Механизм функционирования государственной идеологии

Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мыш­ления: она возникает, развивается, обнов­ляется и распространяется благодаря усилиям конкретных лю­дей. Как отмечает русский философ А.А. Зиновьев (1922— 2006), идеи овладевают массами не сами по себе, не своим со­держанием как таковым, а лишь постольку, поскольку суще­ствует материальный механизм, вырабатывающий эти идеи и делающий их достоянием сознания людей [19]. Поэтому идео­логия предполагает целенаправленную деятельность по ее созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

В современном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только от­дельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционирова­нию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различ­ными способами определенную систему идей, ценностей и це­лей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, мож­но с достаточной определенностью говорить о наличии и функ­ционировании государственной идеологии. Отсутствие или су­щественное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Как уже отмечалось, данное положение ве­дет, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого го­сударства.

Механизм функционирования государственной идеологии со­ставляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреж­дений, призванных заниматься формированием государ­ственной идеологии, ее систематизацией, нормативно-право­вым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материали­зованных средств ее выражения. К таким средствам относят­ся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной зна­чимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), го­сударственные праздники, исторические памятники, мону­ментально-архитектурные сооружения и мемориальные комп­лексы, денежные знаки, произведения литературы и искус­ства и т.п. Как не может быть государства без государствен­ной идеологии, так не может быть и государственной идеоло­гии без механизма, обеспечивающего ее создание, воспроиз­водство и распространение среди членов сообщества.

Опыт XX в. показал: возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии: централизо­ванный государственный идеологический аппарат и идеологи­ческий механизм государства без внешних признаков централизованности.

Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы орга­нов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь не­которые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеоло­гии, под началом которого работало несколько отделов: пропа­ганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждени­ях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало содер­жание официальной идеологии. Под контролем идеологиче­ского аппарата находились пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Второй вариант — механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918-1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юриди­ческий; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.) [20].

Каждый из названных социальных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является про­водником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствую­щие политические силы на всех этапах общественного разви­тия стремятся использовать данные институты в качестве ин­струментов проведения в жизнь собственной идеологии. По­этому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постин­дустриальную эпоху) их роль как элементов механизма госу­дарственной идеологии не столь очевидна, как это было, на­пример, в Советском Союзе, все же они объективно выступа­ют в качестве таковых.

Таким образом, в новых независимых государствах, к числу которых относится и Республика Беларусь, механизм государ­ственной идеологии должен формироваться с учетом как одно­го, так и второго опыта: его следует создавать намеренно, но без элементов принудительности.

Практически во всех современных демократических стра­нах важнейшими составными элементами механизма функци­онирования государственной идеологии являются:

• выборы, референдумы и другие формы выражения инте­ресов и волеизъявления граждан;

• высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества;

• институты и органы государственной власти и управления — парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы, обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принци­пов и целей;

• конституция, законы и другие нормативные акты как фор­мы юридического закрепления идей, ценностей принципов и представлений, положенных в основу организации и деятель­ности данного общества и государства;

• государственно-политические документы — манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и тому подобное, — в которых закрепляются те или иные положе­ния идеологии данного государства;

• специализированные научно-исследовательские учрежде­ния, важнейшей функцией которых является обеспечение тео­ретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение ее содержания до сознания различных категорий граждан;

• учреждения национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам сообщества социокультурных идеалов и ценностей народа и формировании у них гражданских качеств;

• средства массовой информации — печать, радио, телевиде­ние, — которые призваны отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идеалы и ценности народа и со­действовать консолидации нации;

• материальные объекты и нематериальные проявления че­ловеческого творчества — произведения литературы, различ­ных видов искусства, архитектуры, памятники национальным деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комп­лексы, государственные символы и ритуалы, денежные и па­мятные знаки, музеи и тому подобное, содержание которых от­ражает историю, идеалы, ценности, цели, интересы и устремле­ния данного народа.

Создание эффективного идеологического механизма госу­дарства во все времена наряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества.

Наши рекомендации