумом, демократически принятой Конституцией (Конституция РФ 1993 г.), международным признанием. В унитарного государства: существует одна конституция, единое законодательство, одна власть В федерации, с одной стороны, власть федерации, а с другой, власть у каждого, которые могут принимать участие в легализации федеральной власти. (на основе договора) Соглашения могут привести также к делегализации и делегитимации (Чехословакии и Югославии). Легитимность - это соответствие власти представлениям народа о ее справедливости, обоснованности, эффективности. Легитимация представляет собой делегирование власти обществом государству на условиях, что государство соответствовует представлениям людей.Оценка легитимности власти зависит от деятельности и поведения должностных лиц. Степень легитимности выражается в поддержке власти населением - участие в выборах, соцопросы, или напротив, протеста. Утрата государственной властью легитимности не влечет за собой непосредственно юридической ответственности (низкий рейтинг правительства, парламента, президента).
Легитимация - это процесс индивидуально и коллективно (общей группой, народом) утверждение представление, что государственная власть, структура ее органов, способа их формирования, ее деятельность соответствуют тем ожиданиям, взглядам, которые сложились у людей. Суть легитимации - это отражение идей «общественного договора» о создании государства для общего блага.
66.Концепции суверенитета Г-ва.
Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Суверенитет связывался либо с одной личностью (в монархиях), либо с группой лиц (в аристократиях), либо с волей народа (в демократиях). Концепция суверенитета Ж. Бодена «Шесть книг о республике» признаки: 1.издание законов- главное в сувуренитете2.решение вопросов войны и мира;3.назначение должностных лиц;4.действие в качестве суда в последней инстанции;5.помилование.Характер верховной власти определяет форму государственного устройства, но метод, с помощью которых осуществляется, определяет форму правления. Свойства:1.Суверенитет –неделим. Он не может быть разделен между королем и народом.2.Суверенная власть нельзя передавать другому лицу.3.Суверенная власть надзаконна, человеческий закон нет.
4.Судебная власть починяется божественному закону, но не религии. В концепции Нового времени суверенитет пополняется по мере исторического развития общества, усложнения форм общегосударственного устройства. Гоббс - никогда не существовало общества, которое опиралось бы просто на само себя, , не было права народа. Все публичное право - в суверенитете Правителя,Ж.Ж. Руссо - коллективный суверенитет в праве может создавать новые Конституции, формировать правительства. источником суверенной власти - народ. Продолжателем был Гегель Суверенностью - государственно-организованный народ. суверенитет олицетворен в том органе, который выражает интересы народа – независимо от формы Концепция XX века. - государство, обладающее широкими функциями в области образования, экономики, социальных услуг, коммуникацийЕллинек - государство берет на себя обязательства соблюдать нормы международного права, с одной стороны, и субъективные права своих граждан – с другой. Леон Дюги суверенитет принадлежит управляющим - публичное право. Ганс Кельзен суверенитет государства идентичен суверенитету права - верховенство права. Марксистская концепция соотносит суверенитет к государственной власти. Признаки:- властная сила распространяется на все население - государственная власть может отменить проявление общественной власти;– государственный суверенитет неделим. Согласно Шмитту, «суверенен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении», т.е. суверенность определяется тем, насколько удалось добиться целей, заложенных в этом решении – подавить антигосударственный мятеж. Логичнее «независимость», а не «внешний суверенитет».
67.Суверенитет и федерализм.
Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. ФЕДЕРАЛИЗМ- 1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см. Федерация); 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение за федеративное устройство.Альтузиуса выдвинул «федеральную теорию суверенитета», основанную на принципах союза, но при главенстве союза над частями. Классический вариант – это концепция федерализма, предложенная Гамильтоном и Мэдисоном, которые довели принципы разделения властей до вертикали соотношения составных частей союзных государств, а также до учета гражданских прав.Суверенитет в условиях федерации – вопрос спорный, следующие мнения:1.Еллинек,– суверенитетом обладают только федерации в целом;Маркс и Энгельс писали, что «вторая суверенная власть не могут функционировать в одном государстве». Член федерации не является государством – он не свободен, не независим, не суверенен2.Кальхциан – суверенитет принадлежит составным частям федерации, которые обладают правом выхода из нее;3.Токвиль, – суверенитет делится в соответствии с делением государственной власти согласно Конституции. Дж. Мэдисон собственной государственностью обладает как федерация, так и ее члены. Через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративное государство. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.Эсмен писал: «Федеративное государство разбивает суверенитет»(естественного права, договорная теория происхождения государства) Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, Об общих принципах организации законодательных и испол. органов гос. власти РФ.В соответствии с ФЗ принципы:а) государственная и территориальная целостность РФ;б) распространение суверенитета РФ на всю территорию;в) верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории Российской Федерации;г) единство системы государственной власти;д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную е) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФи органами государственной власти субъектов РФ;ж) самостоятельное осуществление субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;з) самостоятельное осуществление ОМС
68.Право и религия. Место религиозных организаций в современном обществе.
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юр. установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни" утверждение свободы совести одновременно означают, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - на исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, "трансцендентное миру начало".
Влияние права на религию имеет место, хотя оно в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14) гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Новое уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ). В то же время право не должно быть безучастно к причудливым формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли "гуру", "мастера", "учителя" и стоящих за ними темных сил. Действующий Уголовный кодекс РФ содержит специальную норму, в соответствии с которой создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения караются уголовной ответственностью (ст. УК РФ).
69.Ценности права.
Под ценностью права принято понимать его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Социальная ценность (полезность)1 права заключается в том, что оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права - наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством гос. управления. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Ценность права также в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом право означает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Оно противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретных исторических условиях форма свободы в действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом. Иначе говоря, право есть формальная свобода. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: оно открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегос. регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.