Предпосылки принятия, структура и особенности Конституции Италии 1947 г. Поправки к конституции

22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию Италии, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Конституция объявила Италию демократической республикой. Законодательная власть была передана двухпалатному парламенту. состоящему из палаты депутатов и сената. Срок полномочий палаты депутатов, формировавшейся на основе всеобщих и прямых выборов, был определен в пять лет. Сенат, как и палата депутатов, стал формироваться путем всеобщего и прямого голосования Помимо выборных сенаторов, в сенат также входят в качестве пожизненных членов бывшие президенты и назначенные действующим президентом сенаторы в количестве не более пяти. Сенаторы избираются сроком на шесть лет. Обе палаты имеют равные права в законодательной области. Парламент издает законы, объявляет войну и заключает мир, ратифицирует международные договоры, утверждает государственный бюджет.

Управление страной сосредоточено в правительстве – Совете министров. Правительство несет ответственность перед парламентом, формируется победившей на парламентских выборах партией (партийной коалицией). Существует институт вотума недоверия правительству, выносимого хотя бы одной из палат парламента. Председателя Совета министров (лидера парламентского большинства) формально назначает президент республики. По предложению премьер-министра президент республики назначает также министров (членов Совета министров Италии).

Президент Италии избирается тайным голосованием сроком на семь лет на совместном заседании палат парламента и делегатов от областей. Он имеет право отлагательного вето, является верховным главнокомандующим итальянскими вооруженными силами, возглавляет Верховный совет обороны, назначает высших должностных лиц государства, осуществляет право помилования, имеет право досрочно распустить парламент.

Конституция Италии провозгласила основные демократические права человека, в том числе свободу слова, союзов, совести, печати, право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование. Устанавливаются правительственный контроль над частной хозяйственной деятельностью, поощрение кооперативных форм собственности, право трудящихся участвовать в управлении предприятиями.

В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социали­сты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, ко­торые фактически ограничивают свободу и равенство гра­ждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономиче­ской и социальной жизни страны. В частности, предусмат­ривалась возможность национализации предприятий, имею­щих важное общественное значение. Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессив­ные преобразования не только в политической, но и соци­ально-экономической сферах.

В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, полити­ческих, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, поли­тических партий, слова, печати. В числе социально-эконо­мических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство муж­чины и женщины в экономической области, свобода проф­союзов и стачек, участие трудящихся в управлении пред­приятиями.

Высшим органом законодательной власти стал двухпа­латный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по облас­тям Италии по смешанной избирательной системе, содер­жащей элементы мажоритарной и пропорциональной сис­тем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международ­ных отношениях. Он может на один месяц задержать всту­пление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства.

Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах из­давать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - ор­ган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности за­конов и иных актов властей. В случае признания Конститу­ционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению прези­дента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и на­значаются президентом и судьями (2/3).

Италия согласно Конституции, делится на области, про­винции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные ор­ганы - областные и провинциальные собрания и муници­палитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмот­рела автономию областей с довольно широкой компетенци­ей местных органов. Однако их деятельность во многом кон­тролируется правительственными комиссарами. Провинци­альные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.

В целом можно сказать, что Конституция Италии де­мократична, хотя демократические институты реализова­ны в ней с меньшей последовательностью, чем в Конститу­ции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремят­ся оградить демократические институты Конституции от по­пыток реакции изменить их или ограничить их деятель­ность.

Это стало насущной задачей уже после первых выбо­ров в парламент, состоявшихся в 1948 г. В обстановке анти­коммунистической компании, начатой христианскими демо­кратами и поддержанной католической церковью, больше половины мест в парламенте получила христианско-демократическая партия, тесно связанная с Ватиканом и выра­жающая интересы монополистической буржуазии и аграриев Италии.

Христианские демократы приложили усилия, чтобы затруднить и задержать реализацию положений Конститу­ции об областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, возможности на­ционализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавались Конституционный суд и Высший совет магистратуры.

С целью дальнейшего укрепления своих позиций хри­стианским демократам в 1953 г. удалось провести через парламент новый избирательный закон. По этому закону партия, собравшая более 50% голосов, получает 65% депутатских мест. Допускалось для этого и блокирование партийных списков кандидатов. Только если и в этом слу­чае не будет собрано абсолютного большинства голосов депутатские мандаты распределяются по пропорциональ­ной системе. Однако уже на выборах в том же году же­лаемый христианскими демократами результат не был достигнут, места в парламенте были распределены по пропорциональной системе, и в 1954 г. к ней пришлось вернуться. Доминирующее положение христианских де­мократов было поколеблено, и они вынуждены, начиная с 1963 г., создавать коалиционные правительства "левого центра", в которые кроме них входили представители образовавшейся в 1951 г. социал-демократической, рес­публиканской и (несколько позже) социалистической пар­тии. Эти правительства провели ряд демократических преобразований (национализация за выкуп электроэнер­гетической промышленности, частичная аграрная рефор­ма и др.).

Правительственные кризисы, возникавшие в резуль­тате противоречий между участниками коалиции, привели в 1972 г. к первым в послевоенный период досрочным выбо­рам в парламент, после которых христианские демократы перешли к политике "правого центра", возглавляя прави­тельство с участием социал-демократов, республиканцев и либералов. Только в 1981 г. впервые в послевоенной исто­рии правительство было сформировано представителем рес­публиканской партии. Но христианские демократы сохра­няют позиции ведущей политической силы страны. Актив­ное использование социальной доктрины христианства, идеи классового мира и сотрудничества, поддержка католической церкви позволяют им оказывать влияние на достаточно ши­рокие слои населения.

В целях его укрепления в 1993 г. на фоне упадка влия­ния и раскола ряда других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народ­ную партию.

В том же году были реформированы государственные дотации парламентским партийным фракциям, негосударст­венное финансирование политических партий и критерии перераспределения средств на избирательные кампании.

Произошли изменения и в избирательной системе: вме­сто пропорциональной введена смешанная и установлен по­рог представительства партий в палате депутатов - не менее 4% голосов избирателей.

Политическая нестабильность, связанная с необходимо­стью санации промышленного производства и решением про­блем отсталого юга страны, а также с решением обострив­шихся в последние десятилетия задач борьбы с мафиозной организованной преступностью и коррупцией государствен­ного аппарата, проявилась, в частности, в формировании и распаде партийных блоков и частой смене правительств.

На этом фоне стабильным остается конституционное положение основных институтов государственной власти.

Наши рекомендации