Модернизационный сценарий

В рамках данного сценария принципиальной инновацией становится перенос акцента от процессуального подхода (запуск новых институтов и процессов), к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования. Этот принцип должен быть реализован как при осуществлении реформ и проектов (в т.ч., например, комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования), так и в повседневной практике управления и преподавания. Новый этап развития школьного образования должен быть ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала России, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения.

В общем виде основные результаты реализации модернизационного сценария формулируются следующим образом:

· обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике,

· достижение выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок.

При этом принципиальным станет снижение доли школьников, не достигающих хотя бы удовлетворительного уровня этих результатов. Поэтому, в качестве показателей успешной реализации модернизационного сценария могут рассматриваться:

· снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности,

· сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных,

· достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA,

· повышение качества подготовки абитуриентов, поступающих на естественнонаучные, медицинские и инженерные специальности,

· рост количества и масштабов молодежных социально-позитивных инициатив,

· снижение проявлений асоциального поведения молодежи.

1. Для достижения указанных результатов, в первую очередь, потребуется создать современную национальную систему оценки качества образования, которая включает:

· регулярные общероссийские исследования, опирающиеся на передовой мировой опыт (в т.ч. в проведении PISA);

· систему мониторинга учебных и внеучебных достижений (электронное портфолио) и результатов социализации учащихся;

· инструменты оценивания на уровне школы (мониторинги, самооценка и партнёрский аудит) и класса (оценка индивидуального прогресса учеников), в т.ч. формирующее оценивание.

При этом оценивание будет проводиться, прежде всего, для обеспечения прозрачности, конструктивной обратной связи и улучшения преподавания, а не для формальной отчетности, поощрения или наказания. Показатели оценки эффективности образовательных учреждений будут дополнены контекстными показателями (характеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченности). В новой системе оплаты труда при распределении стимулирующих выплат будет учитываться динамика профессионального развития педагога.

2. Для обеспечения равенства доступа к качественному образованию, снижения доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности, предполагается:

В городской и сельской местности:

· предоставлять субсидии на реализацию дополнительных образовательных программ школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся («школа полного дня» и др.),

· предоставлять субсидии на реализацию программ развития, обеспечивающих повышение качества образования школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся и демонстрирующим низкие результаты;

В сельской местности:

· провести эксперименты по изменению структуры основного общего образования как внутри всего 5-летнего цикла основной школы, так и в течение учебного года. В рамках этих экспериментов пятый и шестой классы могут быть присоединены к начальной школе, а переход к основной школе будет происходить в 7 классе (на три года – с 13 до 15 лет). Между сельскими и городскими школами будут организованы масштабные обмены, как учебными программами, так и школьниками в летние месяцы,

· начиная со второй ступени школьного образования, осуществить переход от принципа организации социально-культурного обслуживания населения в радиусе пешеходной доступности к принципам организации предоставления государственных и муниципальных услуг в пределах транспортной доступности. Для этого предполагается разработать межведомственную целевую программу развития транспортных сетей на низовом первичном уровне.

3. Для снижения бюрократической нагрузки будет проведена оптимизация существующей системы проверок образовательных учреждений, бумажная отчетность уступит место системе электронного документооборота.

4. Достижение нового качества образовательных результатов потребует большей гибкости и вариативности организационно-управленческих и финансово-экономических механизмовв системе образования. Для этого будут осуществлены:

· переход от сметного к программно-целевому бюджетному планированию и финансированию, который обеспечит интеграцию бюджетных ресурсов и их направление на достижение количественно измеримых результатов деятельности;

· создание нормативных условий и экономических стимулов для диверсификации организаций, предлагающих образовательные услуги (особенно актуально для сфер дошкольного и дополнительного образования детей);

· внедрение механизма расширенной академической и административной автономии образовательных организаций, добившихся высокого качества образовательных результатов обучающихся (принцип «свобода в обмен на качество»);

· пересмотр санитарных норм и правил с целью повышения гибкости требований и ограничения регламентации развития новых образовательных технологий;

· передача профессиональному сообществу ряда функций в области контроля и надзора, оценки качества образования, аттестации педагогов, аккредитации образовательных программ, повышения квалификации и др. (по аналогии с саморегулируемыми организациями в коммерческом секторе);

· введение института образовательного договора о порядке и условиях обучения между образовательным учреждением и родителями;

· законодательное закрепление реальных полномочий управляющих советов образовательных учреждений (в т.ч. участие в назначении руководителя).

5. Готовность школы к деятельности в условиях становления нового технологического укладабудет обеспечена за счет следующих мер:

· изменение структуры учебной нагрузки в течение учебного года и продолжительности обучения в общеобразовательной школе, в т.ч. для реализации программ внеучебной деятельности, обменов образовательными программами и школьниками в летние месяцы;

· обновление образовательных программ по естественным наукам и технологиям, в т.ч. через создание сети федеральных инновационных площадок;

· окончательный переход от оплаты за проведенные часы к штатно-окладной системе оплаты труда педагогических работников;

· реализация проектов формирования технологической среды системы образования («цифровая школа», «школа компетентностей»), в т.ч. подключение школ к широкополосному интернету WI-FI;

· развитие дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся.

6. Достижение новых результатов также должно быть поддержано обновлением состава и компетенций управленческих и педагогических кадров.Это будет реализовано через:

· введение новых стандартов педагогического образования и проведение экспериментов, направленных на повышение эффективности педагогических вузов, подготовки педагогов в непрофильных вузах;

· введение стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей (администраторов), предполагающих их подготовку как эффективных управленцев и педагогических лидеров;

· модернизация педагогического образования, разработка и введение педагогической магистратуры в классических университетах;

· замещение архаичных форм повышения квалификации на базе региональных институтов новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития педагога, построенными на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений: поддержка стажировок педагогов на площадках, где транслируются лучшие образовательные практики (в т.ч. за рубежом);

· создание новых возможностей для карьерного роста педагогов путем введения статусов, связанных с расширенными областями деятельности (наставничество, исследования, экспертиза);

· развитие механизмов привлечения лучших выпускников вузов (в т.ч. непедагогических) в школы (введение высокой стартовой заработной платы для молодых кадров, выделение грантов на предоставление жилья и льготная ипотека), в т.ч. создание школ с молодыми педагогическими коллективами.

7. Достижение высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок у выпускников школ будет обеспечиваться следующими мерами:

· программа поддержки муниципальных проектов создания интегрированных служб (комплексов) социализации и развития детей и подростков;

· внедрение именных сертификатов на предоставление услуг качественного дополнительного образования детей из семей с низкими доходами, детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

***

Ограничением модернизационного сценария является то, что он преимущественно опирается на систему формального («школьного») образования, увеличивая ее «нагрузку» и не использует потенциал неформального («внешкольного») образования. В то же время, как показано выше, процессы становления человека перемещаются именно в эту сферу, в пространство «инициативного образования» и социализации. На решение указанных проблем направлен инновационный сценарий.

Наши рекомендации