Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания
Правосознание – это одна из форм общественного сознания. К иным формам общественного сознания относится философия, религия, искусство, мораль и др. Это разные формы отражения действительности. Предметом правосознания выступает правовая деятельность.
Правосознание – совокупность взглядов, чувств и эмоций, выражающих отношение к действительному или желаемому праву.
Правосознание играет определенную роль в правотворческом процессе, оно обосновывает границы допустимого в праве и является идеологическим источником в праве
Правосознание направляет деятельность правоприменительной практики, оно ложится в основу такого правового явления, как судейское и административное усиление. Влияет на толкование права.
1.Оценочное. С его помощью оцениваются все элементы правовой системы общества.
2. регулистическая функция. Оно воздействует на поведение людей, определяя и установки цели. Оно содержит в себе эталоны поведения, которые реализуются в повседневной жизни людей.
3. познавательная
4. прогностическая означает предвидение последствий принятия НПА. Введения правовых режимов создания правовых учреждений.
Структура правосознания:
- Правовая идеология- совокупность взглядов, идей концепций доктрин о действующем и желаемом праве.
- правовая психология – совокупность чувству. Эмоций, переживаний, привычек людей по отношению к действующему и желаемому праву.
Виды:1.обыденное
2.профессиональное
3.научное
По субъективному составу выделяют
-индивидуальное
-групповое
-общественное
Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура – составная часть общей культуры.
Определение правовой культуры – правовые ценности достижения человечества, передаваемые из поколения в поколение предметных, интеллектуальных и процессуальных форм.
Это юридическая деятельность и ее результаты. Юридическое знание и социально-правовой опыт
Структура правовой культуры общества
- правовая идеология
- правовая психология
- юридически значимое поведение.
Виды правовой культуры,:
1правовая культура личности
2.групповая правовая культура
3. правовая культура общества.
Правовая культура общества.
1.уровень законодательства
2.Уровень законности и правопорядка
3. деятельность правоохранительных органов
4уровень юридического образования
5.общественное правосознание
Правовая культура личности
1.уровень правосознания
2знание действующих законов
3 соблюдение, исполнение и использование законов, правовая активность
Правовая культура юриста.
1знание действующего законодательства
2.уважение и защита прав и свобод граждан
3. соблюдение , исполнение и использование законов
4.убежденность в необходимости и целесообразности законов
5. ответственное отношение к исполнению своих обязанностей.
Правовой негилизм.
В любом обществе существуют люди с деформированным правосознанием.
Это выражается в следующих формах:
1.правовой инфантилизм. Когда человек не ориентируется в правовой действительности, не желает знать законодательство и живет в связи с конформистскими принципам «как все так и я»
2.правовй идеализм – переоценка возможностей права, убеждение что достаточно принять хороший закон и все негативные явления будут уничтожены.
3. правовой нигилизм – отрицание отношение к праву. Имеет 2 формы:пассивную и активную
Пассивная – неверие в возможности права, непризнание его позитивной роли в обществе.
Активная – враждебное отношение к закону. Люди пока не нарушают закон, но уже пропагандируют свое негативное отношение к нему.
Причины:
1.несовершенство законодательства
2.плохая работа правоохранительных органов
3. высокий уровень преступности
4.не исполнение решений суда
5.незнание законов, неумение пользоваться
6.негативное влияние СМИ
7. незащищенность личности
Пути преодоления правового нигилизма= из причин
Правовая система общества: понятие
И структура
Познание сущности и социальной природы права обусловливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права. Понятие ≪национальная правовая система≫ является одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране действует свое право — своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности.
Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько ≪родственных≫ (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как ≪правовые семьи≫, ≪семьи систем права≫. Это наименование
широко используется и в отечественной литературе.
В своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединении в соответствующие ≪правовые семьи≫, ≪семьи систем права≫) Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в совокупности:
1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т. д.) и
2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
Такой подход позволяет понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.
С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация ≪правовых семей современного мира≫:
1) романо-германская правовая семья;
2) семья общего права;
3) семья социалистических систем права;
4) религиозные системы (мусульманское право).