Вопрос 8. Понятие и принципы конституционного строя

Ответ: Понятия. Принятие государством Конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение Конституции, но и то, что государством на­дежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само го­сударство подчиняется праву.

Конституционный строй не сводится к факту существования Кон­ституции, а становится реальным, если основной закон, т. е. Консти­туция, соблюдается, а сама конституция — демократична.

Таким образом, конституционный строй — это форма, или спо­соб, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство. Ограниче­ние государственной власти правом имеет одну из целей — создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отноше­ний, которые обеспечивают условия для реализации частных интере­сов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и пере­дачи от поколения к поколению.

Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Гре­ции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «го­сударство».

Постепенно различие между гражданским обществом и государством становится важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие освещение в программе «Декларации прав человека и гражданина».

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество — особая стадия в диалектическом движении от семьи к государству в процессе сложного периода исторической трансформации от средневековья к новому времени.

Ранее предполагалось, что Конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в данную сферу облегчает эта саморегулирование. Задача Конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государ­ством, и как саморегулирующая система, а конституционное государ­ство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его по­требностей.

Принципы. Правовые нормы Конституции Российской Федерации закрепля­ют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выс­тупают основы конституционного строя. Под основами конституци­онного строя Российской Федерации понимают главные устои госу­дарства, его основные принципы, призванные обеспечить Российской Федерации характер конституционного строя.

В Конституции РФ содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разде­лении властей, признании местного самоуправления, а также право­вое государство, воплощением которого и является конституционное государство.

Среди основ конституционного строя имеются также федера­лизм, суверенность Российского государства и республиканская фор­ма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ ре­гулирует наиболее важные общественные отношения, характеризую­щие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Благодаря конституционному закреплению в систему гарантий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии.

Закрепление тех или иных основ как формы организации дарства в той или иной мере осуществлялось всеми российскими кож ситуациями.

Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию 1978 г. от 21 апреля 1992 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового института, не изменив его структуры.

Суть этих новшеств заключается в том, что вместо формально провозглашенных советских конституционных принципов были сформулированы важнейшие конституционные принципы, призванные наделе обеспечить конституционный характер государства. Указанные изменения лишь частично сумели решить эту задачу. В полной мере она решена действующей Конституцией РФ 1993 г. Однако закрепление в новой Конституции основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения поставленной задачи нужна реализация этих основ на практике, что требует усилий всех слоев общества, всех его институтов, а не только усилий государства.

Наши рекомендации