Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

Учебно-методический комплекс

Томск – 2009

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Общеобразовательные дисциплины. Федеральный компонент).

Составители:

Г.Н. Алишина Ю.В. Куперт

Е.А.Казакова В.В. Миркин

В.Н. Кудряшев В.А. Морев

Н.И. Наумова А.С. Шевляков

Редакционная коллегия:

профессора: Ю.В. Куперт, А.С. Шевляков, ст. преп. Е.А. Казакова

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры истории и документоведения исторического факультета ТГУ и рекомендован для реализации в учебном процессе

«27» апреля 2009 г., протокол № 6

Заведующий кафедрой

истории и документоведения

профессор Н.С. Ларьков

Одобрен методической комиссией исторического факультета Томского государственного университета «_____» ________ 2009 г.

Председатель методической комиссии ИФ,

доцент В.Ю. Соколов

Пояснительная записка

Курс «Отечественная история» предназначен для студентов Томского государственного университета, обучающихся на факультетах естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля.

Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.

Задачи курса:

– раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;

– определить факторы самобытности российской истории;

– проследить роль России во всемирной истории;

– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;

– рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.

Изучив курс «Отечественная история», студенты должны:

– освоить основную учебную и справочную литературу по отечественной истории и наиболее значимые группы опубликованных исторических источников;

– знать базовые термины и понятия исторической науки;

– усвоить конкретные научные знания по отечественной истории;

– представлять место и роль России в решении международных проблем;

– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны.

Основные формы занятий по курсу «Отечественная история»: лекции и семинары.

Формы контроля знаний студентов: тестирование, защита рефератов, зачет, экзамен.

4
Содержание курса

Тема I. Введение в курс «Отечественная история»

История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопо­знание общества, его историческая память. Начало истории. Связь про­шлого и настоящего. Формирование чувства истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Историческое время. Проблема истинности исторических знаний. Методы изучения ис­тории.

Концепции исторического развития: мифологический подход; хри­стианская концепция; марксистское материалистическое понимание исто­рии; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, де­терминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, ин­формационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «фор­мация», «цивилизация», «культура».

Отечественная история – составная часть мировой истории. Различные типы цивилизаций. Россия между Востоком и Западом. Историография истории. Периодизация отечественной истории в российской историо­графии. В.Н. Татищев. Н.М. Карамзин,

С.М. Соловьев. В. О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Л.Н. Гумилев. Советская периодизация ис­тории России. Понятие и классификация источников изучения истории. Источники изучения отечественной истории.

Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Основные цивилизационные регионы раннего средневековья. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные исто­ки древнерусской цивилизации (славянский, балтский, финно-угорский и тюркский субэтнические компоненты). Византийско-древнерусские связи.

Природно-климатический и геополитический факторы самобытности древ­нерусской цивилизации.

Основные предпосылки и этапы становления госу­дарственности. Особенности социально-экономического развития и полити­ческого строя Киевской Руси. Принятие христианства как выбор цивилизационной альтернативы. Сравнительный анализ мировых религиозных сис­тем: иудаизм, ислам, христианство. Предпосылки и последствия христиани­зации Древней Руси. Характерные черты и специфика древнерусской циви­лизации.

Наши рекомендации