Смысл и цель человеческой истории

Имеет ли история человечества внутренний смысл? Или же история – бесконечное повторение соперничества народов, возникновение одних государств и упадок других? Ясно, что здесь под историей понимается уже не историческая наука, а реальные события, связанные с возникновением и развитием народов, государств и всего человечества. Ясно, что поставленные вопросы являются ключевыми для исторической науки. Какими бы разнообразными и многочисленными источниками ни пользовался ученый-историк, какие бы методы он ни применял, решающую роль в создании научной работы будет играть используемая концепция всемирно-исторического процесса, даже если ученый работает над какой-то узкой исторической проблемой, например, над экономическим развитием какой-то области в какой-либо стране в 90-е годы ХIХ века.

Любая область страны не может развиваться вне зависимости от общего развития страны в целом. А любая страна не может существовать изолированно от соседнего региона. А определенный регион не может быть тгорожен от мира в целом. Неслучайно уже во II веке до н. э. греческий историк Полибий написал многотомный труд под названием «Всеобщая история». Полибий подчеркивал, что отныне (то есть примерно 2200 лет назад) нельзя писать историю отдельного государства, а нужно писать общую историю.

Но даже признавая взаимосвязь истории различных народов, можно по-разному отвечать на вопросы, поставленные в начале этого параграфа. Следует заметить, что эти проблемы волновали не только историков, но и представителей других наук, других областей духовной культуры.

Один из первых ответов на вопросы о смысле человеческой истории прозвучал из уст греческого поэта VII в. до н. э. Гесиода. В своей поэме «Труды и дни» он сформулировал идею о золотом веке, который был очень давно и в котором прекрасные люди вели прекрасную жизнь.

Создали, прежде всего, поколение людей золотое

Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских…

Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов.

Затем, согласно Гесиоду, на смену золотому веку пришли века серебряный, бронзовый, медный, а за ними – век железный, где человек несчастен, а нравы людские развращены:

Если бы я мог не жить с поколением этого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни бед от труда и от горя

…………………………………………………………..

Правду заменит кулак. Города подпадут разграблению.

Если сила там будет и правда. Стыд пропадет[7].

Подобные идеи встречались задолго до появления Гесиода. Например, уже в египетских текстах третьего тысячелетия до нашей эры можно обнаружить сетования на то, что люди и порядок приходят в упадок, дети перестают уважать родителей, расцветает взяточничество. Подобный взгляд на развитие человеческого общества распространен даже в начале XXI века. Многие считают, что раньше все было лучше: и люди, и нравы, и порядки, и климат.

В рамках подобных представлений не допускается идея прогресса, то есть постепенного улучшения общества и жизни людей. Предполагается, что общество деградирует, а содержание множества исторических событий объясняется эгоизмом и людской агрессией. Этими же качествами и мотивами определяются и свойства целых народов и государств.

Идею прогрессивной направленности человеческой истории не приемлют и те концепции, которые если и не говорят о неумолимой деградации, то исходят из идеи периодической повторяемости жизни общества – теории круговорота. Такова, например, и позиция китайского мыслителя VI века до н. э. Конфуция, считавшего, что человек и общество должны ориентироваться на древние традиции, и тогда можно будет избежать ухудшения нравов. Буддисты призывают человека, чья натура пронизана низменными стремлениями к удовольствиям,углубиться в личную жизнь и самостоятельно, индивидуально достичь просветления, а не пытаться менять законы, порядки и судьбы государств.

Принципиально иное понимание направленности, смысла и цели человеческой истории создает в V веке н.э. писатель, философ, богослов Августин Аврелий. Его концепция изложена в фундаментальном труде «О Граде Божием», состоящем из 22 книг (глав) и занимающем более 1000 страниц текста современного формата. В своей работе Августин исследует всю известную ему историю человечества. А известно ему было немало. Он пишет о судьбе таких государств, как Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Рим, Греция и о многих других. С какой целью Августин уделил столь много внимания сравнительному исследованию возникновения, развития и крушения этих государств?

Дело в том, что философ решал важную религиозную и богословскую задачу – защищал христианство от обвинения в том, что по его вине великий Рим, оплот порядка и цивилизации, был захвачен варварами. Более 1000 лет непоколебимо стоял Рим и 600 лет был ведущей державой мира, и вот 24 августа 410 года город был захвачен готами и разграблен – менее чем через 20 лет после того, как император Феодосий приказал закрыть языческие храмы. Многие образованные люди того времени увидели в падении Римского государства закат цивилизации, культуры и победу варварства, а причиной упадка посчитали отказ от старой религии и принятие христианства.

Августин же в своей работе показал, что все великие государства прошлого в свое время пали, а некоторые из них существовали много дольше Рима, например, Египет. Но культура и цивилизация не погибли. Благие деяния человечества накапливаются и передаются от одного народа к другим, улучшаются в целом и нравы людей. Решающая роль в этом процессе, утверждает Августин как христианский мыслитель, принадлежит именно христианству и отказу от языческой религии. Римское государство, как и другие великие державы прошлого, погибает от внутренней порчи, а не от внешних влияний и уж тем более не из-за принятия христианства. С Августином трудно не согласиться, особенно если учесть, что готы, взявшие Рим, были христианами.

Августин создает не только концепцию единой истории человечества, положение которого все более улучшается благодаря религии. Он создает и особое учение о государстве. Учитывая ту роль, которую играют государства в жизни человечества, можно сказать, что Августин – классик исторической науки, а не только богословия, философии и литературы. Государство – это всего лишь форма объединения людей, форма лучшая по сравнению с племенем или шайкой разбойников, например. Люди объединяются в государства, чтобы достигнуть наилучшего в этом объединении мира и материального благополучия. Государство позволяет усмирять страсти человека, связанные с его внутренней греховностью, если исходить из религиозного понимания человеческой природы. Как подчеркнет великий русский философ ХIХ века Владимир Соловьев, государство, по Августину, предназначено не для того, чтобы помочь человеку построить на земле рай, а для того, чтобы избежать на земле ада. Ад был бы создан агрессивными страстями человека, если бы их не сдерживала государственная форма объединения людей. Августин называл государство Град земной – в отличие от Града Божьего, который понимается как духовное объединение людей на высших человеколюбивых принципах, данных человеку Богом.

Августиновское понимание сути государства использовалось впоследствии самыми разнообразными мыслителями. Из этого понимания следуют три важнейших вывода:

1) государство – это необходимость, даже если его существование связано с какими-то негативными явлениями;

2) государство должно в конечном итоге служить людям, выбравшим эту форму единения;

3) суть истории человечества заключается не в истории отдельных государств, а в нравственном совершенствовании человечества.

Многими мыслителями последующих эпох была воспринята сама суть августиновского учения о «единстве смысла» и общей направленности человеческой истории. Великий русский философ Владимир Соловьев в своих работах говорил «о положительном единстве всемирного процесса», о том, что содержание мировой истории – это движение от зверочеловечества к Богочеловечеству, то есть от состояния дикости к состоянию нравственного совершенства.

Важно заметить, что и Августин, и Соловьев считали, что их понимание человеческой истории – это не их надежды, а отражение реального исторического процесса. Уверенность Августина и Соловьева в существовании глубинного смысла и единства в развитии человечества была связана с их религиозной верой.

Но представления о постепенном прогрессивном развитии человечества имелись и у тех мыслителей, которые не связывали наличие цели и смысла человеческой истории с Божественным промыслом. Например, некоторые представители движения Просвещения в ХVIII веке считали, что благодаря распространению науки, образования, знаний и разумного поведения человеческое общество движется к лучшему состоянию. Разумным неминуемо становится поведение все большего числа людей, в том числе и правителей государств.

В конце ХVIII века немецкий философ Иммануил Кант сформулировал четкую концепцию мировой истории. Основные ее положения изложены в трактате «К вечному миру» (1795). Кант считал, что человечество движется к такому состоянию, когда государства перестанут воевать друг с другом, заключат договор о вечном мире и все свои усилия направят на то, чтобы сделать своих граждан счастливыми. Почему Кант считал такое развитие человеческой истории неизбежным? Потому что вечный мир неминуемо наступит: или государства истребят друг друга в войнах и мир наступит на кладбище человечества, или люди установят вечный мир с помощью международного договора. Второе более практично, а значит, более вероятно.

Кант почти на 200 лет предвосхитил будущее общемировой политики, он предсказал принцип верховенства международного права и прав человека, создание Организации Объединенных Наций и многое другое из исторических реалий конца ХХ и начала ХХI века.

Не все мыслители согласились с кантовским пониманием всемирной истории. Например, другой немецкий философ Г. В. Ф. Гегель, младший современник Канта, посчитал, что государство в своих действиях не должно подчиняться международному праву. Только государство, с точки зрения Гегеля, является высшей формой единения людей. Мировая история тоже имеет цель и направление развития, но основное содержание этой истории – действия великих личностей, воплощающих в себе особую силу – мировой дух. Великие люди, возглавив какое-либо государство, направляют все силы этого государства на достижение великих целей. Примеры подобных великих людей – это Александр Македонский и Наполеон Бонапарт. Неслучайно Гегель оправдывал войну как принцип политики и как способ развития человечества. Неслучайно выдающийся философ ХХ века Х. Ортега-и-Гассет назвал учение Гегеля философией цезарей и чингисханов, то есть учением, оправдывающим завоевания диктаторов и деспотов.

Совершенно иное видение содержательности и направленности истории было у французского мыслителя О. Конта, создателя философии позитивизма и классика социологии – науки об обществе, предложившего само название этой науки. С точки зрения Конта, человечество развивается к лучшему и основным содержанием развития является интеллектуальная эволюция человечества. То есть люди постепенно освобождаются от предрассудков, незнания, и связанного с недостатками интеллекта неразумного поведения. В своем развитии человечество проходит три стадии интеллектуальной эволюции: теологическую, метафизическую и позитивную, то есть положительную. На этой стадии жизнь общества будет улучшаться благодаря результатам науки, нацеленной именно на улучшение жизни общества. Конт считал, что ни деятельность великих людей, ни политические революции не смогут изменить общество к лучшему.

Совершенно другое понимание сути и цели человеческой истории было выдвинуто немецким мыслителем Карлом Марксом, младшим современником Конта. Маркс, в отличие от Конта, видел средство изменения общества к лучшему в революциях. Революции наступают в момент смены основных стадий общественного развития. В отличие от Конта Маркс считал, что их пять, а не три, и они являются общественно-экономическими формациями. С точки зрения Маркса, главное содержание человеческой истории – это экономическое развитие общества, вслед за которым изменяются и все остальные общественные явления – вплоть до морали и религии. Источником развития является классовая борьба, то есть соперничество между группами общества, имеющими противоположные экономические интересы. Человечество последовательно проходит в своем развитии первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную формации-стадии, а затем переходит к коммунистической формации, где будет отменена частная собственность.

Отмена частной собственности на средства производства (землю, орудия труда) приведет к исчезновению противоположных экономических интересов и к прекращению классового деления, поэтому коммунистическая формация обеспечит социальную справедливость, более высокий уровень материального благосостояния и ликвидирует эксплуатацию человека человеком.

Возникшие в ХIХ веке социалистические, а затем коммунистические партии решили реализовать марксистску теорию на практике. В XX веке в некоторых странах был построен социализм – первый этап коммунистической формации. Результаты были не везде одинаковые, но выяснилось, что введение общественной собственности, конечно, может привести к более равномерному распределению доходов, но общий уровень экономического благосостояния начнет отставать от ситуации в странах с частной собственностью, а эксплуатация просто поменяет свои формы. Таким образом, формационный подход не выдержал проверки практикой.

Еще одним пониманием смысла и цели всемирно-исторического процесса, которое было проверено на практике, стала концепция, сформулированная А. Гитлером в уже упоминавшейся книге «Mein Kampf». Гитлер заявил, что вся человеческая история – это борьба рас, народов, государств за верховенство, власть в этом мире. Есть единственная творческая и продуктивная раса, есть несколько государств и народов этой расы, которым самой судьбой предначертано покорить остальные народы и государства, а затем обустроить жизнь на всей планете по своему усмотрению. Попытка реализации этого видения истории на практике привела к гибели миллионов людей и была отвергнута подавляющим большинством, принадлежащим в том числе и к тем расам и государствам, которые Гитлер счел избранными.

Последним рассмотрим понимание истории человечества, которое принято называть цивилизационным подходом. Один из первых вариантов этого понимания был сформулирован русским мыслителем Н. Я. Данилевским в его книге «Россия и Европа», изданной в 1871 году. Схожие в принципиальном плане идеи выдвигали в XX веке немецкий мыслитель О. Шпенглер и английский мыслитель А. Тойнби. Суть цивилизационного подхода в отрицании однолинейного, поступательного развития человеческого общества. Впрочем, и сами понятия «история человечества», «человеческое общество» вряд ли применимы. Определенные народы или группы народов переживают свои собственные истории. Особую роль в существовании народов играют культурные отличия, прежде всего обычаи, нравы, традиции. Каждая группа народов – это отдельная цивилизация, или культурно-исторический тип, по выражению Н. Данилевского. Каждая цивилизация когда-то рождается, переживает стадии юности, зрелости, а потом дряхлеет, приходит в упадок или исчезает. У каждой цивилизации – своя судьба, своя история. Достижения культуры, исторический опыт одной цивилизации вряд ли могут быть использованы другой.

Может быть, на начало ХХ века и имелись основания для принятия цивилизационного подхода в понимании сути, смысла и цели человеческой истории, но в начале ХХI века становится все более ясно, что об изолированном развитии народов вряд ли можно говорить всерьез. Характерным является и то обстоятельство, что каждый из сторонников цивилизационного подхода выделял разное количество цивилизаций. Кроме того, само понятие «цивилизация» при цивилизационном подходе стало употребляться очень своеобразно. Для большинства исследователей – историков, философов, социологов, культурологов цивилизация – это общество, достигшее достаточно высокого уровня развития, причем как в материальной, так и в духовной, нравственной сфере. Для многих мыслителей цивилизация равнозначна культуре. Цивилизационные блага, достижения постепенно воспринимаются всеми народами в разной степени и в разные времена.

Реальная история ХХ века позволяет сделать вывод, что лучше всего смысл и цель человеческой истории выразили И. Кант и В. Соловьев, а также их сторонники и последователи. Наиболее последовательно и системно это понимание было сформулировано и изложено немецким мыслителем К.Ясперсом в его работе «Истоки истории и ее цель» (1948). С точки зрения Ясперса, если когда-то и существовали разобщенные народы и цивилизации, то реальная ситуация давно изменилась. Произошло это в результате событий, произошедших между 800 и 200 годами до н. э. Это время Ясперс назвал осевым временем. Почему осевым? Потому что в это время сформировалась ось мировой истории, то есть основа мировой истории человечества. Что же произошло в этот период? В это время были созданы основы общегуманистической духовности человечества. Случилось это благодаря деятельности религиозных пророков и мыслителей самых разных религиях. Библейский пророк Исайя сказал в это время, что когда-нибудь народы «перекуют мечи на оралы и не будут более народы воевать»[8].

С этого времени в разных регионах земли начинают распространяться представления о ценности человеческой жизни и мира между народами. В это же время впервые возникает и такое общественное устройство, которое называют демократией – властью народа, таким государственным устройством, когда государственные органы находятся под контролем граждан, когда свобода отдельного человека уважается государством. В осевое время начинается процесс суверенизации личности. Человек становится равной ценностью по сравнению с государством, но свободный человек защищает демократическое государство, обеспечивающее ему свободу и достоинство.

Развивая демократические идеи, австрийский мыслитель К. Поппер, представитель философии критического рационализма, именно в возникновении демократии увидит решающее событие истории и назовет демократическое общество открытым обществом[9]. Поппер заявил, что с V века до н. э. основное содержание человеческой истории – это борьба традиционных государств, основанных на деспотизме, с открытым обществом. В греко-персидских войнах V века до н. э. греки отстаивали свое право на личную свободу и демократию, а не только государственную и национальную независимость.

Самым тяжелым испытанием для открытого общества стала Вторая мировая война. Одной из главных целей Гитлера в этой войне было уничтожение демократии и создание системы полного господства государства над человеком.

Символично, что именно в разгар этой войны были заложены практические основы мирного сосуществования народов, Организации Объединенных Наций и Всеобщей Декларации прав человека.

В августе 1941 года была принята знаменитая Атлантическая хартия –совместная декларация правительств Великобритании и США, государств – участников антигитлеровской коалиции (Формально США не были в состоянии войны с Германией, но уже помогали странам, подвергшимся гитлеровской агрессии).

Интересна сама история создания Атлантической хартии. Она была разработана и подписана в ходе встреч президента Ф. Рузвельта и премьер-министра У. Черчилля в районе острова Ньюфаундленд, куда они прибыли на военных кораблях. Прямой целью встречи была разработка совместных планов военных действий против Гитлера и его союзников. Но в ходе переговоров были разработаны и принципы такого будущего послевоенного устройства, которое помешало бы любому агрессору развязать третью мировую войну или установить деспотическое правление на нашей планете.

Совместная декларация включала в себя восемь принципов. Уместно привести выдержки из этого документа: «Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран – принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

1. Их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям…

5. Они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;

6. После окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможности всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь , не зная ни страха, ни нужды;

8. Они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы»[10].

Создается впечатление, что эти принципы напрямую навеяны идеями Канта из «Вечного мира». Самое главное, что вскоре на основе Атлантической хартии была разработана Декларация Объединенных Наций, которую 1 января 1942 года подписали в Вашингтоне те же Рузвельт и Черчилль, а также по поручению правительства Советского Союза посол Литвинов и представитель Китая Сун Цзывень. Через некоторое время Декларацию подписали представители еще 22 стран. Вот этот исторический документ:

«Общая Декларация Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Австралии, Бельгии, Канады, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской Республики, Эль Сальвадора, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Люксембурга, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Польши, Южной Африки и Югославии. Правительства, подписавшие сие, ранее присоединившись к общей программе целей и принципов, воплощенной в общей Декларации Президента Соединенных Штатов Америки и премьер-министра Соединенного Королевств Великобритании и Северной Ирландии от 14 августа 1941 года, известной под названием Атлантическая хартия, будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости, свободы религии и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах и что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир, заявляют …»[11]

Далее шли обязательства добиться полной победы над Гитлером, а также призывы к другим странам присоединяться к Декларации.

Сразу же после победы над Германией была создана Организация Объединенных Наций, которая 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую Декларацию прав человека – как раз в конце того года, когда вышла в свет книга К. Ясперса «Истоки истории и ее цель».

Таким образом, то понимание смысла и цели истории человечества, которое было сформулировано лучшими мыслителями Земли, нашло свое отражение в реальных событиях и правовых документах. На основе Всеобщей Декларации были разработаны Международные пакты о правах человека, ратифицированные во многих странах, где они считаются актами большей юридической силы, чем внутренние законы. В 1950 году разработана Европейская Конвенция по правам человека и создан Европейский Суд по правам человека в Страсбурге как высший судебный орган Совета Европы.

Европейский Суд – это орган, рассматривающий любое государство и любого гражданина этого государства как равноправных партнеров. Вернее, не совсем равноправных, поскольку государство не может обратиться в Европейский Суд на отдельного человека, а человек может. Во многих случаях Европейский Суд заставляет определенное государство признать свою вину и обязывает его выплачивать компенсацию своему гражданину. Несмотря на это, все больше европейских государств стремится вступить в Совет Европы. К этому стремятся даже некоторые государства Азии.

Такова внутренняя логика истории. Государства осознают, что их главное предназначение – сделать человека более свободным, а его жизнь благополучной. В этом заключаются высший смысл, цель и реальное движение человеческой истории.

И в этом продвижении к благополучию, свободе и правам человека самую выдающуюся и благородную роль сыграла Россия.

История России является ярким подтверждением того, что главное содержание исторического процесса – это борьба традиций закрытого обществапротив открытого общества. Россия дала миру высокие образцы духовной культуры, в которых утверждались гуманистические идеи, – произведения великих литераторов, философов. Россия немало сил отдала борьбе против деспотических претензий на мировое господство различных диктаторов вроде Чингисхана, Наполеона и Гитлера. Многие ключевые моменты внутренней истории нашей страны связаны со стремлением к свободе и человеческому достоинству.

Об одном из таких ключевых исторических событий в 1993 году прекрасно высказался знаменитый французский историк, секретарь Французской академии, участник антигитлеровского Сопротивления Морис Дрюон (более известный в России как автор популярной серии исторических романов «Проклятые короли»): «Ваше время – просто кладезь истории. Об этом периоде российской истории будет написано немало романов. Аналогии? Пожалуй, наша первая революция 1789 года. Надеюсь, однако, что террора у вас не будет. Или же французская революция 1848 года, Но есть что-то особенное. Ваша страна первой в истории сбросила путы коммунизма, которые первая же и примерила. Теперь сбросила, чтобы присоединиться к цивилизованному человечеству, к обществу свободы»[12].

Глава 2. ИСТОРИЯ И РОССИЯ

Наши рекомендации