Обычно в ТГП выделяют четыре вида источников: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым он признан потому, что он признается государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которой обеспечивается государственным принуждением. Особенность – это правило поведения, вошедшее в привычку.
Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США и др. странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным является не все решение (приговор), а только суть правовой позиции судьи. Многие юристы высказывают свое желание придать прецеденту как источнику нормативный характер, но сегодня в России это представляется затруднительным, т.к. для этого нужны: независимый суд, высокое правосознание судей и их умение формулировать общие правила в своих решениях.
Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственный, федеративный договор). В рыночной экономике широкое распространение получил гражданско-правовой договор.
Нормативный договор как источник существует в 3 сферах:
- международное право (Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса)
- трудовое право (коллективные договоры)
- конституционное право (федеративные договоры) о разграничении предметов ведения между ФОГВ РФ и ОВ суверенных республик в составе РФ.
Обычай как вид источника права сохранился в ГК РФ, в котором под обычаем признается сложившееся правило поведения, применяемое в области предпринимательства и иной деятельности, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Является наиболее важным и распространенным источником. Положительные свойства: точно фиксирует содержание правовых норм; занимает строго определенное место в иерархической системе источников права; может быть издан оперативно и изменен в любой своей части, основной источник во всех правовых системах (даже в мусульманской).
Отличительные признаки нормативно-правового акта:
а) издается уполномоченным государственным органом;
б) обладает определенной юридической силой;
в) регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;
г) имеет конкретную сферу применения;
д) охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;
е) обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.
ж) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
з) занимает строго определенное место в иерархической системе источников права.
и) может быть издан оперативно, в любой своей части изменен.
к) обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п.
Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы:
g нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.)
g иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. д.).
Виды норм права.
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Классификация норм права происходит по следующим основаниям:
1. В зависимости от характера регулируемых ими отношений:
- нормы материального права – регулируют экономические, политические, идеологические и иные материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности.
- нормы процессуального права – закрепляют процессуальные формы (процедуры, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами права.
2. По отраслевой принадлежности различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.
3. От характера содержащихся в них предписаний:
- управомочивающие – предоставляют возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом.
- обязывающие – обязывают субъекта права совершить определённые положительные действия.
- запрещающие – устанавливают обязанность не совершать определённые действия.
4. От характера актов, в которых содержатся нормы права:
- нормы права, содержащиеся в законах;
- нормы права, содержащиеся в подзаконных актах.
5. по времени действия:
- постоянного действия или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке);
- нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).
6. по месту действия:
- распространяются на всю территорию страны;
- на часть территории.
7. от круга лиц:
- общие – охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории.
- специальные – распространяются на определённую категорию субъектов права.
8. от содержания, целевого назначения и характера изложения:
- нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.(учредительные)
- нормы-определения - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий. Примером таких норм являются нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности.
- нормы-цели – предписания, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства.
- нормы-правила поведения, которые указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.
- охранительные - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.
- нормы-гарантии содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
- коллизионные – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями
9. По методу правового регулирования:
- императивные - имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.
- диспозитивные - присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей.
- рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая желаемые для государства варианты поведения.
10. по субъектам правотворчества:
- исходящие от государства нормы ОГВ, ИОГВ)
- исходящие от гражданского общества (Конституция), принимаемые непосредственно населением.