Смысл исторического познания и его функции. Методология исторической науки.

Смысл исторического познания и его функции. Методология исторической науки.

а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны воспитывает чувство патриотизма.

История Кыргызстана – неотъемлемая часть мировой истории.

Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту - древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н. э.). Самое первое дошедшее до нас упоминание о кыргызах встречается в китайских исторических сочинениях и относится к 201 г. до н. э.

Каменный век и эпоха бронзы в Кыргызстане.

Первобытный человек заселяет терр. Кырг-на в эпоху палеолита. Древнейшая стоянка – Он арча возрастом 800 тыс. лет. Костные остатки на терр. КР не обнаружены. В Ср. Азии остатки древ. человека обнаружены в гроте Тешик-Таш (Узбекистан) – мальчик неандерталец, находка археолога Окладникова. Древнейший памятник искусства на терр. Кырг-на – рисунки в пещере Ак-Чункур. В эпоху неолита сформировался родо-племенной строй. В целом развитие Кыргызстна в эпоху бронзы (с III тысячелетия до н. э. до IX-VIII вв. до н.э) характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общин. Представители этого времени обладали европеоидной внешностью и говорили на одном из восточно-иранских языков.

Общественный строй, культура, религиозные взгляды и быт саков. Войны саков с иноземными завоевателями.

В 1 тысячелетии до н. э. на терр. Кырг-на жили сакские племена, европейцы наз. их скифами. На территории Кыргызстана, в его северных районах жили саки-тиграхауда (острошапочные саки), а в южных - саки-хаумаварга,т.е. "почитающие хауму" (священное растение). Саки говорили на одном из восточно - иранских языков, имели европеоидный облик. Лишь некоторые из них имели лёгкий налёт монголоидных признаков. В V-IV вв. до н. э. в сакской коннице появились отряды тяжеловооружённых воинов защищённых пластинчатыми доспехами и металлическими шлемами. В целом войско саков имело высокий международный авторитет и считалось непобедимым. В VI в. до н. э. саки вели упорную борьбу с персами за независимость, вступили в мирные и военные отношения с Ираном, также саки вели героическую борьбу с армией Александра Македонского. А в середине II в. до н. э. оставшихся на Тянь - Шане саков завоевали усуни.

Усуни: хозяйство, культура, отношения с сопредельными странами.

У усуней были рыжие волосы и голубые глаза. Царь усуней носил титул "кунбаг" (князь над племенами). Власть кунбага была наследственной. В своей деятельности он опирался на совет старейшин. Основой хозяйства усуней было полукочевое скотоводство, а главным богатством - лошади. Со второй половины II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань. Заключаются неоднократные династические браки усуньских кунбагов с принцессами империи Хань и державы гуннов. Образовалось два постоянно соперничающие между собой ветви в династии кунбагов: "ханьскую", "гуннскую". В 70-х годах I в. до н. э. - гунны, обеспокоенные возвышением усуней предприняли несколько удачных рейдов крупных отрядов конницы на восточные границы усуньских владений. Тогда усуни заключили с империей Хань договор о совместных военных действиях против гуннов и в 71 году до н. э. усуни нанесли гуннам сокрушительный удар.

Образование державы хунну. Отношение хунну с сопредельными странами и народами. Падение хуннской державы.

Ветвь хуннов, покинув степи Монголии, в результате беспримерной миграции оказалась в Европе. Уже в IV в. их потомки едва не уничтожили саму Римскую империю. Предки гуннов, хунны, были небольшим народом, сложившимся в IV в. до н.э.
на территории Монголии. В III в. до н.э. они переживали тяжелые времена, так как с востока на них давили кочевники-сяньби, с запада нажимали согдийцы, которых китайцы называли юечжи. Неудачными оказались и попытки хуннов принять участие в китайских междоусобицах. В 93 г хуннский шаньюй проиграл решающую битву, бежал на запад и пропал без
вести. Держава хуннов развалилась на части.

Образование Кокандского ханства. Завоевание Кокандом земель кыргызов. Распространение ислама на Тенир Тоо.

В начале XVIII в. от Бухарского эмирата отделяется самостоятельное владение в Ферганской долине с центром в Коканде. Население ханства составляли кочевые и оседло-земледельческие племена узбеков, таджиков, кыпчаков и кыргызов. Они соперничали друг с другом и то и дело меняли правителей. К 80-м годам XVIII в. в зависимость от Коканда попали практически все кыргызские земли Ферганы. После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов. С завоеванием Кыргызстана Кокандом все земли были включены в систему аграрных отношений ханства, которая регулировалась нормами мусульманского права - шариата. В период Кокандского владычества начался процесс разложения кыргызской общины.

Национальная политика и межнациональные отношения в Кыргызской Республике. Рост национального самосознания кыргызов. Образование Ассамблеи народа Кыргызстана.

19 сентября 1996 г. указом президента КР было принято постановление О Кыргызском Фонде международной Ассамблеи культур народов Центральной Азии. В целях дальнейшего сближения культур братских народов, развития взаимного сотрудничества в области литературы и искусства Центральной Азии было постановлено создать Кыргызский Фонд международной Ассамблеи культур народов Центральной Азии, установить, что Фонд - общественная организация - является филиалом международной Ассамблеи культур народов Центральной Азии, имеет статус юридического лица и действует на основании Устава Ассамблеи и собственного Устава. Эта организация нап. Отвечает за проведение культурных программ: выставок прикладного искусства национальных меньшинств, фестивалей песни и танца, "круглых столов" с обсуждением самых актуальных для общества тем по историческим, культурным, правовым вопросам.

Образование, наука, искусство, здравоохранение в Кыргызской Республике. Национальные программы «Билим» и «Кадры XXI века».

1996 год в республике был объявлен Годом образования. Реализуются национальные программы "Билим" ("Знание") на 1996-2000 годы, “Здоровье нации”, "Кадры XXI века", концепция "Образование через культуру на 1995-2000 годы". Образование в государственных учебных заведениях Кыргызской Республики является всеобщим и бесплатным. Для всех уровней образования установлены государственные образовательные стандарты, выполнение которых является обязательным для всех типов образовательных учреждений. Одновременно в Законе Кыргызской Республики "Об образовании" впервые определена возможность создания негосударственных (частных) учреждений образования, а также платных учебных заведений. Доступность всех форм образования гарантируется Конституцией Кыргызской Республики и является одним из принципов государственной политики в области образования и обеспечивается его финансированием из местных бюджетов, государство учреждает специальные почетные звания и государственные награды за особые заслуги работающим в системе образования. Вместе с тем, несмотря на рост финансирования образования, наблюдается снижение общего уровня образовательного процесса (не хватает средств на коммунальные услуги, приобретение учебных и учебно-технических пособий и т.п.). В Кыргызской Республике существует последовательная непрерывная и многоступенчатая система образования и общественного воспитания (дошкольное, школьное, внешкольное, среднее, специальное, профессиональное, высшее образование), организация летнего отдыха детей и подготовка зданий к новому учебному году

Смысл исторического познания и его функции. Методология исторической науки.

а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны воспитывает чувство патриотизма.

Наши рекомендации