Государственное управление и регулирование деятельности организации
Имея свой бюджет, государство может оказывать существенно влияние на экономическую жизнь страны, регулировать расширенное воспроизводство, сокращая или повышая налоги, проводя протекционистскую политику в отношении отечественного производителя; влиять на создание новых рабочих мест; посредством субсидий поддерживать производство отдельных видов продукции; развивать целые отрасли и так далее
Рычагами государственного управления научно-техническим прогрессом и другими аспектами хозяйственной жизни во многих развитых странах являются: прямое бюджетное субсидирование, льготное целевое кредитование по линии специализированных государственных кредитных институтов, налоговые льготы и льготные формы амортизации, привилегии на инвестиции. Специально для реализации крупных проектов организуются государственные программы, разрабатываются специальные методы по их управлению. Государственный субъект должен стремиться выдержать оптимальное соотношение между регулированием деятельности первичных хозяйственных звеньев и свободной их деятельности (как гарантии самонастройки хозяйства на удовлетворение постоянно возникающих новых потребностей и насыщения рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией). Таким образом, государственное планирование необходимо рассматривать, как неотъемлемую часть регулируемого рынка, при этом оно существенным образом отличается от директивного планирования командно-административной системы и наполняется новым содержанием.
Во-первых, планирование выступает не обязательным, а необходимым дополняющим другие элементы трансформационной экономики, инструментом управления хозяйством, в соответствие с этим отсутствует необходимость в "сквозной" системе планирования, объединяющей все уровни управления в единую жестко заданную систему; Каждый уровень хозяйства должен иметь свою систему планирования, определяемую сферой ответственности органа управления.
В хозяйственной системе непосредственно связанной с удовлетворением социальных и культурных потребностей людей, имеются 4 основных уровня управления:
1) национальный
2) регионально-отраслевой
3) территориальный
4) первичный (организация)
Уровни управления взаимосвязаны через параметры функционирования, которые не носят друг для друга директивный характер. Объединение регионального и отраслевого уровней управления вполне оправдано по причине их тесной взаимосвязи.
Отраслевая структура региона является основополагающим фактором, оказывающим существенное влияние на все стороны жизнедеятельности региона, а следовательно и на формирование его концепции социально-экономического развития.
Отраслевая принадлежность играет важную роль в отражении многих параметров жизнедеятельности предприятия, в тоже время необходимо признать, что в вопросах социальной деятельности предприятия и ее оценки со стороны общества, отраслевая принадлежность не является доминирующей. Общество склонно сопоставлять предприятия не по отраслевому признаку, а прежде всего по социальным параметрам - таким , как степень защиты работников, уровень организации и оплаты труда, условия труда, наличие объектов социальной инфраструктуры, угроза экологической ситуации и так далее.
На основе такой взаимосвязи должны обеспечиваться: единство системы планирования и соотнесенность планов друг с другом, которые в свою очередь должны обеспечиваться едиными принципами и методами планирования, а также единой информационной базой, в нее в частности должны входить концепция социально-экономического развития страны, приоритетные направлеия социально-экономических планов развития отдельных отраслей и регионов, единая система показателей.
Во-вторых, в период трансформационной экономики в нашей стране должна существенно измениться функция планирования у первичного звена управления (организации). При директивном планировании организация получала все данные для работы от вышестоящих органов и задача плановых служб состояла в распределении плановых заданий среди подразделений и контроля за их выполнением. Теперь же руководство организацией само ответственно за планирование ее деятельности, организацию работы, снабжение сырьем, а главное- реализацию готовой продукции, более того, особую важность приобретает не только текущее, но и перспективное (стратегическое) планирование, определяющее стратегическое направление развития организации и долгосрочное распределение средств.
На более высоких уровнях управления планирование должно осуществляться в трех направлениях:
1. Необходимо жестко планировать те подразделения, которые находяться в ведении того или иного органа управления (собственника), а также подвергать контролю расходование средств по конкретным программам развития;
2. Должны составляться прогнозы развития системы в целом (региона, республики, страны) так как неопределенность деятельности в силу самостоятельности первичных производственных звеньев весьма значительна;
3. В условиях трансформационной экономики должна измениться система показателей, при которых осуществляется планирование. К таким показателям как прибыль, затраты на производство (себестоимость, срок окупаемости, объем инвестиций, норма прибыли на весь капитал, свободные средства, соотношение собственных и заемных средств, ликвидность, доходность на акционерный капитал и так далее должны, быть добавлены показатели, отражающие социальную направленность преобразований.
Усиление социальной направленности преобразований должно регулироваться органами государственной власти через систему показателей, которые служили бы индикаторами оценки деятельности управляющих структур различного уровня.
Правительство России разрабатывает комплексную программу решения взаимоувязанных проблем социального развития, в ней должны быть определены динамика основных показателей, среди которых особое значение будут иметь следующие:
Рост реальных доходов населения (в целом и по основным группам)
· Доля заработной платы и доходов предпринимателей в ВВП
· Минимальная заработная плата
· Прожиточный минимум
· Продолжительность жизни людей в городах на селе
· Численность безработных
· Численность трудоспособного и эффективно занятого населения
Показатели развития среднего и высшего образования - удельный вес лиц с высшим образованием в общей численности работающих в промышленности и с/х
Показатель по обеспечению многодетных граждан, лиц пенсионного возраста, детей и потерявших работу.
По степени решения этих, а также других специфических для отдельных регионов социальных проблем следует оценивать эффективность работы органов управления - федеральных, субъектов федерации, местного самоуправления. Отдельные организации функционируют в условиях социально-экономической среды и подвержены влиянию этой среды
Но одновременно и сами оказывают значительное влияние на систему в целом.
Важнейшее значение имеет цель планирования социального развития, так как исходя из нее строится вся стратегия управления социальными процессами организации. На сегодня сложилось 2 основных подхода:
1) Повышение эффективности производства с помощью управления социальными факторами
2) Обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности
Оба подхода верны только отчасти: Первый подход предусматривает повышение эффективности производства за счет активизации человеческой деятельности, что ведет к подчинению интересов человека и общества производству, а не наоборот. Второй подход, сформированный под воздействием идеологических парадигм, в частности основного экономического "закона социализма" (развитие общества направлено на обеспечение условий всестороннего и гармоничного развития личности), оставляет без внимания то, что главным законом осуществления социализма является повышение эффективности производства.
С приближением общества к новой информационной эпохе существенно возрастает роль личности во всех сферах жизнедеятельности, личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а значит и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе и на уровне организаций, очевидно, что центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависят от развития системы стимулов активизации человеческой деятельности. Особенно это важно учитывать, понимая, что цели организации и цели личности не совпадают- это убедительно доказывается практикой работы крупных корпораций.
Инструментальные цели и нормы- это ориентиры благополучного существования личности. В разные эпохи они бывают различными, но для людей одной эпохи и одного социального старта они, как правило, одинаковы (?). Однако личность стремиться не только существовать, но и жить. Человек может успешно реализовать свои инструментальные цели, но при этом испытывать неудовлетворенность потому, что не может ответить зачем он это делает и в чем смысл его деятельности. Человек в состоянии определить для себя "жизненный смысл" или "экзистенциальную цель" (например: все, что я делаю - я делаю на благо своих детей). Реализация цели предполагает следование или по меньшей мере ориентирование личности на жизненные нормы, нормы высокоморального поведения, выработанные в соответствие с целью (например: самое лучшее я всегда должен отдавать своим детям).
Особенность индустриальной эпохи в том, что именно в этот период трудовая деятельность человека приобретает жизненный смысл и начинает становиться способом самоактуализации личности (в предшествующую традиционную эпоху труд понимался, как проклятие- человек обязан был нести свой крест). Возникают 2 мотивационные модели:
1. Прогматическая, возникающая из протестанской, и успешно применяемая в капиталистическом обществе
2. Коммунистическая, трансформировавшаяся из староверческой, успешно реализованная в социалистическом обществе
Прогматическая модель ориентирует человека удовлетворять свои потребности, затем расширять их и снова удовлетворять. Человек мотивирован необходимостью удовлетворения личных потребностей (инструментальных целей), а возможность самоактуализации превращается в награду, но при этом становится весьма далеким и почти недостижимым идеалом. Зачастую сами цели являются общим выражением инструментальных потребностей ("Американская мечта" иметь 1000000).
Коммунистическакя модель мотивировала личность на достижение жизненных целей (которые были жестко определены для человека репрессивной и идеологической системы государства), игнорируя личные. При этом необходимо подчеркнуть, что коммунистическая модель открывала человеку возможность самоактуализации именно в трудовой деятельности, что становилось мощным локомотивом развития всего общества. Вместе с тем в социалистическом обществе инструментальные цели не игнорировались - игнорировалось, что эти цели могли быть индвидуально-личностными)
Прогматическая модель задает личности статус "человека-потребителя". Коммунистическая модель, построенная на принципе "раньше думай об обществе, а потом о себе", формирует сознательную "идейную личность", лишенную индивидуальных потребностей. Обе модели успешно обеспечивающие функционирование индустриального общества (в его капиталистической и социалистической вариациях) становятся ограниченно применимые в постиндустриальном мире (посткапиталистическом и постсоциалистическом) и практически неприменимы в новом информационном обществе.
Особенность нового общества в том, что труд превращается из средства к существованию (способа достижения инструментальных целей) в способ жизнедеятельности и постоянной самоактуализации человека. Здесь мотивом становится не удовлетворение потребностей и не реализация веры "в светлое будущее", а удовлетворение в самоактуализации, поэтому сами инструментальные цели начинают действовать как средства ее самоактуализации в профессиональной деятельности. В этой связи социальное развитие организации становится:
Во-первых, условием самоактуализации человека в профессиональной деятельности;
Во-вторых, синергитическим фактором слияния целей организацией и инструментальных целей работника;
В-третьих, фактором повышения эффективности организации.
В этой связи цель планирования социального развития организации - обеспечение таких условий производства и быта работников, которые способствуют самоактуализации личности в профессиональной деятельности. Соответственно, объектом социального планирования организации является трудовой коллектив, а предметом становятся формы и методы планирования социального развития трудового коллектива.