Логика, цель и смысл исторического познания и истории
История как наука.
Всякая наука — систематическое, руководимое разумом познание вещей, имеет свой специфический объект изучения.
Объект истории: человеческое бытие в его реальных отношениях. История — наука общественная => имеет субъект: личность, гражданское общество, государство, народность и церковь в их историческом развитии.
Историческое развитие — переход в нормальное состояние того, что заложено в человеке в его потенциальном состоянии. Это имеет не количественное, а качественное значение.
Почему именно так? Человек — существо метафизическое (сверхчувственое, духовное). Таким он является в истории => развитию подлежит его духовная сторона, составляющая сущность его; она стремится проявить всю полноту заключенных в нем определений духа.
Дух — некая творческая, разумная сила, которая соединяет человека с абсолютным разумом, т.к. разум человека — отражение этого абсолютного разума.
Разум — способность человека соединять и разъединять понятия.
Если человек стремится реализовать заключенное в нем определения духа, то история — развитие определений духа.
Дух — наука, религия, философия и др.
В основании истории: метафизика, философия и религия.
Метафизика — наука о вытекающих из законов разума способов понимания вещей. Они — логические категории, под которые разум подводит, или которыми он соединяет и разъединяет получаемые от внешнего мира впечатления. Метафизика = наука понимания, сущность которой состоит в развитии системы категорий. Но если в логике эта система категорий выводится из логической формы, то в м. — чисто умозрительно. #, государство, право, необходимость, закон, свобода и т.д. Все они стали явлениями.
М. — естественное основание любой науки. Послед. указанием на м. как на основание познания является философия и религия. Поскольку они являются также понятиями метафизическими, а они определяют сознание человека, становятся его источником действий и религий, постольку без метафизики научное познание невозможно вообще.
С отрицанием метафизики вся история превращается в бессмысленное собрание фактов, представляющих собой явления чистого произвола, получивших ложное освещение предвзятой мысли. Это приводит к уродливому изображению исторической действительности. Ведь факт — случайность среди бесконечных многослучайностей. Исторические факты объясняются не философией, а руководящими идеями, которые рождаются в метафизике. Если человек ограничивается только философией, то в мире нет более жалкого существа, чем человек => бесконечное противоречие между возможностями к философии.
С отрицанием вся наука теряет свои критерии истины и оценки, что особенно сказывается на исторической науке, где такие оценки производятся.
Мы привыкли к изучению истории исторических фактов => Одних метафизических начал недостаточно. Другим источником являются факты (опыт). Но ни чистый опыт, ни отвлеченная мысль не способны дать в своей исключительности всей полноты значения и внести равновесия в общественную жизнь. Если метафизика грешит незнанием конкретных вещей, то опыт грешит их полным непониманием.
Метафизика без опыта слепа, опыт без метафизики пуст.
История должна сочетать в себе оба противоположных пути сознания — метод называется универсализм.
Высшее выражение универсализма – история, поскольку именно здесь законы, выведенное число умозрительным путем, проверяются опытом. Если в теории выводах имеются ошибки, то в истории они находят свое опровержение. Первенствующая роль в историческом познании играет метафизика.
А рациональные начала в истории определяются как историческая идея. Опыт начала — низкая сфера. Они являются только опорой для развития этих идей. А если это так => история управляется идеями и объясняется идеями. Важнейшее познание истории в ее высшем значении — философия.
Сам ход истории указывает на необходимость философии. Различные политические перевороты 19 в. изменили весь политический строй старой Европы 18 в. Провозглашенные Французской революцией идеи свободы, равенства и братства не обеспечивают достаточного уровня жизни народных масс. Пришел новый антогонизм между трудом и капиталом. С политической почвы борьба перешла на почву экономическую. Но экономика оказалась не в состоянии решать эту проблему, поскольку при решении социальных вопросов вступает в область права. История не требовала всестороннего исследования новых общественных отношений, а это рождало стремление к объединению всех наук => ФИЛОСОФИЯ. Это было необходимо, так как история является верховной наукой о духе и мерилом истины.
Третье основание — религия как общий элемент человеческого духа. Её исторический статус определяется как природой человека, так и существом самой религии.
Религия — живое отношение человеческой души к познаваемому абсолюту (Богу). Отсюда ее всеобъемлющая сила, с которой она охватывает человека. И по ее влиянию на человечество равных нет. Она — начало человеческой жизни => начало истории движения. Сам же человек — существо метафизическое, а жаждет единения с абсолютом. Если это так, то и целью истории познания является познание абсолюта.
Бог — бытие, не зависящее от другого. Оно не имеет границ и изъято из изменяющихся условий пространства и времени.
Неоспоримым свидетельством сильного влияния религии на весь ход исторической мысли служить итог спора между православными и еретиками насчет естества Христа в IV веке.
Православие — единство, еретики — подобносущим Богу-отцу. Но это означало подчиненное значения разума на Божественные начала и в мире, и в жизни. На первое место выходит человеческий опыт. Это стало источником нового воззрения – атеистического, которое повлекло за собой неисчислимые последствия (для всей человеческой истории).
Если религия и философия являются основанием исторических начал, то в какой степени они влияют на содержание исторического процесса? В зависимости от степени влияния того или другого весь исторический процесс делился на периоды синтетический и аналитический.
Синтетический – определяющую роль играет религия.
Аналитический – философия.
Так классический период истории (Древний Рим), когда мысль не успела отрешиться от чистой религиозной основы, возводя все явления к Богу, религия господствовала во всех сферах жизни и мысли – синтетический период. Уже на следующем этапе развития историческая мысль получила светское развитие, философское направление, государство – гражданский характер – аналитический период. После падения Древнего Мира и возникновения христианства начался Второй синтетический период (Раннее Средневековье), но на следующем витке истории— свободное развитие философской мысли. Религия берет под свой надзор нравственную сторону жизни общества – аналитический период.
В общественном движении человеческого духа аналитическое движение мысли – переход от одного синтеза к другому.
Каковы законы истории?
Историческая наука развивается по определенным законам. Общий закон развития — диалектика. Так как закон развития везде один, то история – полное приложение этого диалектического закона.
Диалектика — развитие определений чистой мысли. В силу действий диалектического закона, историческую мысль формулируем так: «Человечество в своем развитии отправляется от первичного единства мысли, затем развивает из него противоположные направления мысли, а затем опять сводит их к единству, стремясь к высшей гармонии жизни».
Диалектическое развитие чистоты мысли заключает в себе 4 определения, которые в своем развитии проходят через 3 ступени: 1) первоначальное единство; 2) распад единства на 2 противоположности (отвлеченно общее и отвлеченно частное); 3) высшее и конечное единство.
Процесс исторического развития — процесс развития человеческой мысли. Его источник - противоречивость и неполнота определений, выводимых мыслью. Объясняется это тем, что человеческой мысли свойственно колебаться от одной крайности к другой, именно из-за неполноты и противоречивости человеческой мысли происходит смена мировоззренческих систем. => Исторический процесс мысли выражает, с одной стороны, логическое развитие присущих ей начал, а с другой стороны, фактическое развитие этих начал не в сознании одного мыслителя, а в сознании ряда мыслителей, связь которых определяет диалектический закон.
Это означает, что полнота исторической мысли достигается через познание всей совокупности воззрений на историю. Но поскольку каждая мировоззренческая система представляет собой определенную сторону истины, то постольку всякое историческое заблуждение будучи результатом односторонне направленной мысли составляет необходимое условие самого развития. И побороть это заблуждение можно признанием ее существующих основ и введением их в общую связь исторических явлений.
Важнейшие особенности логики исторического процесса:
1. Историческое развитие есть вместе с тем и развитие логическое.
Это объясняется действием диалектического закона. Диалектическое развитие определения мысли заключает в себе 2 противоположности: положительное и отрицательное.
- положительная сторона исторического развития: те элементы духа, которые лежат в самой его природе и которые подлежат развитию (наука, философия, религия и т.д.).
- отрицательное начало, которое является источником развития – борьба противоположностей. Именно она путем отрицания и переводит положительные элементы духа из одного состояния в другое до тех пор, пока не будет достигнута истина. Но высшее отрицание — отрицание отрицания, т.е. восстановление в высшей форме первоначального единства. А т.к. отрицание — логическое действие разума, то и историческое развитие — развитие логическое.
2. Движение истории по принципу маятника.
Человеческой мысли свойственно колебание от одной крайности к другой. А история есть развитие чел. мысли => развитие истории происходит по принципу маятника.
2. Соответствие состояние общественной жизни состоянию общественной жизни.
Доказательство: весь характер развития мировой истории. Это соответствие жизни и мысли находит подтверждение в развитии классовых государств. Древний Мир – первобытный универсализм, где мысль своим первоначальным синтезом охватывала все области бытия и познания, подчиняя их одному началу — количеству.
Господствующей школой мысли в этот период была пифагорейская система, которая представляла собой попытку связать общим законом весь физический и нравственный мир. Прямое воздействие на общественную жизнь: в греческих городах стали создаваться пифагорейские союзы аристократов и устанавливаться аристократический строй.
За пифагорейцами новая система — элиаты. Новая категория мира – бытие, которое понимается как единое, неподвижное и неизменное начало. В Греции утверждается новый политический строй – тирания (единство и неизменность власти). Последующий за элиатами период – Гераклит, категория действия.
Весь цикл движения древнегреческой мысли завершается системой Демокрита, Эпикура, Лукреция (категория реальных отношений). Атомистика — мир состоит из неизменных атомов. Развитие общественной жизни — аристократический строй через ступени тирании переходит в период демократический. Демократия — чистейший политический атомизм.
4. Соответствие идеи государства государству в реальности.
Несмотря на разнообразие учений на государственную жизнь все это разнообразие политических учений сводится к основным группам: власть, закон, свобода, общая цель. В целом групп учений постоянно повторяющихся в истории, также 4: общежительная, нравственная, индивидуализм и идеализм. Содержание этих групп учений соответствует основным элементам государственной жизни. Преобладание того или иного элемента в этих группах дает тот или иной общественный строй.
Основных общественных союзов 4:
1. Семейство. Преобладающий элемент — общая цель.
2. Гражданское общество — свобода.
3. Церковь — закон (нравственный).
4. Государство — власть.
Следуя друг за другом, эти элементы повторяются, образуя в своей совокупности полный цикл учения о государстве. Каждый из этих элементов может быть отправной точкой того или иного политического течения. Но везде повторяются одни и те же элементы государственной жизни. Мысль человеческая по необходимости вращается в этом круге. Государство по идее необходимо соответствовать государству в реальности. Разница — в опережающем развитии мысль.
В чем смысл истории?
Если весь ист. процесс — развитие определений духа в истории, все человечество — единое духовное целое, то смысл истории — не во внеш. совершенстве, а в углублении в себя, в развитии духовной природы человека. Венцом и завершением цели и смысла всего исторического процесса должно стать царство духа (по логике). Но этой цели можно достичь путем разрешения самой упорной из всех мировых противоположностей — между абсолютной самостоятельностью лица, вытекающей из его свободы, и между требованиями, вытекающими из существа абсолютного духа. Нравственный закон есть предписание делать добро другому.