Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти.
Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран членов Совета Европы. Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. Реализация принципов местного самоуправления
обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлен тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. Права и свободы гражданина в первую очередь реализуются на местном уровне, там, где он живет. Поэтому их реализация во многом зависит от органов местного самоуправления, вся деятельность которых должна строиться в соответствии с данным принципом в интересах граждан, быть открытой для населения. В соответствии с Конституцией РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В развитие этого положения законодательство о местном самоуправлении закрепляет, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их обнародования.
б) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принцип самостоятельности включает следующие основные черты:
ü решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Организационные способы данной деятельности определяются в соответствии с законодательством, уставом МО, принимаем выбранным населением органом или в отдельных случаях населением непосредственно на сходе;
ü обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления;
ü установление запрета органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования; неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет за собой ответственность в соответствии с законом);
ü гарантированность нормами муниципального права самостоятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов, их законами.
в) Организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. Основные элементы этого принципа были показаны выше. Можно также добавить, что данный принцип заложен и в Европейской Хартии местного самоуправления и призван обеспечить возможность муниципальным образованиям, не нарушая
общих законодательных положений, самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
г) Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Без реализации этого принципа невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления. Закон требует, чтобы муниципальными образованиями была обеспечена экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.
Важной гарантией реализации данного принципа являются конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
д) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Органы местного самоуправления, как действующие от имени муниципального образования, по поручению населения должны эффективно осуществлять решение местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; учет и защиту интересов населения
муниципальных образований в своей деятельности; тесную связь с населением. В случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни, реализация данного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм ответственности органов и должностных лиц, вплоть до досрочного прекращения их полномочий населением. Данный принцип также указывает на контроль со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, формы которого закрепляются в законодательстве и уставах муниципальных образований.
е) Разнообразие организационных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Так как местное самоуправление непосредственно связано с организацией жизни на местах и должно учитывать специфику устройства местной жизни и сложившиеся традиции, участие населения в осуществлении местного самоуправления не может ограничиваться только заданными свыше порядком и формами. Использование местных традиций и особенностей является одной из важнейших источников эффективности местного управления и хозяйствования.
ж) Законность в организации и деятельности местного самоуправления.
Принцип законности - один из основных конституционных принципов государственности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ. Конституция РФ устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных ею и федеральными законами. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялись на основе закона и в рамках закона.
з) Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность обеспечивает демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения. Закон №131- ФЗ устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе, что предполагает информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления, принимаемых решениях.
и) Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления. В структуре органов местного самоуправления в обязательном порядке должны быть выборные органы, являющиеся представителями населения и выражающие его интересы. Вместе с тем, при организации системы управления достаточно часто требуется быстрое принятие решения в условиях изменяющейся ситуации. Это может быть реализовано при наличии органов, построенных на основе единоначалия. В связи с этим ФЗ № 131-ФЗ ввел как обязательный элемент единоличное руководство администрацией.
Сочетание двух типов управления позволяет уменьшить отрицательные и умножить положительные стороны каждого из этих способов управления.
к) Государственные гарантии местного самоуправления.
Осуществление данного принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция РФ, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституцией РФ и федеральными законами. Государство устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления населения, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Таким образом, в отношении местного самоуправления действует система законодательных актов, включающая в себя:
ü Конституцию РФ, федеральные конституционные законы;
ü общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, в том числе Европейскую Хартию местного самоуправления;
ü федеральные законы, иные федеральные нормативные акты по вопросам местного самоуправления;
ü федеральные отраслевые законы, иные федеральные нормативные акты по предметам ведения РФ, содержащие нормы муниципального права;
ü федеральные отраслевые законы, иные федеральные нормативные акты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права;
ü уставы (конституции) субъектов РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления;
ü отраслевые законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в пределах полномочий субъектов по предметам совместного ведения, содержащие нормы муниципального права;
ü отраслевые законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по предметам их ведения, содержащие нормы муниципального права.
Из этого следует, что основная особенность законодательного регулирования местного самоуправления в РФ состоит в многоуровневой системе законодательства по вопросам местного самоуправления и большом количестве субъектов законотворческой деятельности в сфере муниципального права.
Вопросы, подлежащих регулированию субъектами РФ
в области организации местного самоуправления:
ü установление статуса муниципальных образований;
ü изменение границ муниципальных образований;
ü порядок выдвижения инициативы проведения референдума (в соответствии с федеральным законом), порядок подготовки и проведения референдума;
ü преобразование муниципальных образований;
ü случаи и порядок, в котором могут финансироваться за счет средств бюджета субъекта РФ финансовые обязательства органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
ü наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ;
ü порядок выборов (в соответствии с федеральным законом) органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
ü порядок голосования по отзыву выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов (в соответствии с федеральным законом);
ü порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления;
ü административная ответственность за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращения граждан;
ü наименования органов местного самоуправления (представительный, глава, администрация);
ü определение полномочий представительного органа (в соответствии с федеральными законами);
ü условия контракта для главы администрации в части осуществления государственных полномочий;
ü дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации;
ü правовое регулирование муниципальной службы (в соответствии с федеральным законом);
ü требования к формированию, утверждению, исполнению местного бюджета, контролю за исполнением (в соответствии с федеральными законами);
ü предельные нормативы по оплате труда и численности выборных должностных лиц, депутатов, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений для МО, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности;
ü случаи осуществления расходов местных бюджетов на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
ü ставки по доходам от региональных налогов и сборов, зачисляемые в местный бюджет;
ü порядок расчета дополнительных нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты;
ü некоторые другие положения, в основном для местного самоуправления в городах федерального значения.