Причины и предпосылки принятия конституции РФ 1993

Ошибка конституцию приняли потому, что старая не отражала действительность. С 1го съезда народ депутатов кон-ия (старая) была дополнена и изменена. Так же на этом съезде было принято решение не принимать кон-ию на переход период. Ельцин это отклонил. В констит комиссии было принято решение о разработке новой конституции. Был объявлен конкурс на лучший проект кон-ии. Но победил проект Румянцева. Первоначально в кон-ии были статьи о процедуре обыска и тд. Оппозиция подняла шум, создали один объединенный проект (достаточно солидный). Ельцин не был заинтересован в сильном парламенте, а проект это предусматривал. Закон уравнял указ президента к силе закона, принятый парламентом. Ельцин в сент 1993 издает указ 1400, кот не понравился оппозиции. В этом указе было 11 нарушений конституции, а если президент нарушал своими указами конс-ию, то полномочия президента прекращались. Так парламент не подчинился президенту, что привело к вооруженному противостоянию. Оппозиция президента проиграла. Новая кон-ия принималась 12 дек 1993 с помощью референдума.

1) силовое навязывание референдума, неконстит указа 1400

2) на референдум пришло меньше 50% избирателей

т.е. референдум был нелегитимный, нодаже оппозиция заявило о легитимности референдума.

Общая хар-ка кон-ии 1993

Кон-ия состоит из преамбулы и 2-х разделов. Преамбула—вводная статья в кон-ию. В миров практике по данному ? сложилось различ точки зрения. Есть преамбулы, кот содержат юр нормы. К таким относят кон-ию Болгарии 1946г. Первые советские кон-ии содержали в преамбулах юр нормы. По другому подходу—в преамбулах содержаться сведения историко-полит и справочного хар-ра ( цели, условия принятия кон-ии). Преамбула кон-ии необходима т.к. это не только правовой но и полит документ, но содержать юр нормы не должна.

Раздел 2-й кон-ии РФ называется заключит и переход положения т. К. Кон-ию принимали референдумом, а 2-й раздел вводит кон-ию в действие, то без него обойтись нельзя. В других странах введение кон-ии в действие обеспечивает специальный закон.

В наше время раздел 2 утратил свое значение кроме пунктов 1 и 2.

1 глава (основы конституционного строя]. Основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере. Основами конституционного строя является конституция в целом, поэтому первую главу следовало бы назвать (принципы конституционного устройства или принципы государственно-правовой организации]

2 глава (права и свободы гражданина и человека] посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида. Юридически не корректно закреплять в конституции права и свободы человека. В государстве нет человека (есть гражданин, лица без гражданства, иностранные граждане) и следует говорить правовом статусе гражданина. Правильно назвать эту главу конституции было бы (конституционный статус индивида в РФ].

3 глава (федеративное устройство] без комментариев.

4 глава (президент РФ; без комментариев.

5 глава (Федеральное собрание] без комментариев.

6 глава (правительство РФ] без комментариев.

7 глава (судебная власть] не надо было включать статью о прокуратуре, поскольку она не принадлежит к судебной власти, наиболее подходящее название (правосудие и прокурорский надзор]. Статья о прокуратуре попала туда исключительно стараниям Казанника т. К. Проект вообще не предусматривал статей о прокуратуре.

8 глава (конституционные основы местного самоуправления] без комментариев.

9 глава (внесение поправок и изменений] без комментариев.

У нашей конституции комбинированный порядок изменения, это сделано дам обеспечения максимальной ее стабильности. Нормы нашей конституции имеют единую юридическую значимость. Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2,9 изменяются конституционным собранием. Но пока у нас нет закона о конституционном собрании, хотя проектов было очень много, среди них можно выделить следующие направления:

Традиционный американский манер, т.е. собрать самых выдающихся представителей юриспруденции и на их базе создать

конституционное собрание. Положительное в этом то, что конституцию будут писать (изменять) не для себя. Минус этой идеи v для обеспечения беспристрастности юристов необходимо ограничить их политическую активность, что будет ущемлять их права.

Оставить Федеральное Собрание ядром, дополнить его конституционным собранием, добавить туда судей и еще много кого из

власти. Но при такой организации, конституцию будут писать для себя, и ни чего путного из этого не выйдет.

Его надо избрать заново.

1,3 варианты наиболее уместны. Единое пожелание, чтобы было в Конституционном собрании как можно больше юристов, хота там нужны экономисты и прочие. Нельзя в собрание включать людей, которые были наказаны за какие-либо преступления, они всегда будут озлоблены на власть (кроме редкого исключения), и объективного отношения опять не будет. Предусматривается референдум. Процедура изменения с главы с 3 по 8 изменяется федеральным собранием в порядке предусмотренном конституционным законом, но с одним дополнением (требуют одобрения 2/3 субъектов федерации). Если же надо изменить главы 1, 2, 3 Федеральное собрание прекращает свое действие и начинает действовать Конституционное собрание.

Понятие кон-го строя.

Общ-нный стой—фактич кон-ия об-ва т.е. реальное соотношение социал сил и основанная на нем система институтов соц направления.

Гос строй—форма гос-ва. Это форма правления, гос единства и полит режим.

Конст строй—разные подходы Румянцев считает, что кон-ый строй это такое гос-обществен единство, при кот воплащается и реально существуют принципы правового и социал гос-ва.

Т.е. плюрализм форм соб-ти и плюрализм в пол-ке права чел-ка, гос защита этих прав и свобод вплоть до судебн защиты, социал защита.

Кон-ый строй это форма. За основу надо брать наличие в гос-ве юр кон-ии, кот обладает высшей юр силой, это реальная кон-ия. Под кон-ым строем мы понимаем гос строй в стране с реальн кон-ей. Кон-ый строй может быть правовым ( справедливым), где воплощается принцип правового социал гос-ва и наоборот.

Соотношения понятий кон-ый строй и законности.

Эти понятия близки. Законность—верховенство закона, обусловленная с законом деятельность всех внутри гос-ва. Конституц—это такая законность, во главе кот стоит кон-ия в форме основного закона.

Принципы кон-го строя.

Существует мнение, что эти основы кон-го строя перечислены в ст1ч1гл1. но поскольку там не перечислены такие важные принципы как суверенитет, то эта статья содержит общую политико-юрид хар-ку госуд-ти, а не принципы конст строя.

Принципы:

-приоретет высшей ценности прав и свобод чел-ка и граж-на (ст2). Речь идет о правах и свободах идеала, кот нигде не реализуется. При возникновении коллизий, когда с одной стороны меры возможного поведения индивида, а с другой—меры возможного поведения других субъектов, то надо принять такое решение, по кот выиграл бы права и свободы чел-ка. Так же когда с одной стороны право, а с другой обязанности, то решение в сторону права ( в идеале). Этот приоретет соблюдается при прочих равных условиях:

А) если реализация прав и свобод конкретным субъектом не нарушает права и свободы других субъектов.

Б) признание прав и свобод означает, что гос-во провозглашает данные права и свободы в кон-ии и др отраслев закон-ве.

В) соблюдение прав и свобод означает, что гос-во в своей целос-ти способствует реализации прав и свобод и не нарушает их.

Г) защита прав и свобод означает, что гос-во применяет воздействие, юр санкции к тем, кто посягает на права и свободы.

Теория прав и свобод чел-ка.

Теория прав и свобод чел-ка является составной частью инст-та конституц статуса физ лица среди субъектов гос права и участников гос-прав отнош-ий. Статус—форма имеет содержание, что является элементом состава статуса. Первичное содержание статуса—состав, в кот входят субъекты, объекты, принципы статуса, меры возможного и должного поведения субъектов ( содержание статуса 2го порядка), гарантии статуса ( спорный вопрос. Гарантии бывают разные. Одни гарантии—организ юр меры со стороны гос-ва они в статус не входят и имебт внешний хар-р, а гарантии в виде дополнит прав входят в состав статуса физ лица—право на судеб защиту и т.д.)

Субъектом статуса физ лица используются термины: личность, граж-н, чел-к, иностранец, лицо без граж-ва, лицо с множествен граж-вом.

Чел-к—категория биологическая и международ правовая. Если исходить из международного права, то статус чел-ка можно понимать как некий идеал правового положения физ лица, признанный миров сообществом, к установлен кот стремится каждое гос-во (но он не достижим). Если исходить из биологич понимание чел-к—это хорошо организованное животное. Выделяют 3 права: право на жизнь, право на сохранение популяции, право на охрану здоровья.

Личность в отличии от чел-ка имеет не только права но и обязанности. Круг прав у личности намного шире т.к. личность это чел-к, кот осознает себя в об-ве и об-во вокруг себя. Личность осознает свои действия и их последствия. Личность руководит своими действиями следоват-но личность обладает более широким кругом прав и обязанностей. Личн-ть подлежит ответственности. Лич-ть и чел-к категории не юрид. Такими категориями является граж-н гос-ва (лицо кот обладает граж-ом данного т гос-ва), иностран граж-н (лицо кот находясь в данном гос-ве не обладает его граж-ом, но обладает док-вом о принадлежности граж-ва к другому гос-ва), лицо без граж-ва ( лицо кот не имеет док-ва граж-ва ни одного гос-ва), лицо с множеств граж-вом ( лицо кот является граж-ном нескольких гос-в). Термин чел-к в междунар праве охватывает все вывшее перечис категории.

Объект статуса

Понимаются все ценности, кот становятся доступны лицу обладающим ….

Содержание констит статуса.

Физ лица в узком смысле являются меры возможного поведения:

1) права и свободы, устанавливаются законом меры возможного поведения физ лица.

В констит праве под правами понимаются меры возможного поведения, кот реализуются в конкрет правоотн. Под свободами—меры кот реализуются вне конкрет правоотнош. Под реализ праввот-ий необходимиа процедура реализации (т.е. опосредовано). Свободы реализуются непосредственно т.е. не надо процедуры. Права реализуются при волеизъявлении другого субъекта. При реализации свобод такого нет. Наличие права подтверждается специал документом. Реализации права требует большего объема нормативн регулирования. Свобода м/б использована как мера защиты того права, кот по вашему мнению нарушено.

2) законные интересы общие с правом и свободой в том, что право и свободы юр определены ( прописаны в кон-ии). Закон. Интерес в норме не прописывается. Меры поведения бывают разрешительными и свободными. Интерес субъекта—осозная им потребность саморазвития в конкретн напрвлении. Потребность—объективна, интерес—субъективен. Притязания— что субъект захотел получить. Гос-во оценивает притязания с позиции пользы об-ву. Те притязания, кот основаны на базе позитив права, гос-во оформляет их виде юр прав и свобод ( наиболее важные интересы). Те интересы, кот имеют значения для всех и обеспечиваются гос-вом провозглашаются виде обязанностей. Обязанность—это установленная в законе мера должного поведения субъекта. Актив обязанть требует определ действий от субъекта и реализуется в конкретном правоот-ии. Пассивная обязанность—воздерживаться от действий, с негатив последствиями. Есть такие ценности и интересы, кот гос-во безразлично или не успело зафиксировать, а так же на них нет запрета, то они осуществляются в рамках свободной модели поведения. Законные интересы—меры возможного поведения, кот не прописаны прямо в законе, но и не запрещены им и не нарушают права и свободы других субъектов. В разрешител модели можно делать только то, что разрешено законом. В условиях демократ гос-ва—это модель применима лишь к юр лицам, гос власти, органам местного самоуправлен и хоз субъектам. В условиях тоталитарного гос-ва разришительная модель охватывает и физ лиц.

Принципы правового статуса индивида (физ лица).

Эти принципы перечислены в статьях 17-19 кон-ии РФ. Еще надо обратить внимание на ст6 кон-ии РФ. В ней сказано, чтокаждый граж-н РФ обладает равными правами и свободными и равными обязанностями (принцип юр равенства). В ст 19 говорится только о равноправии. Равноправие—это юр равенство прав и свобод, но не обязанностей. Юр равнопр-ие—лишь один из возможн элем-тов юр равенства. Самый главный принцип физ лица—это принцип юр равенства граж-н (ст6). Существование 2-х отдел принципов обусловлено тем, что есть разные категории граж-н ( иногстран, лица без граж-ва, граж-не), кот обладают разными правами обязанностями. Принцип юр равенства распространяется только на граж-н, а юр равн-ия на иностранцев. Юр равен-во может быть, а может и не быть у граж-н, иностранцев, лиц без граж-ва, соответственно не м/б юр равноправия.

Ст.19п.1: все равны перед законом и судом. ( термин все следовател и граж-не и неграж-не, формулировку нужно толковать разрешительно: включить под законные акты, все равны не только перед судом, но и перед органами публич власти.).

Ст19п3: муж и жен имеют равные права и свободы и равные возможн их реализации. ( надо толковать с уменьшением объема т.к. говорится не только о юр возможностях, но фактич возможностях, только равенство юр имеет место быть).

Ст19п2: гос-во гарантирует равен-во прав и свобод чел-ка и граж-на независимо от пола, расы,……

Юр гарантировать ценность—это запретить ее нарушать и установить санкции за данные нарушения. 11 позиций в списке прописаны конкретно, а 12 позиция согласно перечню любое ограничение противоправно. С точки зрение юр логики должны провозглашаться ценности и запрещение их нарушений. В первом предложении статьи перечень открыт, во 2-м, где содержаться запреты—закрыт. Кон-ия не дает реальных гарантий равноправия. Эти признаки кот перечислены во 2-м предложении невозможны иметь ограничения. А другие признаки (1 предложение), кот не вошли в это предложение на основании ст 55ч3 ограничиваются :

Только в соответсвии ФЗ, только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конст-го строя, нравственности, здоровья и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страныи безопасность гос-ва. Гос-во должно заботиться о правах своих граж-н т.е. права охраны рос. Граж-н являются приоритетом охраны.
в ст17 утвер-ся принцип признания и гарантированности прав и свобод согласно общепринятым нормам международ права и настоящ кон-ии.

Если в ч1 сделать вывод, то при рассмотрении любого вопроса надо смотреть нормы международ прав, потом рос право. Если есть коллизии то приоритет международного права. Неотъемлемость и принадлежность каждому от рождения основных прав и свобод (п2). В этом принципе находит проявление прин гос права. Никак нельзя лишить чел-ка права и свободы. Права и свободы провозглашаются кон-ей; права и своды необходимый минимум мер возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его развитие. По Симонову права и свободы—это закрепленные в кон-ии меры возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его дальней развитие.

Ваше права заканчиваются там, где начинаются права другого индивида.

Ст 18. закрепляет принципы непосредственного действия прав и свобод и принцип реального действия . в 1-м предложении говорится о непосредственном действии во 2-м реальное. Не сами права и свободы, а констит нормы о правакх и свободах действуют прямо. Права действуют опосредованного, кроме тех случаях когда нет процедуры.

Гарантии статуса физ лица

Гарантии меры обеспечивающие реальное существование прав и свобод физ лица в целом.

Гарантии делятся на

1) фактич, кот хоть и не закреплены в законе, но реально существуют.

2) Юр гарантии—это совокупность норм права, кот закрепляют установлен гос-вом мере по защите статуса физ лица

Юр гарантии по своему содержанию делятся на

1) материальные—закрепленные в юр нормах ценности, подлежащие охране и защите.

2) Процедурные –гос правов закрепление механизма реализации статуса физ лица.

3) Процессуальные—закрепление в законе мер по защите нарушенного статусафиз лица.

В лит-ре нередко отождествляются процессуальные гарантии и процедурные.

По источнику закрепления гарантии дел-ся на:

1) конституц.

2) Гарантии кот содержаться в законах—фкз, фз, в законах субъекта фед-ии.

По объему гарантии дел-ся на

1) общие гарантии—все меры поведения, всего статуса в целом, для всех его носителей.

2) Специальные—кот распространяются на опред круг лиц (специал субъекты) ( различ виды льгот)

3) Институциональные—кот распространяются на определ иституциональн группу.

4) Эксклюзивные—кот гарантируются на отдел лиц персонально.

5) Частные—кот распространяются на конкрет меры поведения ( гарантии права на жизнь,труд, обучение).

По хар-ру мер обеспечения гарантии дел-ся на

1) Экономико-юрид.

2) Политико-правов

3) Социал-правов

4) Культ-правов

55. Гражданство общие вопросы.

Это принцип взаимоотношения индивида и гос-ва. Гос-во не одинаково относится к людям.

1) наличие взаимных прав у гос-ва и физ лица

2) наличие взаимных обязанностей между ними

3) наличие взаимной ответсвенности.

Если такие 3 элем-та присутствуют во взаимоотношен-х у людей и гос-ва, то таких людей можно назвать либо подданными (права и обязанности перед личностью монарха, подданство прежде всего определ на обязанности лица перед монархом) либо граж-н

В вопросе о граж-ве сложилось

1) граж-во это принадлежность лица к об-ву или гос-ву, (нельзя говорить о принадлежности т.к. это категория гражд-правов т.к. она означает собственность т.е гос-во владеет и расп-ся граж-ном, вне гос-ва граж-на не существует ( при минит и к об-ву).

2) Граж-во—это правоотношения. Правоотношения требуют чтобы участник правоотнош-ия был дееспособным, но они не учитывают статус граж-на, след-но, не корректно.

3) граж-во—это особая политико-правов связь гос-ва, кот служит юр предпосылкой появлению статуса граж-на.

(граж-во только политико-правовая связь т.к. наличие граж-ва является суверен признаком гос-ва, что есть политико-госудкатегория).

Закон РФ о гражданстве 1993 г говорил:

Граж-во—это особая политико-юрид связь гос-ва и лица, кот обладют взаимными правами, обязанностями, ответственностью.

Действующий закон говорит только о взаимных правах и обязанностях и усматривает лишь юр связь. Гос-во имеет право расширять в своих законах содержание международ-прав нормы и конретиз их.

Наши рекомендации