Механизм функционирования государственной идеологии
Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Как отмечает русский философ А.А. Зиновьев (1922— 2006), идеи овладевают массами не сами по себе, не своим содержанием как таковым, а лишь постольку, поскольку существует материальный механизм, вырабатывающий эти идеи и делающий их достоянием сознания людей [19]. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по ее созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.
В современном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определенную систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достаточной определенностью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Как уже отмечалось, данное положение ведет, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.
Механизм функционирования государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материализованных средств ее выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и искусства и т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной идеологии без механизма, обеспечивающего ее создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества.
Опыт XX в. показал: возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних признаков централизованности.
Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы органов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь некоторые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеологии, под началом которого работало несколько отделов: пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало содержание официальной идеологии. Под контролем идеологического аппарата находились пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.
Второй вариант — механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918-1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.) [20].
Каждый из названных социальных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как элементов механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в Советском Союзе, все же они объективно выступают в качестве таковых.
Таким образом, в новых независимых государствах, к числу которых относится и Республика Беларусь, механизм государственной идеологии должен формироваться с учетом как одного, так и второго опыта: его следует создавать намеренно, но без элементов принудительности.
Практически во всех современных демократических странах важнейшими составными элементами механизма функционирования государственной идеологии являются:
• выборы, референдумы и другие формы выражения интересов и волеизъявления граждан;
• высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества;
• институты и органы государственной власти и управления — парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы, обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей;
• конституция, законы и другие нормативные акты как формы юридического закрепления идей, ценностей принципов и представлений, положенных в основу организации и деятельности данного общества и государства;
• государственно-политические документы — манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и тому подобное, — в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного государства;
• специализированные научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение ее содержания до сознания различных категорий граждан;
• учреждения национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам сообщества социокультурных идеалов и ценностей народа и формировании у них гражданских качеств;
• средства массовой информации — печать, радио, телевидение, — которые призваны отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идеалы и ценности народа и содействовать консолидации нации;
• материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества — произведения литературы, различных видов искусства, архитектуры, памятники национальным деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комплексы, государственные символы и ритуалы, денежные и памятные знаки, музеи и тому подобное, содержание которых отражает историю, идеалы, ценности, цели, интересы и устремления данного народа.
Создание эффективного идеологического механизма государства во все времена наряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества.