Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности
О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я
Учебно-методический комплекс
Томск – 2009
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Общеобразовательные дисциплины. Федеральный компонент).
Составители:
Г.Н. Алишина Ю.В. Куперт
Е.А.Казакова В.В. Миркин
В.Н. Кудряшев В.А. Морев
Н.И. Наумова А.С. Шевляков
Редакционная коллегия:
профессора: Ю.В. Куперт, А.С. Шевляков, ст. преп. Е.А. Казакова
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры истории и документоведения исторического факультета ТГУ и рекомендован для реализации в учебном процессе
«27» апреля 2009 г., протокол № 6
Заведующий кафедрой
истории и документоведения
профессор Н.С. Ларьков
Одобрен методической комиссией исторического факультета Томского государственного университета «_____» ________ 2009 г.
Председатель методической комиссии ИФ,
доцент В.Ю. Соколов
Пояснительная записка
Курс «Отечественная история» предназначен для студентов Томского государственного университета, обучающихся на факультетах естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля.
Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.
Задачи курса:
– раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;
– определить факторы самобытности российской истории;
– проследить роль России во всемирной истории;
– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;
– рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.
Изучив курс «Отечественная история», студенты должны:
– освоить основную учебную и справочную литературу по отечественной истории и наиболее значимые группы опубликованных исторических источников;
– знать базовые термины и понятия исторической науки;
– усвоить конкретные научные знания по отечественной истории;
– представлять место и роль России в решении международных проблем;
– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны.
Основные формы занятий по курсу «Отечественная история»: лекции и семинары.
Формы контроля знаний студентов: тестирование, защита рефератов, зачет, экзамен.
4
Содержание курса
Тема I. Введение в курс «Отечественная история»
История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопознание общества, его историческая память. Начало истории. Связь прошлого и настоящего. Формирование чувства истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Историческое время. Проблема истинности исторических знаний. Методы изучения истории.
Концепции исторического развития: мифологический подход; христианская концепция; марксистское материалистическое понимание истории; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, детерминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, информационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «формация», «цивилизация», «культура».
Отечественная история – составная часть мировой истории. Различные типы цивилизаций. Россия между Востоком и Западом. Историография истории. Периодизация отечественной истории в российской историографии. В.Н. Татищев. Н.М. Карамзин,
С.М. Соловьев. В. О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Л.Н. Гумилев. Советская периодизация истории России. Понятие и классификация источников изучения истории. Источники изучения отечественной истории.
Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности
Основные цивилизационные регионы раннего средневековья. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные истоки древнерусской цивилизации (славянский, балтский, финно-угорский и тюркский субэтнические компоненты). Византийско-древнерусские связи.
Природно-климатический и геополитический факторы самобытности древнерусской цивилизации.
Основные предпосылки и этапы становления государственности. Особенности социально-экономического развития и политического строя Киевской Руси. Принятие христианства как выбор цивилизационной альтернативы. Сравнительный анализ мировых религиозных систем: иудаизм, ислам, христианство. Предпосылки и последствия христианизации Древней Руси. Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации.