Основные теории происхождения государства
1) Патриархальная теория (основоположники: Аристотель, Платон). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.
2) Теологическая или божественная теория (основоположник - Фома Аквинский). Ее сторонники считали, что государство - результат проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Монарх - посланник бога на земле, посредник между Богом и всем остальным населением. Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
3) Теория двух мечей.У основателей церкви было 2 меча: 1 - отдали монарху, который является посредником между богом и людьми для того, чтобы он мог держать в повиновении своих подданных, т.е. народ; 2 - остался у церкви для контроля действий монарха. Т.о. светская власть подчинялась власти церкви.
4) Договорная теория (Основоположники: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Монтескье, А.Н. Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
Основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.
5) Теория насилия - теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими:
А) Теория внешнего насилия (основоположники: Л. Гумплович, К Каутский) - более сильное племя захватывает другое племя, менее развитое для того, чтобы держать в повиновении вновь захваченное племя. Образуется 2 аппарата: аппарат управления и аппарат принуждения.
Б) Теория внутреннего насилия (основоположник: Е. Дюринг) – суть та же самая - акт насилия внутри данного общества: одна более прогрессивная часть общества захватывает другую часть общества. Образуется 2 аппарата: аппарат управления и аппарат принуждения, которое осуществляла прогрессивная часть общества.
6) Психологическая теория (основоположник: Л.И. Петражицкий; Фрейд, Фромм). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Т.е. суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
7) Органическая теория (основоположники: Платон, Спенсер). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом, а в частности определенные части тела сравниваются с отдельными институтами государства. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».
8) Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов (эксплуататоров и эксплуатируемых) и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. 2 аппарата: угнетение (управление) и принуждение. Однако с уничтожением классов, отмирает и государство. Классическая Европейская теория происхождения государства.
9) Ирригационная (оросительная) теория (основоположник: Виттфогель). Государство произошло в результате необходимости ведения крупномасштабных строительных работ - строительства ирригационных сооружений. Данная теория характерна была для возникновения первых государств в районе Междуречья, т.к. особенности данной природной полосы говорят о необходимости построения данного вида сооружений, а для строительства надо было согнать большое количество людей, а так просто согнать никто не может. Образуется 2 аппарата: управление (руководство строительством) и принуждение (принуждение людей к строительству).
Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев - чиновников, служб, защищавших каналы от заиливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т п.
-------------------------------------------------------------------------------
10) Расовая теория (Гитлер). Основная предпосылка возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. В мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
11) Естественно-правовая теория (Гуго Гроций, Спиноза и др.) Все, что называется "правом или правдой", составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Люди, первоначально жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться между собой и "установить законы - нормы права и правды", которыми они устраняли царивший беспредел, защищали слабых и сковывали произвол сильных. Естественное право древнеримские юристы относили к области неподвижного, вечного права, порождаемого самой природой и коренящегося в отношениях, возникающих между людьми.
12) Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
Для каждого отдельного государства характерна совокупность нескольких теорий происхождения.