От уплаты налогов и сборов
В современных рыночных условиях различным экономическим субъектам во всех странах мира приходится платить налоги. Причем налоги забирают достаточно существенную часть заработанных денег.
Налоговое законодательство предусматривает поиски путей снижения налоговых выплат посредством установленных законодательством льгот, различных ставок налогообложения, а также способы формирования доходов и расходов, наличие пробелов в законодательстве, нечеткость и расплывчатость формулировок.
На практике различают три основных пути сокращения налоговых платежей:
- уклонение от уплаты налогов – нелегальный: с использованием уголовно-наказуемых методов и схем;
- полулегальный путь сокращения налоговых платежей – использование противоречий и недоработок нормативных законодательных актов;
- легальный путь, основанный на соблюдении норм законодательства путем корректировки деятельности организации.
Именно действия по легальному пути называются минимизацией или оптимизацией налогов.
Рассмотрим все три пути снижения налоговой нагрузки более подробно.
Уклонение от уплаты налогов— нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.
Умышленное неупоминание в налоговой декларации дохода является незаконным действием. Это — уклонение от налогов. Хотя законодательство РФ предусматривает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, а также право на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, тем не менее безгранично этим правом пользоваться нельзя.
Существует несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельность фирмы без регистрации (предполагает предыдущий).
Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.
В одних случаях происходит «обналичивание» или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные. Речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Таким образом предприятие уходит от налогов с зарплаты и распределения прибыли и получает неучтенные наличные, которые обычно используются для выплат «черной» зарплаты работникам, для формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также на взятки чиновникам, «откаты» представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т.д. Другой случай — «обезналичивание», или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные деньги, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы, что идентично понятию «отмывание денег». При этом заключается два контракта: один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, т.к. товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.
Существует масса средств незаконно снизить налоговые выплаты или механизмы «отмывания», т.е. легализации денежных потоков. Однако стоит учитывать, что за подобные деяния предусмотрена и уголовная ответственность.
Рассмотрим уголовную ответственность в сфере налогообложения более подробно.
Статьей 173 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за лжепредпринимательство - «то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству».
Статья 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица «путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений».
Ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации предусмотрено статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Аналогичная норма действует и в отношение налоговых агентов, ответственность которых предусмотрена статьей 199.1. УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента».
В УК РФ имеется статья 199.2, в которой предусмотрена ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, по которым понимается «сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем».
Помимо незаконных схем снижения налоговых платежей существуют и так называемые «полулегальные» пути сокращения налоговых платежей.
Полулегальный путь сокращения налоговых платежей (в различной литературе в качестве данного явления может быть использован термин «Избежание налогов»)– использование противоречий и недоработок нормативных законодательных актов; по своей сути является избежанием налогов с наличием разумного уровня вероятности доначисления налогов (штрафов, пени) со стороны контролирующих налоговых органов, не редко основан на неточности в формулировках законодательства, наличия пробелом в нормативной документации по вопросам исчисления налогооблагаемой базы, возможности применения тех или иных льгот.
При использования подобных принципов снижения налогов и сборов налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Данный подход, с юридической точки зрения, не предполагает прямого нарушения законных интересов бюджета. Однако избежание налогов подобным способом несет в себе дополнительные риски и расходы, связанные с проблемами судебных разбирательств с налоговыми органами на различных уровнях.
Налоговое планирование (оптимизация налогообложения)– легальный набор мер и выбор способа бухгалтерского и налогового учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия. Налоговое планирование включает: мониторинг законодательства, создание новых организационно-правовых структур, использование различных предусмотренных законодательством режимов налогообложения, налоговое прогнозирование, формирование более выгодных элементов учетной политики, переоценку основных средств и т.п. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.
Существенным является принцип: финансовый эффект от налоговой оптимизации должен превышать расходы на мероприятия по оптимизации налогообложения. Одним из применяемых принципов оптимизации налогообложения – перенос сроков уплаты налогов на более поздний период (соизмеримо равной суммы налогов). В экономике действует четкий принцип «деньги сегодня стоит дороже денег завтра»
Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений «теряется» из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов.
Налоговое планирование является неотделимым от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и должно осуществляться на всех уровнях и этапах функционирования бизнеса.
Самостоятельную реализацию налогового планирования можно представить в несколько этапов:
- определение основных принципов. На данном этапе производится мониторинг законодательства, изучаются налоги, с которыми придется столкнуться в процессе ведения бизнеса, их ставки и пр. Вся эта информация обобщается и принятое решение заносится в соответственные документы (например, закрепляются в учетной политике).
- анализ проблем и постановка задач. В процессе этого этапа изучаются договорные отношения, и определяется совокупность договоров, которые будут применяться при взаимодействии с партнерами и клиентами. На этом же этапе производится предварительный анализ хозяйственной деятельности, т.е. изучаются предполагаемые операции и действия, которые придется осуществлять в процессе деятельности. Затем осуществляется моделирование деятельности. Используя все возможные варианты отражения хозяйственных ситуаций, производится расчет финансовых результатов и налогов. Потом данные сопоставляют и выбирают наиболее оптимальный вариант. Этот этап наиболее сложный и долговременный.
- определение основных инструментов, которыми можно пользоваться при минимизации налогообложения. К ним относятся налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом и т.д.
- создание схемы оптимального налогообложения и осуществление деятельности в соответствии с разработанной схемой.
Существуют способы минимизации налоговой нагрузки как в отношении одного вида налога, так и в отношении их совокупности.
В зависимости от периода времени налоговая оптимизация может быть подразделена на текущую и перспективную.
Цели налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени.Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами: организационными, финансовыми или бухгалтерскими.
Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или по завершению налогового периода, а до этого.
Внешнее налоговое планированиеможет проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции (использование оффшорных зон, зон со льготным налогообложением).
Внутреннее налоговое планированиеосновано на разработке внутренней документации организации, построение учетной политики и т.д. Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Рассмотрим отдельные наиболее часто и эффективно используемые элементы налогового планирования.
1. Выбор организационно-правовой формы юридического лица. Выбор той или иной организационно-правовой формы юридического лица в некоторых случаях может существенно повлиять на налогообложение определенных видов деятельности. Так например, деятельность по обучению, предоставлению услуг в сфере обучения целесообразно организовать на базе некоммерческой организации. В этом случае возможно применения льготы по НДС. Коммерческие организации, осуществляющие обучение, проведение семинаров не смогут воспользоваться подобной льготой.
При создании общества с ограниченной ответственность, акционерного общества необходимо изначально четко проанализировать состав участников акционеров): налоговое законодательство одним из критериев возможности применения упрощенной системы налогообложения ставит определенный состав участников (акционеров) общества.
В отдельных случаях (когда предполагаемая деятельность) не позволит применить УСН или ЕНВД, может быть целесообразным создание двух или более субъектов, которые по отдельности могут находиться на УСН или ЕНВД.
Выбор налоговой юрисдикции (места регистрации юридического лица) может быть также рассмотрен как возможный элемент налогового планирования.
2. Разработка элементов учетной политики организации как один из методов оптимизации налогообложения.
Вступление в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации существенным образом изменило систему налогообложения в нашей стране,что привело к необходимости разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Понятие налоговой политики организации как самостоятельное по отношению к учетной политике впервые было нормативно определено ст. 167 НКК РФ; под учетной политикой для целей налогообложения следовало понимать предлагаемый налогоплательщику налоговым законодательством комплекс возможных решений по выбору одного из режимов налогообложения совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций.
Учетная политика (для целей бухгалтерского и налогового учета) дает организациям возможность выбора различных вариантов порядка учета и налогообложения хозяйственных операций.
В учетной политике для целей налогообложения организация выбирает порядок учета и исчисления доходов, расходов, в некоторых случаях, базы налогообложения и т.д.
В учетной политике для целей налогообложения выбирается способ списания материалов в производство, порядок отгрузки товаров в реализацию, способ исчисления амортизации по основным средствам и нематериальным активом, алгоритм определения прямых и косвенных расходов и т.д. все эти или иные механизмы позволяют существенно влиять на налогооблагаемую базу по различным налогам, в частности: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и т.д.
3. Выбор различных режимов налогообложения. При соблюдении определенных условий, законодательство разрешает (а в некоторых случаях и обязывает) применять специальные режимы налогообложения, которые позволяют упростить учет и исчисление налогов, применение подобных режимов налогообложения может существенно сократить налогообложение на деятельность определенных видов бизнеса.
Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) указаны в гл. 26.1 НК РФ.
Возможность применения упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотрена в гл. 26.2 НК РФ.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается гл. 26.3 НК РФ.
Целесообразность применения (если возможен выбор) вышеуказанных специальных налоговых режимов определяется после анализа предполагаемого вида деятельности.
4. Налоговое прогнозирование.
Еще одним из элементов организации «управления» налоговой нагрузкой является налоговое прогнозирование.
Налоговое прогнозирование - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о приоритетах развития налоговой системы государства или формирования налоговой корзины хозяйствующего субъекта, потенциальных размерах налоговых доходов в перспективе, путях и сроках реализации поставленных целей. Налоговое прогнозирование - это неотъемлемая часть налогового процесса, база налогового планирования.
Построение налоговых прогнозов не получило в РФ достаточного распространения и развития и является составной частью стратегии бюджетного процесса, рассчитанного на 3 года, разрабатываемой в основном на федеральном уровне. При этом долгосрочное налоговое прогнозирование (на 5-10 лет) не осуществляется.
Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии налоговой системы на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития налоговой системы. Налоговое прогнозирование ориентирует органы власти на поиск оптимального решения задач, выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции налоговой политики с учетом множества экономических, социальных как объективных, так и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность налогового прогнозирования обусловливает систематическое уточнение налоговых показателей по мере трансформации налогового законодательства.
Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установленных причинно-следственных связей. При нормативно-целевом - определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.
Базой для налогового прогнозирования являются: статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объемы производства и продажи продукции (работ, услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджетные; величина фонда оплаты труда; объемы и рост прибыли); прогнозы развития коммерческого, государственного и муниципального секторов экономики; наиболее крупные из намечаемых стабилизационных (антикризисных и т.п.) мер; приоритеты социально - экономической политики; предполагаемые доходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.
Налоговое прогнозирование зависит от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса рубля и т.п. Поэтому могут разрабатываться несколько вариантов налоговых прогнозов в прогнозируемом периоде. Их анализ позволяет определять варианты при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся в основу налоговых, а затем и бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее приемлемый и вероятный вариант. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в экономике тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ. В процессе налогового прогнозирования используются различные методы, такие как метод математического моделирования, индексный, нормативный, экспертных оценок, балансовый и др.
Метод математического моделирования основан на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели налоговых поступлений, и выбрать из нескольких вариантов планов мобилизации налоговых доходов наиболее реальный и соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой налоговой политики.
При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, индекс-дефлятор (индекс цен) - коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов, т.к. на них прежде всего отражается инфляция.
Инструментами нормативного метода являются нормы и нормативы, необходимые для расчета доходов на основе установленных налоговых ставок учета отдельных экономических показателей: уровня налоговой нагрузки (налогового бремени); предельного размера бюджетного дефицита и т.п.
К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных процессов в налогообложении еще не выявлены, не существуют и их аналоги, и при этом приходится использовать специальные расчеты специалистов-экспертов высокого уровня квалификации.
Балансовый метод, при котором осуществляются сравнения (а точнее - сопоставления) доходов с расходами, целого с его частным и прочее, позволяет выявить пропорции в распределении налогов между бюджетами.
Налоговое прогнозирование предусматривает прогноз-расчет вероятных налоговых доходов бюджета (а для корпораций - это прогноз вероятных налоговых отчислений в бюджеты и внебюджетные фонды), установление возможных изменений в межбюджетных отношениях по распределению налоговых платежей на основе принципов налогового федерализма.
При прогнозировании налоговых доходов возможно предусмотреть решение таких задач, как определение налогового потенциала в целом по стране и по отдельным регионам и муниципальным образованиям, определение уровня и предельных возможностей централизации (и (или) децентрализации) налоговых доходов, выявление наиболее эффективных форм и методов налоговых изъятий, исследование возможностей воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и прочее, определение наиболее оптимальных пропорций распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней. При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают основные принципы разграничения полномочий в области налоговых бюджетных доходов между звеньями бюджетной системы.
Важным направлением налогового прогнозирования являются анализ бюджетно-налогового законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечет за собой разработку предложений по поэтапному введению новых законодательных и нормативно-правовых актов и корректировке (частичному изменению), приостановлению или отмене действующих.
Проведя анализ и рассмотрев некоторые аспекты оптимизации налогообложения, все таки следует обратить внимание, что подобные действия можно применять осторожно, проанализировав все риски и предвидя последствия, так как цена ошибки в данных вопросах может быть огромной.