Сотрудничество в области науки, культуры и образования
Одной из плодотворных систем взаимодействия европейских государств на современном этапе является сотрудничество в сфере культуры, науки и техники.
Издавна Европе принадлежала ведущая роль в развитии мировой цивилизации. Глобальные перемены, произошедшие в XX веке, внесли свои коррективы в роль европейских государств на международной арене. И хотя Европа в значительной степени утратила силовые рычаги воздействия на мировые процессы, для многих регионов мира она является моделью развития интеграционных процессов как в политической и экономической сферах, так и в области развития науки, техники, образования и культуры.
Международное право играет значительную роль в регулировании научно-технического и культурного сотрудничества европейских государств. Сложились некоторые общепризнанные правовые обычаи; государствами заключено большое количество двусторонних и многосторонних соглашений по научно-техническому и культурному сотрудничеству; в этой сфере действуют ряд региональных и субрегиональных организаций общей и специальной компетенции.
Для этой сферы международного сотрудничества характерно тесное переплетение публично-правовых и частно-правовых отношений. Эта взаимосвязь выражается прежде всего в том, что государствами и международными организациями заключаются договоры по научно-техническому и культурному сотрудничеству, которые носят рамочный характер и на основе этих договоров юридические и физические лииа заключают между собой сделки (контракты и иные соглашения) частно-правового характера. Помимо этого государства и их интеграционные объединения (ЕС, СНГ) осуществляют определенную политику в сфере научно-технического и культурного сотрудничества, создавая тем самым необходимые условия и механизмы для наиболее эффективного взаимодействия европейских государств в этой важнейшей области международного сотрудничества.
Европейское научно-техническое сотрудничество развивается в следующих формах:
1) в рамках региональных организаций общей компетенции, прежде всего ЕС, СНГ, ОБСЕ, а также Организации черноморского экономического сотрудничества, Северного сотрудничества;
2) в рамках региональных организаций специальной компетенции. К ним относятся, в частности, следующие научные и технические организации: Европейское космическое агентство, Европейская организация ядерных исследований, Европейская организация молекулярной биологии, Европейский центр среднесрочных метеорологических прогнозов, Европейская организация по безопасности воздушной навигации и др.;
3) в рамках общеевропейской организации «Эврика», созданной для содействия реализации рыночно ориентированных программ в области исследований и разработок во всех сферах прогрессивных технологий;
4) в форме осуществления различных научных и технических проектов. В качестве примера можно привести проект ИТЭР, созданный на основе многостороннего межправительственного соглашения о разработке экспериментального термоядерного реактора;
5) на двустороннем уровне. Договоры, регулирующие вопросы научно-технического сотрудничества, могут иметь различные названия и охватывать иные аспекты межгосударственного сотрудничества (например, Соглашение о сотрудничестве в области образования, культуры и науки между РФ и Люксембургом 1993 г., Соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве между РФ и Грецией 1993 г. и др.). Кроме того, заключаются двусторонние соглашения по различным аспектам научно-технического сотрудничества. В качестве примера можно привести Соглашение между РФ и Францией об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в агропромышленном комплексе (1992 г.). Соглашение о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, заключенное между РФ и Швецией в 1999 г.
В условиях рыночной экономики научно-технические знания являются товаром, более того, обладание передовой технологией становится одним из решающих факторов в конкурентной борьбе. Поэтому отличительной чертой соглашений о научно-техническом сотрудничестве являются положения о регулировании прав на информацию и интеллектуальную собственность. Например, в Приложении I Соглашения о научном и технологическом сотрудничестве между Рф и Испанией указаны следующие основные принципы распределения прав на интеллектуальную собственность:
а) адекватная охрана интеллектуальной собственности. Стороны и/или участники уведомляют друг друга в течение разумного периода времени о создании любой интеллектуальной собственности, возникающей в рамках Соглашения или договоренностей о реализации, и своевременно обеспечивают охрану такой интеллектуальной собственности;
б) учет вклада сторон или их участников в определение прав и интересов сторон и участников;
в) эффективное использование результатов;
г) отсутствие дискриминации в отношении участников другой стороны по сравнению с отношением к своим собственным участникам;
д) защита конфиденциальной информации.
Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕС. В 60-е годы сотрудничество западноевропейских государств в области науки и техники развивалось в основном в рамках Европейского сообщества угля и стали и Европейского сообщества по атомной энергии, а реализуемые проекты были направлены на решение проблем в соответствующих отраслях промышленности. Например, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957 г.) предусматривал создание Объединенного центра ядерных исследований, в задачи которого входила координация деятельности научно-исследовательских лабораторий отдельных государств с целью проведения исследований в области ядерной безопасности, радиационной защиты, а также восполнения пробелов в технологии производства атомной энергии.
В 1963 г. Комиссия ЕС впервые разработала ряд рекомендаций государствам-членам об усилении их сотрудничества в сфере науки и техники. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание Европейской организации научных исследований (European Cooperation Scientific and Technical Research - COST), целью которой является совместное планирование исследований в области информационных технологий, средств связи, океанографии, металлургии, сельского хозяйства, медицины и др. Однако эта Организация так и не получила статуса межправительственной и в настоящее время представляет собой ряд двусторонних соглашений, заключенных государствами-участниками и ЕС.
В 1972 г. государства-учредители ЕС подписали Соглашение о создании Института европейского университета (EUI). Эта международная организация была создана с целью содействия развитию культурного и научного наследия Европы, реализации научно-исследовательских проектов и осуществления ряда образовательных программ в сфере исторических, экономических, политических и социальных наук. Институту были переданы на хранение архивы Европейского сообщества и Европейского космического агентства.
Принятый в 1992 г. Договор о Европейском Союзе заложил основы нынешней, более согласованной научно-технической политики Союза.
Договором предусмотрено, что такая политика нацелена на укрепление научной и технологической базы европейской промышленности и поднятие ее мировой конкурентоспособности. Данная цель достигается посредством поощрения деятельности предприятий, исследовательских центров и университетов в сфере научных исследований и разработки высокотехнологичной продукции, поддержки их усилий, направленных на развитие взаимного сотрудничества (ст. 163 Договора).
Реализация научно-технической политики осуществляется путем:
1) принятия программ научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ по развитию сотрудничества с предприятиями, научными центрами и университетами;
2) развития сотрудничества в области научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ с третьими странами и международными организациями;
3) распространения и оптимизации результатов научных исследований;
4) стимулирования обучения и мобильности научно-исследовательских кадров (ст. 164 Договора).
Сообщество также вправе создавать совместные предприятия или любые другие организационные структуры, которые необходимы для осуществления его собственных программ научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ (ст. 171 Договора).
Следует отметить, что государства-члены ЕС полностью самостоятельны в сфере науки и техники и в рамках Сообществ могут лишь координировать «политику и программы, проводимые на национальном уровне» (ст. 130 Договора, раздел «Исследования и технологическое развитие»). Поэтому в ведение органов ЕС подпадает только та часть проектов, которая выполняется университетами, научными Центрами и лабораториями из нескольких стран ЕС. Под патронаж и, соответственно, финансирование ЕС подпадают только те проекты, которые отвечают ряду критериев: во-первых, способствующие созданию единого рынка ЕС и объединению европейской науки и техники, во-вторых, требующие больших затрат, в связи с чем их не может провести одна страна, в-третьих, экономически выгодные для проведения на многосторонней основе. В настоящее время уровень расходов ЕС на эту сферу составляет 3-4% от общего бюджета. На основе положений ст. 130 Договора ЕС принимает Рамочные программы научно-технического развития, которые рассчитаны на четыре года. В них устанавливаются цели научно-технического сотрудничества государств-членов на заданный период, определяются тематические приоритеты, размер и формы финансового участия ЕС в указанных проектах. Эти программы заняли свое особое место в системе научно-технического сотрудничества европейских стран, поскольку они направлены на развитие фундаментальных, но имеющих прикладное значение исследований (в отличие от европейских организаций, занимающихся «чистой наукой», таких как Европейская организация ядерных исследований, Европейская организация молекулярной биологии и др.). Анализ последних Рамочных программ показывает, что в настоящее время в Европейском сообществе главное внимание уделяется повышению конкурентоспособности европейской промышленности прежде всего за счет стимулирования развития современных производств, внедрения новых технологий; вместе с тем в научных исследованиях особое место отводится вопросам качества жизни, улучшения питания и здоровья населения, защиты окружающей среды. Помимо этого, среди других успешно реализуемых научно-технических программ Сообщества следует отметить Программу развития информационных технологий ЭСПРИТ. Эта программа была нацелена на решение научно-технических проблем общего характера и на привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе с помощью частного бизнеса).
Европейский Союз активно сотрудничает с третьими странами в реализации своих научно-технических программ. Были заключены рамочные соглашения с Болгарией, Венгрией, Польшей и другими восточноевропейским странами о научно-техническом партнерстве и сотрудничестве.
В 2000 г. между ЕС и Россией было заключено Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологии (вступило в силу в 2001 г.). В нем, в частности, сформулированы основные принципы сотрудничества в сфере науки и технологий:
- взаимная выгода;
- своевременный обмен информацией, которая может иметь значение для совместной деятельности;
- сбалансированное получение Российской Федерацией и Европейским сообществом экономических и социальных выгод, учитывающих вклады стороны и/или соответствующих участников в совместную деятельность.
Определены следующие приоритетные направления сотрудничества:
- исследования окружающей среды и климата, включая наблюдения за поверхностью Земли;
- биомедицинские исследования и исследования в области здравоохранения;
- исследования в области сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства;
- промышленные и производственные технологии;
- исследования материалов и метрология;
- неядерная энергетика;
- транспорт;
- технологии информационного общества;
- научно-технологическая политика;
- обучение и обмен научными кадрами.
Соглашением предусмотрено создание Комитета по сотрудничеству в области науки и технологий, в задачи которого входят контроль и содействие деятельности в соответствии с Соглашением; консультации сторон о путях расширения сотрудничества согласно принципам, изложенным в Соглашении; ежегодное представление отчета о состоянии и эффективности сотрудничества; контроль за эффективностью выполнения настоящего Соглашения.
Соглашение предусматривает, что российские организации смогут участвовать в научно-технических проектах ЕС, а организации Евросоюза - в российских проектах.
В 2001 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Евратомом в сфере управляемого термоядерного синтеза, которое учреждает правовые формы осуществления проекта ИТЭР (проект предусматривает строительство экспериментального реактора, основанного на принципе синтеза легких ядер, причем предполагается, что такие энергетические установки в будущем смогут заменить современные реакторы, работающие на принципе синтеза ядер тяжелых элементов). Одновременно было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности. Оно предусматривает развитие сотрудничества в области исследований безопасности реакторов, радиационной защиты, контроля за радиоактивными материалами, демонтажа ядерных установок и управления ядерными отходами.
Эти соглашения также имеют рамочный характер, поскольку предусматривают заключение отдельных договоров на выполнение конкретных работ между Евратомом или какой-либо организацией, ассоциированной с ним в рамках соответствующих программ, и бывшим Министерством Российской Федерации по атомной энергии или какой-либо организацией, назначенной им для выполнения конкретных работ.
Важную роль в научно-техническом сотрудничестве в промышленности имеет заключенный в 1999 г. между ЕС и РФ Меморандум о сотрудничестве в энергетическом секторе. И хотя этот документ не является юридически обязательным, стороны наметили мероприятия по укреплению сотрудничества в рамках проводимой в ЕС программы SYNERGY (эта программа направлена на сотрудничество в области энергоснабжения, разработки новых источников питания и развития экологически чистых технологий переработки традиционных видов топлива).
Необходимость научно-технического сотрудничества стала предметом особого внимания государств-участников Совещания по безопасности о сотрудничестве в Европе в 1975 г. В Заключительном акте СБСЕ говорится, что совместное взаимодействие в области науки и техники вносит важный вклад в дело укрепления безопасности в регионе и содействует эффективному решению проблем, представляющих общий интерес, и улучшению условий жизни человека. Стороны выразили намерение устранять трудности, возникающие в таком сотрудничестве, в частности путем:
- улучшения возможностей для обмена и распространения научно-технической информации;
- быстрого осуществления и улучшения организации международных визитов ученых и специалистов в связи с обменами, конференциями и сотрудничеством;
- более широкого использования коммерческих каналов и деятельности для проведения исследований в области прикладной науки.
В Заключительном акте СБСЕ также указаны приоритетные области научно-технического сотрудничества: сельское хозяйство, новые технологии использования ресурсов, физика, химия, метеорология, океанография, исследования в области геологии и вечной мерзлоты, телекоммуникационная и информационная техника, космические исследования, здравоохранение и охрана окружающей среды. Проекты и договоренности, имеющие взаимный интерес, должны разрабатываться потенциальными партнерами в странах-участницах.
Под эгидой СБСЕ проводятся научные форумы с участием представителей науки и правительств стран-участниц, на которых подводятся итоги международного сотрудничества в области научных исследований, подготовки кадров и в обмене информацией и вырабатываются предложения по дальнейшему сотрудничеству.
Сотрудничество в сфере науки и технологий входит в компетенцию и других региональных организаций:
- Организация Черноморского экономического сотрудничества называет сотрудничество в сфере науки и техники в качестве одного из приоритетов (ст. 4 Устава ОЧЭС). Для координации вопросов в этой сфере создана так называемая Рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству как вспомогательный орган при Совете министров иностранных дел стран-участниц.
- Содружество Независимых Государств активно осуществляет научно-техническое сотрудничество по самым различным направлениям, реализуя тем самым положения ст. 19 Устава СНГ. Во исполнение положений указанной статьи был принят целый ряд соглашений. Так, одним из недавно принятых является Соглашение о межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ (2001 г.). В нем, в частности, зафиксировано, что сотрудничество сторон в области обеспечения деятельности межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ (МГМС СНГ) осуществляется по следующим направлениям:
- формирование и обеспечение функционирования межгосударственной системы наблюдений за гидрометеорологическими условиями и другими характеристиками окружающей природной среды на основе национальных гидрометеорологических сетей, а также имеющихся коммуникационных инфраструктур;
- содействие разработке и реализации стратегии развития компонентов МГМС СНГ, разработке и реализации соответствующих совместных научно-технических программ;
- содействие правовому, нормативно-методическому, метрологическому, технологическому и программно-аппаратному обеспечению деятельности МГМС СНГ.
Трудно переоценить значение данного Соглашения, поскольку одной из его задач является получение своевременной, достоверной и полной информации о гидрометеорологических условиях и других характеристиках окружающей природной среды, в том числе оперативной информации о возникновении опасных гидрометеорологических условий и высоких уровнях загрязнения в целях принятия мер защиты экономики и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Особое место в системе европейского научно-технического сотрудничества занимает Европейское агентство по координации исследований «Эврика».
В Ганноверской декларации 1985 г., являющейся учредительным актом этой организации, сказано, что целью «Эврики» является повышение конкурентоспособности европейской промышленности (ст. 3). Эта цель должна быть достигнута путем оказания всестороннего воздействия осуществлению проектов, нацеленных на создание и промышленное использование новых материалов и технологий (ст. 5).
Для того чтобы проект получил покровительство «Эврики», он должен отвечать следующим требованиям:
- ставить своей целью создание конкурентоспособных продуктов или технологий;
- объединять партнеров минимум из двух стран-участниц «Эврики».