I. Правовой обычай. II. Юридический прецедент. III. Нормативный акт.

Форма (источник) права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.

52. 52. Форма (источник) права в различных национальных правовых системах.

Правовая семья общего права (англосаксонское право). В отличие от стран романо-германской правовой семьи, в странах англосак­сонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебном прецеденте.

В континентальном праве признается абстрактность норм, име­ется разделение права на публичные и частные отрасли и т.п. Пра­вовая норма понимается и оценивается как абстрактное (общее) предписание, основанное на требованиях морали и справедливости, а не как выражение и средство решения конкретного случая (пра­вового прецедента). Во всех странах романо-германского права су­ды не создают право, а применяют его. Основными источниками права являются нормативные правовые акты, важнейшие из них — законы, в большинстве стран континентального права в качестве основного источника права действуют.

Религиозно-традиционные правовые системы (Мусульманская). Это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связан­ными регулирующими формами традиционных обществ — религи­озными догмами, учениями, традициями, обрядовостью и т.п. Для таких систем характерны принципы непререкаемости авторитета священных текстов и верховенства религиозных (культовых) уста­новлений.

Семья обычного права (экваториальная Африка) правовойобычий.

53.53. Основные источники права в российской юриспруденции.

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

НПАэто официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
• Конституция РФ;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• нормативные указы Президента РФ;
• постановления Правительства РФ;
• нормативные акты министерств и ведомств РФ;
• законы субъектов РФ;
• подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

54.54. Влияние политико-правовых доктрин на политику, государство и право. Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

55. 55. Судебный прецедент и его перспективы в качестве источника права в России.

В советский период С.Н.Братусем и А.Б.Венгеровым было высказано мнение, что если норма права устанавливает меру поведения, то судебная практика накапливает конкретные формы поведения в границах этой меры. Отсюда делался вывод о признании руководящих разъяснений Верховного Суда СССР прецедентом толкования или выработкой правоположений на основе раскрытия смысла и содержания правовых норм.

2. Ныне проблема судебного прецедента приобрела в России особую остроту.

Причины этого: наделение Конституционного Суда РФ правом толкования Конституции РФ и проверку соответствия ей законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле;Проблема судебного прецедента связана с деятельностью судов общей юрисдикции. В отличие от решений Конституционного Суда РФ официально опубликованная практика других высших судов РФ судебным прецедентом не является. Вместе с тем она учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона и аналогии права.

Суде́бныйпрецеде́нт (от лат. praecedens, родительный падеж praecedentis — предшествующий) — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

56. 56. Юридическая сила нормативно- правовых актов Российской Федерации. Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:(С точки зрения национального права вопрос о приоритете национальной или международной нормы решается положениями самого национального права. В ряде стран статус всех или некоторых международных соглашений равен конституционному. Во многих странах, включая Россию, статус международного соглашения выше статуса «обычного» закона, но ниже статуса Конституции. В некоторых странах статус международного соглашения равен статусу национального закона. )

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

Если вопрос согласно Конституции РФ находится всовместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • законы субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

  • законы субъектов РФ;
  • нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

57.57. Проблемы структурирования юридических норм. Трехчленное и двухчленное определение микроструктуры: достоинства и недостатки.

Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающаяся как единство взаимосвязей как между ее элементами, так и между закономерностями как данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятельное значение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры подразделения права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы проявляются специфические функции, которые они выполняют как звено структуры права: обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений97.

Структура нормы права выражает ее внутреннее содержание. Норма права может выполнить эту роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формируются, учитывать их свойства. В противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она будет не нормой, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все указанные выше функции. Проблема структуры нормы права является предметом дискуссий между правоведами. Одни считают, что в структуру нормы права входят три элемента, другие придерживаются двучленной схемы. С. С. Алексеев предложил провести грань между логическими нормами и нормами-предписаниями. Логическая норма содержит три элемента, а норма-предписание - два: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию98. А. Г. Братко при анализе запретов выделяет не три, а четыре элемента, так как гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции (т. е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции. В итоге получается структура запрещающей нормы. Высказано и мнение том, что решение данной проблемы меняется в зависимости от точки приложения ее «к анализируемому нормативному материалу. Так, нормы уголовного права, с точки зрения тех граждан, которым они адресованы как предписания, имеют гипотезу... диспозицию... и санкцию. С точки зрения суда, рассматривающего уголовное дело, - гипотезой - описание признаков преступления, диспозицией - указание на вид и меру наказания».

58. 58. Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно- правового акта. Особенности структурирования норм права в отдельных отраслях.

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведе­ния, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законо­дательного акта — форма выражения государственной воли, средст­во воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагаяправилоповедения, законодатель:

*может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

*может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

*может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

*может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосред­ственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда ста­тья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

59. 59. Характеристика основных отраслей российского права.

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

  • наосновные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называютсяпервичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, яапяютсяизначальными и восходят к древности;
  • вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе правакомплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права являетсяхозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природо 11 ользован и я.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.(конституционное, административное, муниципальное, уголовное)

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен (гражданское,семейное, трудовое).

О́трасльпра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

60. 60. Возникновение и развитие конституционного, гражданского, трудового, административного права.

Термин «конституционное право» произошел от названия особого политико-правового документа – конституции.Впервые конституционные идеи в России зародились еще в XVIII веке. Это были идеи дворянского конституционализма. В этот период были сделаны попытки урегулировать политические отношения в правящих кругах, упорядочить общественное мнение с целью повысить его роль в жизни страны. Вторая половина XVIII века характеризуется возникновением нового течения общественно-политической мысли, которое было названо просветительством. Русские просветители предлагают ограничить власть монарха и главное место в механизме государственной власти отводят представителям народа. В XIX веке конституционная мысль России развивается по двум направлениям: монархическое направление; дворянско- и буржуазно-либеральное направление. Конституционное право России в советский период Этот период характеризуется тем, что в России появилась Конституция. Были изданы декреты первого советского государства: декреты о власти, о земле, о мире, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, а также Декларация прав трудящегося и мн. Др. 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. В 1925 году второй Конституцией РСФСР был закреплен новый статус России. В 1937 г. третьей Конституцией РСФСР была провозглашена полная победа социализма и коммунистической партии. Все эти конституции представляли собой традиционное понимание о конституционализме, были фиктивными, не соблюдались на практике, в стране господствовал тоталитарный режим. Постсоветский конституционализм в России Подлинный конституционализм в России начал устанавливаться во второй половине 1980-х гг. После 1985 г. началась перестройка всех сфер жизни общества. Конституция 1978 г. много раз менялась, приобретая новые черты. И именно благодаря этим изменениям начался переход от тоталитарного режима к демократическому. 12 декабря 1993 г. в результате проведения референдума была принята новая Конституция. И именно с принятием новой Конституции РФ начался новый этап в развитии российского общества, правовой системы и конституционной модели государства.
Термин «гражданское право» появляется в Риме и используется как право, следуя которому решались споры между жителями Рима, в отличие от другого вида права «право народов», которое использовалось для разрешения споров между жителями подвластных Риму территорий.

XVII-XVIII века стали временем начала серьезной кодификации гражданского право. Стоит отметить, что происходило это после буржуазных революций, когда население выразило свое недовольство существующей тогда социальной системой. Данный факт объясняет, почему назревшие в обществе проблемы были решены при помощи инкорпорирования в систему гражданского права норм римского права. Странами, осуществившими данный проект, стали Германия с ее Германский Гражданским Уложением, Франция с Гражданским Кодексом Наполеона, а также Австрия.В то же время в некоторых странах от гражданского права постепенно стало отделяться торговое право. Интересно и то, что зачастую Торговые кодексы создавались гораздо раньше Гражданских кодексов.Что касается нашей страны, то первое сведение гражданских правовых норм воедино произошло в первой половине XIX века. Данный документ был подготовлен М. М. Сперанским и носил название «Свод законов Российской Империи». В конце XIX — начале XX веков были предприняты попытки изменить свод законов ссоответствии с особенностями развития общества того период, однако первая Мировая война нарушила данные планы.Первый для России Гражданский кодекс был принят лишь в 1922 году в СССР. В связи с тем, что для СССР был присущ командный тип экономики, перечень областей применения гражданского права в Союзе значительным образом сократился.После распада СССР Россия приняла первую часть Гражданского кодекса РФ в 1994 году. В настоящий момент ГК РФ состоит из четырех частей, постоянно пересматривается и дТрудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в посленэповском законодательстве).Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.вместе с тем, и в правовых системах государств с рыночной экономикой признаётся необходимость повышенной нормативно-правовой защиты наёмного работника как экономически более слабой стороны отношений.Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения. В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трёх основных элементов: индивидуальных трудовых договоров, коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идёт о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.Для России исторически характерно преобладание законодательного регулирования.Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты публичного и частного права.Коллективно-договорное регулирование осуществляется на разных уровнях — от уровня одной организации, до всей страны или транснациональной корпорации на территории разных государств. В российской терминологии коллективным договором называется договор между работниками и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровнях соответствующий акт называется соглашением.Со стороны некоторых специалистов по гражданскому праву в течение долгого времени делаются предложения о включении трудового права в предмет гражданского. Эти предложения отвергаются учёными-«трудовиками» в связи с тем, что в отличие от гражданского права, в трудовом сильны публичные начала. Это связано с необходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защиты работника.Администрати́вноепра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.Свои истоки наука административного права берет в недрах науки камералистики, сформировавшейся в XVI-ХVII веках в Германии, Франции и некоторых других странах Европы. Камералистика (или камеральная наука) — это наука об управлении, соединившая в себе представления ученых того времени о правилах управления в государстве, государственных финансах, экономике, хозяйстве. Ее виднейшими представителями были Г. Обрехт, М. Оссе и другие.В науке административного права России признают тот факт, что на зарождение и развитие научных представителей в области административного права в нашей стране большое влияние оказала зарубежная литература. В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, налоговым правом, экологическим правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, былправовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право — наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния.[1] Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления». 61. 61. Возникновение и развитие отраслей уголовно – правового комплекса: уголовного права; уголовно- процессуального права; уголовно- исполнительного права. Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией907, 911, 944 годов и в Русской правде.В XV—XVII веках уголовно-правовые нормы окончательно приобрели публичный характер, преступления стали рассматриваться как деяния, угрожающие всему обществу в целом; в памятниках права этого периода (Судебники 1497, 1550 годов, Соборное уложение 1649 года) светские уголовно-правовые нормы отделяются от церковных, однако всё ещё неразрывно связаны с нормами других отраслей права].В этот период получает развитие юридическая терминология, имеющая отношение к преступлениям: если в Судебниках ещё употреблялись термины «обида», «лихое дело», «месть», то в период действия Соборного Уложения вводятся в оборот уже слова «преступление», «наказание», «вина», «умысел», использующиеся в близких к современным значениямПервым нормативным актом, практически целиком состоящих из уголовно-правовых норм, стал Артикул воинскийПетра I, принятый в 1715 году. Несмотря на то, что основное внимание в нём уделялось военно-уголовному законодательству, в нём были и нормы общего характера, в том числе заимствованные из уголовного законодательства европейских государств; из новшеств, содержащихся в данном акте, можно выделить закрепление смягчающих и отягчающих обстоятельств, позволившее дифференцировать ответственность лиц, совершивших преступления[6].Первый российский полноценный уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных — был подписан 15 августа 1845 годаНиколаем I. Основной его особенностью в сравнении с более ранними нормативными актами было выделение общей части как элемента структуры кодифицированного актаПервые акты советского уголовного законодательства имели резко классовый характер и основывались на идее революционного насилия[15]. В основном ответственность за преступления в первые годы советской власти устанавливалась отдельными декретами, постановлениями и инструкциями. Так, нормы, устанавливающие ответственность за преступления, содержались в декретах о земле, о суде и революционных трибуналах, были приняты декреты о взяточничестве, спекуляции, набатном звоне.Законодательство и уголовная политика периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Помимо того, что в его состав входили временные нормы, предусматривающие ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), а также нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях, его особенностью является широкое распространение законов о «приравнивании», своего рода законодательной аналогии: так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству. период экономических преобразований в России продолжал действовать УК РСФСР 1960 года, однако его содержание существенно менялось, отражая новые экономические и социальные характеристики общества: была унифицирована уголовно-правовая охрана государственной и иных видов собственности, исключены политизированные положения, смягчены наказания по многим преступлениям, декриминализованы многие деяния, более не считавшиеся общественно опасными. Наконец, 24 мая1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом РФ. Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января1997 года. Среди его наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности.Уголовно-процессуальное право — отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел.числу первых письменных нормативных источников уголовно-процессуального права России принято относить Русскую Правду. В связи с образованием СССР 31 октября 1924 г. введен в действие первый общесоюзный уголовно-процессуальный закон. В основом уголовно процессуальное законодательство основывалось на нормативных актах связаных с деятельностью судов.Действующий Уголовно-процессуальный кодекс был принят Государственной Думой 22 ноября 2001Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.УИП является правопреемником исправительно-трудового, пенитенциарного права, а ещё ранее — тюрьмоведения.
  • Тюрьмоведение сформировалось в конце XIX в. И рассматривалась как специфическая часть отрасли УП, предметом его было исполнение У-наказания.
  • Название Тюрьмоведение просуществовало примерно до революции. Затем до середины 30х гг. XX в. Соответствующая часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную — «тюремную»).
  • С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.
  • В 1957 г. учёные Б. С. Утевский и Л. С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С. С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть — к Трудовому праву; М. Д. Шаргородский и А. А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70 м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.
  • С 80х-начала 90х гг. ХХв. название Исправительно-трудовое право потеряло своё значение. На то время уже использовалось, хоть неофициально, название Уголовно-исполнительное право. Существует 2 мнения о том, с какого момента утвердилось название УИП:
  1. с принятием Конституции РФ (где к ведению Российской Федерации было отнесено «уголовное и уголовно-исполнительное зак-во») — мнение А. И. Зубкова;
  2. с введением в 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ, окончательно закрепившего современное название отрасли — точка зрения С. И. Курганова.
62. 62 Кодификация российского права. Усложнение отраслевой классификации российского права. Кодификация в юриспруденции — способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.XVIII столетии на определение системы законодательства большое влияние оказало издание крупных кодифицированных законодательных актов, которые начинают определять правовую базу более узких сфер правового регулирования и определяют тенденции формирования будущих институтов и отраслей законодательства. Прежде всего это было связано с увеличением и усложнением направлений политико-управленческой деятельности государства, что повлекло и объединение правовых предписаний и более объемных узаконениях, согласованно охватывающих близкий по предмету правового регулирования круг вопросов. В законодательной практике все более начала осознаваться проблема невозможности издания одного общегосударственного универсального закона, хотя попытки создания нового общероссийского уложения типа Соборного уложения, которая, как уже отмечалось, продолжались до второй половины XVIII в.В XVIII в. наблюдается возрастание значения отдельных кодифицированных актов, охватывающих значительную сферу регулируемых общественных отношений и имеющих содержательную специфику, что способствовало локализации сфер правового регулирования и появлению в будущем отраслей и институтов права. Историк российского права В.Н. Латкин подчеркивает, что с правлением Петра I связано появление новых форм закона, бывших неизвестными Московскому государству, а именно уставов, регламентов и сепаратных уставов» [39]. В связи с этим следует обратить внимание на появление принципиально новых идеологическому обоснованию сфер правового регулирования, по форме, предметной сфере регулирования и внутренней структуре системообразующих для отдельных сфер правового регулирования узаконений. Статистика законодательной деятельности в этом отношении весьма показательна – с царствования Алексея Михайловича (29 января 1649 г.) до окончания правления Павла I (12 марта 1801 г.) было издано 433 крупных узаконения кодифицированного характера - уложений, уставов, учреждений и наказов [40].Для формирования отраслей законодательство имело значение и закрепление в кодифицированных актах предметной сферы регулирования ими общественных отношений. Так, например, в Регламенте Главному Магистрату от 16 января 1721 г. Петр I определяет задачи полиции и тем самым отделяет сферу воздействия действия полицейских узаконений от других сфер правового регулирования: «Полиция особенное свое состояние имеет, а именно: оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинить добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно починяет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешения, призирает нищих, бедных, бальных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков, и фундаментальной подпор человеческой безопасности и удобности» [41]. В XVIII в. происходит определенная классификация узаконений, названия которых отражали общую направленность и круг регулируемых ими отношений. Одновременно сохраняется и старая тенденция дополнения законодательного массива отдельными узаконениями. При Петре I началась практика публикации узаконений в сводном виде.Проводимые систематизационные работы способствовали поискам

Наши рекомендации