Осуществление государственного контроля в сфере образования
Государственный контроль (надзор) в сфере образования
Согласно Закону об образовании государство осуществляет контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93). Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования). Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности
и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации
и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Интернет-сайт:
http://273-фз.рф/publikatsii/specifika-osushchestvleniyagosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-v-sfere-obrazovaniya
Вопросы и задания
1. Что является основанием для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования?
2. Что включает в себя государственный контроль (надзор) в сфере образования?
3. Что понимается под федеральным государственным контролем качества образования, под федеральным государственным надзором в сфере образования? Есть ли между ними общее?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Работа по оценке соответствия образовательной деятельности
и подготовки обучающихся в образовательной организации требованиям федерального государственного образовательного стандарта ведется в рамках контроля за качеством образования администрацией школы. Общий контроль за качеством образования осуществляется Министерствами образования субъектов РФ, управлениями образования муниципальных образований. В рамках контроля качества проводятся различные мероприятия по проверке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту. В начальной школе это Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Проверка соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся ФГОС НОО осуществляется под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной (методической) работе, контрольно-оценочные средства разрабатываются методистом образовательной организации и председателем школьного методического объединения учителей начальных классов. Соответствие образовательной деятельности и подготовки обучающихся ФГОС НОО может проводиться районным методическим кабинетом (сегодня, с изменением функций кабинетов, они называются учебно-методическими центрами) по поручению управления образования, или министерством образования субъекта федерации, если на такое соответствие проверяется весь район, или город. Сложность в осуществлении таких проверок в том, что младшие школьники даже в масштабах одной школы могут обучаться по разным программам и соответственно учебникам, что вызывает необходимость разрабатывать большое количество проверочного материала. С другой стороны соблюдение требований ФГОС НОО дает возможность единого подхода в проверке соответствия, независимо от того по каким программам и учебникам занимались школьники. Поэтому для учителя начальных классов очень важно знание ФГОС НОО. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС НОО утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
22 сентября 2011 года министерство образования и науки Российской Федерации издало Приказ № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.
№ 373. Применение ФГОС НОО необходимо с учетом внесенных изменений.
Чтобы иметь представление о Стандарте начального общего образования ответим на некоторые вопросы: