Основные направления деятельности
В последнее время российское правительство предпринимает попытки реформировать пенсионную систему, доставшуюся в наследство от Советского Союза.
Как оказалось, сделать это не так то просто. Причин медленного развития пенсионной реформы достаточно много, но едва ли не основная - отсутствие единого понимания целей преобразования пенсионной системы и механизмов их достижения [44,c . 55].
Для нахождения определенного компромисса было бы полезно оглянуться назад и посмотреть, как функционировала подобная пенсионная система в Российской империи на рубеже XIX и XX веков.
Тогда было характерно как раз сочетание государственной и частной пенсионных систем.
Государственная пенсионная система для чиновников
Дореволюционное российское пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось "беспорочною выслугою определенных в законе сроков".
Получение пенсий чиновниками регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам» [44, c. 66].
Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли.
По общему правилу срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы.
К концу XIX века рост инфляции значительно обесценил давно установленные пенсионные оклады. В связи с этим, несмотря на то, что в законодательстве было зафиксировано, что "никакое ведомство не должно входить с представлениями о назначении пенсий свыше того, что уставом о них определено; оно обязано не допускать никакого в сем уставе изъятия и не отступать от него", министры использовали все свои возможности для увеличения пенсий своим подчиненным.
Руководители ведомств постоянно обращались с просьбами об "усиленных" пенсиях к министру финансов. В случае несогласия последнего вопрос выносился на заседание Комитета министров [44, c. 102].
В случае смерти служащего размер пенсии определялся в соответствии с некоторыми семейными обстоятельствами.
Пенсия не назначалась детям мужского пола старше 17 лет, а женского - старше 21 года. Кроме того, сыновьям, поступившим на службу или принятым на казенный счет в учебные заведения, дочерям, вышедшим замуж или обучавшимся за казенный счет, вдовам, вторично вышедшим замуж, пенсия также не полагалась.
Выплата пенсии прекращалась в нескольких случаях: при новом вступлении в должность; при поступлении на службу иностранному государству без согласия российского правительства; при пострижении в монашество; при нахождении за границей более разрешенного срока.
Лишались права на пенсию лица, приговоренные судом к наказанию, связанному с лишением или ограничением "прав состояния", с исключением со службы или от должности [77, c. 115].
После прекращения срока наказания и со времени вторичного выхода на службу чиновник вновь получал право на пенсию.
Офицерские пенсии
Пенсии отставным офицерам выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.
Право на государственную пенсию приобреталось "беспорочною выслугою установленных сроков. Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников, в основном - 25 лет для полной пенсии и 20 лет для "половинной". Офицерам военных тюрем каждые 5 лет службы засчитывались за 7 [77, c. 102].
Вдовы и дети умерших офицеров получали право на пенсию, если офицер: а) был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море; б) умер на службе, имея право на пенсию; в) умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право.
Офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства, и не только в отставке, но и находясь на службе [44,c. 155].
Кроме пенсии, отставным пенсионерам выдавалось ежегодное пособие на наем прислуги.
Негосударственные пенсионные системы для чиновников и военных
Кроме пенсий, выплачивавшихся государственным казначейством, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus - заслуженный).
Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составлялись из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих [44, c. 176].
Целью этих касс являлось обеспечение своих членов дополнительными пенсиями. Ее денежные средства составляли неприкосновенную собственность и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы [44, c. 222].
Доходы кассы образовывались за счет процентов от "неприкосновенных капиталов", вычетов из жалования участников и случайных поступлений.
В конце XIX в. лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции. Ее деятельность началась еще в период осуществления судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но ее деятельность началась только в 1885 г.
Начиная с этого года, через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы, куда входили высшие чины министерства, назначал комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы [44, c. 238].
Пенсионные системы для рабочих
На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались - ни государственными, ни частными.
Лишь в 1893 г. по предложению С.Ю.Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.
В сентябре 1902 г. законопроект "О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев" был завершен.
2 июня 1903 года он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 г. вступил в силу.
При всей своей ограниченности и недостатках закон 1903 г. все же был шагом вперед в разработке рабочего законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий [77, c. 153].
После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование по сути было отменено. Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927 г. [77, с. 155].
До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определённого возраста.
После Октябрьской социалистической революции в 20-х годах развернулась общественная дискуссия о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение престарелых строилось не на основе учёта возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности [77, c. 157]. Однако ситуация быстро менялась и уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65-ти лети, в 1928 году – рабочие текстильной промышленности, а в 1929 году – рабочие ведущих отраслей тяжёлой промышленности и транспорта.
В 1929 году также были впервые установлены различия в размере между пенсией по инвалидности и по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.
В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
В 1936 году после принятия Конституции СССР пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.
В 1956 году был принят Закон о государственных пенсиях, регулирующий размер пенсий по старости, который отменил выплату пенсий по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличивал размеры назначаемой пенсии.
Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование аккумулировалось в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь входил составной частью в государственный бюджет страны. Таким образом предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны [77, c. 160].
Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного страхования следует рассматривать середину 60-х годов, когда с 1 января 1965 года государство установило право на получение пенсий колхозникам в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.
Таким образом развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 года свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования укрепления принципов с учётом требований включения бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в бюджетно-финансовую систему страны [78, c. 115].
Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решён основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъём материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода утверждения упомянутого закона принятие самостоятельного российского Закона «О государственных пенсиях в РФ», который в то же время привнёс значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.
В части организационной структуры управления деятельности по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система – через государственные органы социального обеспечения (социальной защиты населения) [77, с. 160].
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Добрянке Пермского края (далее – Управление) создаётся постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Управление входит в структуру Пенсионного фонда РФ и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) (далее – Отделение) по Пермскому краю.
Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется ПФР через Отделение [22].
В соответствии с «Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края», утверждённого Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.12.2005 № 224 п.
Управление обеспечивает:
- выявление, регистрацию и учёт страхователей в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством;
- ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе по физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования;
- организацию работы по учёту средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- организацию работы по целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контролю за их использованием;
- организацию работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений;
- организацию работы по вопросам, связанным с распределением между правопреемниками умерших застрахованных лиц средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта, а также по вопросам выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;
- приём граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления и др. [22].
В Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Добрянке насчитывается 8 структурных подразделений, которые напрямую подчиняются Начальнику Управления. Структура УПФР представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура УПФР
Штатная численность УПФР в г. Добрянке составляет 35 человек.
Все функции по документационному обеспечению в УПФР осуществляет Специалист – эксперт (по кадрам и делопроизводству).
Обязанности Специалиста – эксперта (по кадрам и делопроизводству) можно разделить на две группы, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2 .Обязанности Специалиста-эксперта
(по кадрами делопроизводству)
Специалист – эксперт (по кадрам и делопроизводству) назначается на должность начальником Управления ПФР в г. Добрянке Пермского края после согласования с управляющим Отделением. Согласно должностной инструкции, утверждённой приказом Начальника Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Добрянке Пермского края 10.12.2009 г.
Проанализировав функции Специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству), осуществляемые в Управлении, заметим что он не только выполняет делопроизводственные процессы и кадровое обеспечение, но также в его обязанности входит непосредственное управление персоналом. Поэтому для эффективной и рациональной работы Специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству) необходимо передать следующие виды функций начальникам отделов: осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками «Правил внутреннего трудового распорядка»; изучение движения и причины текучести кадров, участие в разработке мероприятий по их устранению (* - помечено в схеме 2 ).
Предложенный вариант выполнения должностных обязанностей позволит начальникам отделов координировать и управлять непосредственно своими подчинёнными, что позволит рационально оценивать возможности и потенциал работников. Что является логически обоснованной необходимостью, в связи с этим предлагаем заново рассмотреть и в случае необходимости разработать переработанную и структурированную должностную инструкцию Специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству).
Таким образом Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке осуществляет такие важные задачи, которые общественно необходимы населению, как целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий и пособий, организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщикам страховых взносов и др. и в связи с этим становится проблема совершенствования системы пенсионного обеспечения, ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе. И, конечно же, для быстрого осуществления своих задач возникает необходимость в компетентных работниках, которые бы осуществляли свои функции быстро и эффективно.
Для достижения такого результата необходим пересмотр должностных обязанностей как самого специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству), так и начальников отделов, чтобы рационально выполнялись обязанности.
Так же следует отметить, что Центральный аппарат Пенсионного фонда РФ раз в 4 года проводит ежегодную аттестацию, как в крупных Отделения Пенсионного фонда, так и в региональных Управлениях. И поэтому каждый специалист Управления Пенсионного фонда в г. Добрянке Пермского края проходит аттестацию, что включает в себя выполнение заданий на компьютере и собеседование с председателем аттестационной комиссии, направленного из Отделения ПФР. Также Центральный аппарат Пенсионного фонда координирует деятельность каждого Отделения по Пенсионному фонду, тем самым разрабатывает Инструкции по кадрам и делопроизводству. Также для правомерной и правильной работы ЦАПФ отслеживает и направляет, каждому Отделению, новое в законодательстве по Пенсионному страхованию.