Вопрос № 18. Институт политических действий
Вопрос №16 Фирма и рынок. План и сделка(теория фирмы).
В новой институциональной экономической теории рынок и фирма рассматриваются как крайние точки обширного спектра контрактных альтернатив. Фирмы оказываются специализированными на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынки — на обмене, в рамках которого осуществляется аллокация ресурсов, с одной стороны, и распределение произведенных продуктов, — с другой. Фактически рынок и фирма могут быть представлены как два полюса континуума типов контрактных отношений. Поэтому начать изучение целесообразно с определения контракта и выявления его типов.
Контракт — это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения.
Типы контрактов:
Классический контракт является полным и формализованным, предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является государство.
Неоклассический контракт является неполным, предполагает непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта — третья сторона
Отношенческий контракт является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контракта — один или оба контрагента.
Фирмапредставляет собой основное хозяйственное звено национальной экономики, удовлетворяющее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путём планомерного комбинирования факторов производства. Удовлетворяя свои потребности путём создания товаров, пользующихся спросом, фирма будет способствовать подъёму национальной экономики.
Фирма – это предприятие, которое может заниматься различными формами и видами предпринимательской деятельности ради получения прибыли. Фирмы обычно многопрофильны, они сочетают производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений.
Характеристика фирмы предполагает определение её основных черт, выделяющих её в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:
– производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;
– организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
– экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.
Фирмы можно классифицировать по различным параметрам:
- отраслевой принадлежности;
- структуре производства;
· мощности производственного потенциала (размер предприятия).
По структуре фирмы подразделяются на:
Узкоспециализированные – фирмы (предприятия), изготавливающие ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства (производство чугуна, стали, проката, зерна, мяса и т. д.).
Многопрофильные фирмы (предприятия) выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут одновременно специализироваться на изготовлении морских судов, автомобилей, компьютеров, перевозке грузов и т. д. В сельском хозяйстве – выращивании зерна, овощей, фруктов, кормов, скота и т. д.
Комбинированные фирмы (предприятия) один вид сырья или готовой продукции превращают параллельно или последовательно в другой вид, затем в третий и т. д.
К основным функциям производственного предприятия (фирмы) относятся:
- изготовление продукции производственного и личного потребления;
- продажа и поставка продукции потребителю;
- послепродажное обслуживание продукции;
- материально-техническое обеспечение производства на предприятии;
- управление и организация труда персонала на предприятии;
- всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;
- предпринимательство;
- уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
- соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Рынок- совокупность реальных и потенциальных покупателей товаров.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
- регулирующая
- стимулирующая
- информационная
Вопрос №17. Процесс формирования неофициальных институтов (теория игр).
Формальные модели в институциональной экономике строятся с помощью теории игр, развитие которой берет отсчет с момента появления книги Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна "Теория игр и экономическое поведение" (1944). Во-первых, теория игр занимается анализом ситуаций, в которых поведение индивидов взаимообусловлено: решение каждого из них оказывает влияние на результат взаимодействия и, следовательно, на решения остальных индивидов. Решая вопрос о своих действиях, индивид вынужден ставить себя на место контрагентов. Во-вторых, теория игр не требует полной рациональности индивидов, в ней используется целый ряд моделей индивидов, от индивида как совершенного калькулятора до индивида как робота. В-третьих, теория игр не предполагает существования, единственности и Парето-оптимальности равновесия во взаимодействиях. Эти причины и обусловливают наш интерес к формальным моделям институтов, построенным с помощью теории игр. Обратимся к их анализу более подробно.
Первое уточнение касается кооперативных и некооперативных игр. В кооперативных играх возможны обмен информации между участниками и формирование коалиций. В некооперативных играх, о которых и пойдет в основном речь, исходным пунктом в анализе является индивидуальный участник, причем обмен информации между участниками и формирование коалиций исключены. Далее, игра может быть представлена либо в стратегической (матричной), либо в развернутой форме.
1) Теория игр занимается анализом ситуации в которых поведение партнеров взаимообусловлено, т.е. решение одной стороны влияет на решение и действия другой.
2)теория игр не требует полной информированности и совершенной рациональности индивидов.
3)Теория игр не предполагает существования единственного и поретто оптимального равновесия.
При кооперативном взаимодействии возможен обмен информации и формирование коалиций. При некооперативной - наоборот.
Типы равновесия:
Доминирующая стратегия - такой план действий, который обеспечивает участнику максимальную полезность вне зависимости от действия другого участника. Равновесием доминирующих стратегий будет пересечение доминирующих стратегий обоих участников игры.
Равновесие по Нэшу –ситуации, в которойстратегия каждого из игроков является лучшим ответом на действия другого игрока. Равновесие обеспечивает игрока максимумом полезности в зависимости от действия другого игрока.
Равновесие по Штакельбергу– возникает тогда, когда существует временной лаг в принятии решений участника игры: один из них принимает решения, уже зная, как поступил другой. Соответствует максимуму полезности игроков в условии неодновременности принятия ими решений.
Равновесие по Парето – существует при условии, что нельзя увеличить полезность обоих игроков одновременно.
Вопрос № 18. Институт политических действий.
Политическая деятельность — это специфический вид деятельности человека, связанная с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.
Конкретные проявления политической деятельности весьма многообразны: революции, восстания, референдумы, избирательные кампании, митинги, демонстрации, шествия, стачки, государственные перевороты, разработка программ, платформ и т. д.
Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они в конечном счете фокусируются в потребности властвовать.
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей люден (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).
Политическая деятельность подразделяется также на теоретическую и практическую, которые, в- свою очередь, могут быть подразделы на виды меньшей общности.
Заслуживает внимания типология политической деятельности, которую предложил Л. С. Санистебан. Он подразделяет политические действия на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и творческие, стихийные и организованные .
Рациональное политическое действие имеет место тогда, когда его субъект «имеет четкое представление о целях, которые он намеревается достичь, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, способен совмещать свои разные цели, устанавливая систему приоритетов, а также может пересматривать и вносить изменения в свою стратегию, если она не приводит к ожидаемым результатам».
Иррациональное, политическое действие характеризуется, неспособностью его субъекта «правильно увязывать средства с целями», слепым отношением к «упрямым фактам» действительности, его попытками рассматривать реальную политическую действительность «в соответствии с абстрактными схемами, не имеющим ничего общего или почти ничего общего с этой действительностью.
Рациональное и иррациональное политические действия в реальной действительности в «чистом» виде встречаются весьма редко. Рациональное и иррациональное в политических действиях, как правило, «уживаются» рядом, причем в самых различных сочетаниях. Однако, в каждом конкретном политическом действии рациональный или иррациональный момент преобладает. Это позволяет в целом говорить о рациональном или иррациональном политическом действии.
Многообразие политических действий указанными их типами не исчерпывается. Исследуя политическую деятельность, есть смысл выделять и ряд ее других типов. В частности, при анализе политических действий целесообразно выделять такие их виды, как действия конструктивные, созидательные и действия разрушительные. Политические действия могут быть спонтанными, спорадическими. Специфическими чертами характеризуются инновационные политические действия и т. д.
Выделяя тот или иной из указанных видов политической деятельности, следует иметь в виду, что в реальной действительности в «чистом» виде они практически не проявляются. Каждый из охарактеризованных видов политической деятельности тесно связан с другими.