Почетный работник общего образования РФ

Учитель обществознания и экономики

Высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ

Челябинск, 2009 г.

Программа темы «Теория государства и права».

Место теории государства и права в системе правовых дисциплин.

Происхождение государства и права. Основной побудительный момент возникновения государства и права – необходимость осуществления общих интересов населения. Основные теории происхождения государства и права: содержание, главные идеологи.

Основные этапы истории права. Право античности (Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, право Древней Греции, право Древнего Рима). Средневековое право, его характер, особенности. Переход от средневекового права к буржуазному. Буржуазное право. Развитие права в России до 1917 г. Советское право. Реформы российского права после 1991 г.

Понятие государства и его признаки. Традиционалистский, ортодоксальный и новаторский подходы к определению понятия государства и его признаков. Понятие функций государства, подходы к определению функций: управленческо-обеспечительные и охранительные и внутренние и внешние. Проблема разграничения функций на внутренние и внешние.

Форма государства: понятие, структура. Анализ формы правления: понятие, признаки. Традиционные (монархия и республика, их разновидности) и нетрадиционные (тирания, диктатура) формы правления. Сущность формы государственного устройства. Традиционные (унитарное государство, федерация и конфедерация) и современные межгосударственные объединения (союзы, содружества, сообщества). Политический режим: понятие, виды (демократический и антидемократический). Проблема различения авторитарного и тоталитарного антидемократических режимов.

Понятие права и его признаки. Различные значения понятия «право». Место права в системе остальных социальных норм. Основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический (судебный) прецедент, нормативный акт, договор нормативного содержания. Назначение права.

Система права. Норма права: понятие и структура (гипотеза, диспозиция, санкция). Виды правовых норм. Институт права. Отрасль права. Система права и система законодательства.

Правоотношения: понятие, признаки. Элементы правоотношений. Юридические факты: понятие, виды. Правомерное и неправомерное поведение.

Реализация права. Пределы действия нормативных правовых актов: временные, территориальные и ведомственные.

Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество: основные подходы к определению понятия, содержание, структура. Факторы, повлиявшие на возникновение гражданского общества. Правовое государство: понятие, основные признаки. Проблема формирования правового государства в Российской Федерации. Социальное государство. Экологическое государство. Законность и правопорядок.

Основные понятия и термины: государство, функции государства, форма государства, форма правления, монархия, абсолютная монархия, парламентарная монархия, дуалистическая монархия, республика, парламентарная республика, президентская республика, смешанная республика, форма государственного устройства, унитарное государство, автономия, федерация, конфедерация, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, гражданское общество, правовое государство, право, формы права, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт, договор нормативного содержания, система права, норма права, гипотеза, диспозиция, санкция, институт права, отрасль права, система законодательства, правоотношения, субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения, юридический факт, событие, действие.

Тема 1. Происхождение государства и права.

Задание 1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства. Проставьте буквы в квадратах.

а) теологическая (божественная);

б) патриархальная;

в) договорная (естественно-правовая);

г) органическая;

д) насилия;

е) психологическая;

ж) марксистская;

з) расовая.

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Аврелий Августин, Фома Аквинский.

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин).

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Л. Петражицкий.

Г. Спенсер.

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Аристотель.

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Ж. Гобино

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Задание 2. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1)Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2)Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3)Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4)Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

5)Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

6)Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

1) 2)

3) 4)

5) 6)

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Жан Боден[1]

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. <…> Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

Боден Ж. Шесть книг о государстве. – Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.39

Вопросы:

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?

Задание 4. Заполните следующую таблицу.

Теория происхождения государства и права Аргументы «за» Аргументы «против»
Теологическая (божественная)      
Патриархальная        
Органическая        
Договорная (естественно-правовая)        
Насилия        
Расовая        
Психологическая      
Марксистская        

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иларион Киевский[2]

<…> Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

<…> Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.110

Вопросы:

1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион?

2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы?

3. В чем особенность толкования закона Иларионом?

4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона?

Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Георгий Валентинович Плеханов[3]

<…> Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

<…> Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 128-129.

Вопросы:

1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

3. Как бы вы конкретизировали мысль автора о «происхождении права из «нужды» относительно современных реалий?

Задание 7. Тест.

1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.

б) Патриархальная.

в) Органическая.

2. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

а) Органической.

б) Естественно-правовой.

в) Психологической.

3. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

а) Естественно-правовая.

б) Марксистская.

в) Органическая.

4. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

5. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

а) Теологическая.

б) Марксистская.

в) Договорная.

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

а) Органической.

б) Патриархальной.

в) Психологической.

Ответы: 1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема 2. Основные этапы истории права.

Задание 1. Проанализируйте схему. Ответьте на вопросы.

Этапы и особенности развития политики и права.

   
  Почетный работник общего образования РФ - student2.ru
 
  Почетный работник общего образования РФ - student2.ru
 
  Почетный работник общего образования РФ - student2.ru
 
  Почетный работник общего образования РФ - student2.ru
 
  Почетный работник общего образования РФ - student2.ru
 
  Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

Вопросы:

Объясните, что в политико-правовой жизни конца ХХ в. показалось бы знакомым древним китайцам, древним египтянам, древним грекам? Что удивило бы их?

Задание 2. Докажите, что право как особый регулятор общественных отношений формировалось в процессе эволюции человечества от родоплеменной власти к государственной.

Задание 3. Наивысшей ступени развития античное право достигло в Древнем Риме. В чем это выразилось?

Задание 4. Заполните таблицу.

Вклад европейских мыслителей в науку о праве.

Мыслитель Годы жизни Вклад в науку о праве
    Цицерон        
    Т. Гоббс        
    Ж. Ж. Руссо        

Задание 5. Известно, что конституция (основной закон) – порождение буржуазной эпохи. Попробуйте обосновать неизбежность ее возникновения именно в эту эпоху.

Задание 6. Вашему вниманию предлагаются выдержки из законов, принятых в различных государствах в разное время. Определите, творением какого государства (древнего, средневекового, нового или современного) является та или иная норма права.

1. Если суд лишает кого-либо водительских прав, то он одновременно постановляет, что в течение срока от шести месяцев до пяти лет новые водительские права не могут быть выданы.

2. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, то присуждается к уплате 200 солидов.

3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов.

4. Если продавец вещи окажется вором, то его должно убить, хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.

5. Никто не может быть принуждаем к исповедованию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и примером хорошего поведения.

6. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

7. Ни один приговор не может быть приведен в исполнение в дни национальных или религиозных праздников и воскресные дни.

8. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, - он лжец, его должно убить.

9. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

10. Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключение делается только для сидящих в заключении и поставленных согласно закону королевства вне закона.

11. Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить.

12. Суд может самостоятельно распорядиться о помещении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкоголиков или наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судебное разбирательство проведено быть не может.

Ответы: 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Задание 7. Тест.

1. Вавилонский царь, автор первого из дошедших до нас древнего кодекса законов:

а) Навуходоносор;

б) Хаммурапи;

в) Ульпиан.

2. Как называется источник римского права, составленный в VI в. н. э. по поручению византийского императора Юстиниана?

а) Законы XII таблиц.

б) Судебник Юстиниана.

в) Свод гражданского права.

3. Что из перечисленного характеризует средневековое право?

а) Провозглашение принципов свободного общества, демократии, справедливости.

б) Действие норм так называемых варварских правд.

в) Принцип талиона.

г) Суды инквизиции.

д) Сословный принцип судопроизводства.

е) Реализация принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

ж) Широкое распространение Божьего суда (ордалии).

4. Расставьте перечисленные ниже источники права в хронологическом порядке.

а) Хабеас корпус акт.

б) Салическая правда.

в) Конституция США.

г) Законы XII таблиц.

д) Великая хартия вольностей.

5. Как называется разновидность суда, в котором в ходе судебного разбирательства вопрос о виновности подсудимого передается на решение избираемой населением коллегии заседателей?

а) Ордалии.

б) Суд инквизиции.

в) Суд присяжных.

6. В Конституции одного из европейских государств, принятой в 1958 г., зафиксирован официальный девиз – «Свобода, равенство, братство». Это государство:

а) Великобритания;

б) Франция;

в) Швеция;

г) США.

7. В Уголовном кодексе штата Нью-Йорк (1967 г.) говорится: «Опьянение как таковое не является защитой от уголовного обвинения; но <…> доказательство опьянения обвиняемого может быть представлено обвиняемым всегда, когда оно является подходящим для нейтрализации элемента вменяемого в вину преступления». Можно ли на основании этого текста сделать какие-либо из следующих выводов:

а) в штате Нью-Йорк опьянение рассматривается как смягчающее вину обстоятельство;

б) в штате Нью-Йорк опьянение рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность;

в) уголовные суды штата Нью-Йорк при определении наказания не обязаны принимать во внимание, находился ли подсудимый в момент совершения вменяемого ему деяния в состоянии алкогольного опьянения;

г) в некоторых случаях в судах штата Нью-Йорк аргументом в пользу невиновности обвиняемого может служить доказательство того, что обвиняемый был пьян?

Ответы: 1. 2. 3.

4. 5. 6. 7.

Тема 3. Основные этапы истории права в России.

Задание 1. Заполните таблицу.

Название документа Дата принятия Значение
  «Русская правда»      
  «Судебник» Ивана III      
  «Соборное уложение»      

Задание 2. Соотнесите понятия и определения.

1. Обычное право 1. Начальник полиции губернского города.
2. Вира 2. Внесудебный орган, выносивший приговоры в отношении лиц, обвиненных в контрреволюционной деятельности.
3. Продажа 3. Военная контрразведка во время Великой Отечественной войны.
4. Полицмейстер 4. В Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.
5. Частный пристав 5. Местный выборный представительный орган власти.
6. «Тройка» 6. Лицо, выступающее против существующего государственного строя или общепринятых норм какой-либо страны.
7. Народный комиссар 7. В Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство.
8. «СМЕРШ» 8. Совокупность норм, не установленных органами государства, а выработанных в течение длительного времени в обществе и ставших юридическими с помощью закрепления их государством в правовых актах.
9. Совет народных депутатов 9. Полицейская должность в городах.
10. Диссидент 10. Глава центрального органа управления определенной отраслью в 1917-1946 гг.

Ответы: 1 - , 2 - , 3 - , 4 - , 5 - , 6 - , 7 - , 8 - , 9 - , 10 - .

Задание 3. Соотнесите имена отечественных мыслителей, правоведов с их вкладом в развитие отечественного права.

1. Ярослав Мудрый. 1. Один из основателей партии кадетов, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства, сторонник европейского парламентаризма, правового государства.
2. Екатерина II. 2. Крупный теоретик марксизма, сторонник диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма.
3. Кони Анатолий Федорович. 3. Наставник и учитель законоведения императора Александра III, консерватор, доказывал ущербность демократии как политического режима.
4. Сперанский Михаил Михайлович. 4. Политический философ, правовед, автор книг «Философия права» и «История политических учений».
5. Милюков Павел Николаевич. 5. Правозащитник, привлекал внимание мировой общественности к проблемам прав человека в Советском Союзе.
6. Победоносцев Константин Петрович. 6. При нем была составлена Русская Правда.
7. Чичерин Борис Николаевич. 7. Главный обвинитель на крупных политических процессах 30-х гг. Признание обвиняемого считал «царицей доказательств».
8. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич. 8. Правовед, судебный и общественный деятель, получил широкую известность после суда над Верой Засулич.
9. Вышинский Андрей Януарьевич. 9. Автор проекта «Введения к уложению государственных законов», составитель Полного собрания законов Российской империи.
10. Сахаров Андрей Дмитриевич. 10. Автор «Наказа» Уложенной комиссии, в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы.

Ответы: 1 - , 2 - , 3 - , 4 - , 5 - , 6 - , 7 - , 8 - , 9 - , 10 - .

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Патриарх Тихон[4]

Послание Совету народных комиссаров.

«Все взявшие меч мечом погибнут» (Матф. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешним вершителям судеб нашего Отечества, называющим себя «народными комиссарами». Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? <…>

Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. <…>

Вы обещали свободу. <…>

Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие… Это ли свобода, когда семьи, а иногда и население целых домов выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление. Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своей кровью мученичества многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен, печать, кроме узкобольшевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах нашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископа рыть окопы. <…> Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их последнюю волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние верующего народа.

«И что еще скажу. Не достанет мне времени» (Евр. 11, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у вас на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ Зверя. <…>

Тихон,

Патриарх Московский и всея России.

Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 138-139.

Вопросы:

1. О нарушении каких прав человека упоминал патриарх Тихон в своем послании?

2. В чем заключались гонения на церковь и священников и были ли на это причины?

3. Как вы оцениваете данное послание патриарха Тихона? Как оно характеризует его как человека и гражданина?

4. Послание было написано в 1918 г. Что за время это было для России? Как вы полагаете, прав ли патриарх Тихон, обвиняя во всем большевиков? Аргументируйте свой ответ.

Задание 5. Заполните таблицу.

Основные этапы развития отечественного права

Период Основные нормативные акты Характерные черты развития права
  IX – начало XIX в.      
  XIX - начало XX в.      
  1917 – 1953 гг.      
  1954 – 1991 гг.      
  1991 – 2000 гг.      

Тема 4. Понятие, признаки, функции государства.

Задание 1. Восстановите недостающие фрагменты схемы.

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

                   
   
 
 
 
 
Особая организация публичной власти
 
 
 
 
Функции государства - это

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

Почетный работник общего образования РФ - student2.ru Почетный работник общего образования РФ - student2.ru

       
 
Внутренние:
 
Внешние: · оборона страны от нападения извне; ·

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Артур Шопенгауэр[5]

<…> Мы признали в государстве средство, с помощью которого эгоизм, вооруженный разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого; при этом каждый споспешествует благу всех, так как видит, что в последнем заключается и его собственное. Если бы государство вполне достигло своей цели, то оно, будучи в состоянии посредством объединенных в нем человеческих сил все более и более покорять себе и остальную природу, в конце концов уничтожило бы всякого рода злополучия и могло бы до известной степени обратиться в нечто похожее на кисельное царство. Но, во-первых, оно все еще очень далеко от этой цели, во-вторых, другие все еще бесчисленные горести, присущие жизни как таковой, по-прежнему держали бы ее во власти страдания, и если бы даже все они были устранены, то каждое место, покинутое заботами, сейчас же занимала бы скука, в-третьих, государство никогда и не может совершенно подавить раздора индивидуумов, так как он в мелочах дразнит там, где его изгоняют в крупном; и, наконец, Эрида, благополучно вытолкнутая изнутри, напоследок обращается к внешней границе: изгнанная государственным укладом как соперничество индивидуумов, она возвращается извне как война народов и подобно возросшему долгу требует сразу и в большой сумме тех кровавых жертв, которые в мелочах были отторгнуты у нее разумной предусмотрительностью. И если даже предположить, что умудренное опытом тысячелетий человечество все это наконец одолеет и устранит, то последним результатом оказался бы действительный избыток населения всей планеты, а весь ужас этого может себе теперь представить только смелое воображение.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 40-41.

Вопросы:

1. Какой взгляд на роль государства характерен для А. Шопенгауэра (лишнее зачеркните):

а) оптимистический;

б) пессимистический;

в) затрудняюсь ответить?

2. Какую роль, по вашему мнению, отводил А. Шопенгауэр государству: созидательную, разрушительную или примирительную?

3. Что, по вашему мнению, А. Шопенгауэр вкладывал в понятие «кисельное царство»?

4. Оцените последнюю мысль А. Шопенгауэра с точки зрения современного представления о нравственности. Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Константин Николаевич Леонтьев[6]

Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, независящему от нас деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая, образующая людей. <…>

На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдем одно и тоже общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере, фактической, если не юридической свободы), чем будет после. <…> Потом мы видим большее или меньшее укрепление власти, более глубокое или менее резкое (смотря по задаткам первоначального строения) разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей.

Вместе с тем увеличивается, с одной стороны, богатство, с другой – бедность, с одной стороны, ресурсы наслаждения разнообразятся, с другой – разнообразие и тонкость (развитость) ощущений и потребностей порождают больше страданий, больше грусти, больше ошибок и больше великих дел…

Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца.

Леонтьев К. Византизм и Славянство. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С42.

Вопросы:

1. Какую положительную закономерность в развитии государств выделил К. Н. Леонтьев?

2. Какие отрицательные тенденции в развитии государств подметил автор?

3. Согласны ли вы с его видением государства?

4. Считаете ли вы правомерным утверждение К. Н. Леонтьева о том, что во всех ранних государствах было больше свободы и равенства, а по мере укрепления государства они были уничтожены? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание истории.

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Лев Платонович Карсавин[7]

<…> Государство не что иное как выражение и осуществление, как форма единства некоторого народного или многонародного культурного целого. Государство является необходимою формою личного бытия народа или многонародного целого; однако вторичною формою, ибо первая и истинная личная форма соборного субъекта есть Церковь. <…> Государство, оставаясь только собою, без греха обойтись не может, а если бездействует, то впадает в худший грех самоубийства. Оно не может не ловить и не наказывать преступников, не может не обороняться, когда на него нападают, не может пренебрегать заботой о своих границах, если они повреждены, и о своих подданных, если другое государство их у него отняло. Оно вынуждено воевать даже тогда, когда стремится к осуществлению самых законных и правильных целей. Все это – зная необходимость грешного бытия.

Карсавин Л. Церковь, личность и государство. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 44-45.

Вопросы:

1. Как вы понимаете мысль Л. П. Карсавина о том, что государство «является необходимою формою личного бытия народа или многонародного целого»?

2. Прав ли автор, утверждая, что государству без «греха не обойтись»? Аргументируйте свой ответ.

3. Согласны ли вы с точкой зрения Л. П. Карсавина, что церковь стоит выше государства? Почему?

Задание 5. Какое значение для современного государства имеют следующие принципы Конфуция:

«Должностным лицам надо иметь яркую прозорливость для познания дел в государстве, опытную мудрость для отличия порока от добродетели, лжи от истины, притворства от истины»?

Наши рекомендации