Международное сообщество и мировой

Правопорядок

Под международным сообществом понимается вся сово­купность государств, государствоподобных образований, на­ций и народов, борющихся за свою независимость, междуна­родных организаций, являющихся субъектами международно­го права, устанавливающих между собой политические, эконо­мические, правовые и иные отношения.

Мировой правопорядок суть система общественных пла­нетарных отношений, формирующихся на основе общегуманиомческих и естественно-правовых начал и функционирующих соответствии с общепризнанными принципами инормами международного и внутригосударственного права. Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отноше­ний, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необ­ходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов: 1) человек — непосредственная среда обитания — страна — планета — космос; 2) человек — коллек­тив — общество — мировое сообщество; 3) человек — его пра­вовой статус — правовая система общества (государства) — меж­дународное право — мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость со­здания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использова­ния энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следую­щий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления — наводнения, ураганы, извержения вулка­нов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализа­цией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-техни­ческой революции, возрастанием роли и значения новых глобаль­ных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право — это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятель­ное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исто­рически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве та­ковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип спра­ведливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свобо­ды воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что всё иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получал по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

С давних времен было замечено определяющее значение свободы для объяснения феномена права. "Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву", — утверждалось в Дигестах Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека Кант. На правовое значение свободы как предела, на юридические формы ее существования в виде закона указывал Маркс. Как взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Трубецкой. Сущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных

2. Представляется бесспорным универсальное значение та­ких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях разви­тия человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы соци­ального нормативного регулирования у австралийских абориге­нов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы — масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурапи, Салической и Русской правдах.

3.Историческую преемственность "общечеловеческого" пра­ва можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процес­сов. Интересна, например, трансформация запретов в праве — от абсолютно категоричного и однозначного "табу" в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового ре­гулирования. Во всех правовых системах можно встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, госу­дарство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нор­мативный акт) и этапы формирования права, много общего в соче­тании естественных, традиционных и позитивных начал в право­вых системах современности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право — явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущ­ности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, кото­рый благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к раз­личным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и междуна­родного права в деле формирования мирового правопорядка.

Мировой правопорядок — реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономи­ческих, культурных и научных связей между государствами, поез­да, корабли и самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни в других странах, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это Организация Объединенных Наций (ООН) — универсаль­ная международная организация, созданная 24 октября 1945 т.

Важное значение для установления мирового правопорядка имеют примыкающие к ООН международные организации: Меж­дународная организация труда, Всемирная организация здравоох­ранения, Всемирная организация интеллектуальной собственнос­ти, Международная организация гражданской авиации и др.

Реальный характер международно-правовых отношений обес­печивается наличием международных судов, международно-пра­вовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гаага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сто­ронами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам, специально предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями региональ­ного характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ.

Мировой правопорядок — это сложная и динамичная сис­тема взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир по­стоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость в совершенствовании международного и националь­ного законодательства, в уделении внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.).

Мировой правопорядок — это результат согласования ин­тересов государств и народов. Каждое государство — член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмеша­тельства во внутренние дела, территориальной целостности госу­дарств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основ­ным источником международного права являются международ­ные договоры, в которых достигается баланс интересов различ­ных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафик­сированных в международно-правовых и внутригосударственных нормативных актах.

Мировой правопорядок — это условие и гарантия успешно­го международного сотрудничества в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

Непреходящее значение для нынешних и будущих поколе­ний имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплено положение о том, что государства несут ответственность за деятельность, которая причиняет ущерб окружающей среде других государств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного . использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., рамочная Конвенция ООН об изменении кли­мата 1992 г., другие договоры и конвенции подчеркивают необхо­димость охраны планетарной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответствующие нарушения, предусматрива­ют процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмеще­ния ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств.

Организацией международного экономического сотрудниче­ства и содействием ему занимаются: Организация Объединен­ных Наций по промышленному развитию, Всемирная торговая орга­низация, Международный банк реконструкции и развития, Меж­дународный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти воп­росы решаются в рамках Европейского экономического сообще­ства, Экономического союза СНГ. Деятельность в сфере экономи­ческого сотрудничества регламентируется как внутригосударствен­ными, так и международно-правовыми нормами. Примером могут служить Конвенция ООН о договорах международной купли-про­дажи товаров 1980 г., Сеульская конвенция о страховании инвес­тиций 1985 г. и Закон об иностранных инвестициях в РСФСР 1991 г.

Активно развивается международное сотрудничество государ­ственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь иг­рает Организация Объединенных Наций по вопросам образова­ния, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой охваты­вает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных ак­тов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и организациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране все­мирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г. и т. д.

Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с преступностью. Попытки координации действий государств по борьбе с отдельными видами преступлений известны с давних времен. Так, на Венском конгрессе в 1815 г. был принят первый акт по борьбе с работорговлей, в 1910г. — по борьбе с распростране­нием порнографических изданий, в 1936 г. — по борьбе с распро­странением наркотических средств. Социальные, экономические проблемы в отдельных государствах, с одной стороны, и научно-техническая революция, расширение международной интеграции — с другой, обусловили рост числа тяжких преступлений междуна­родного характера: угон самолетов, международный терроризм, убийство дипломатических сотрудников, распространение нарко­тических и психотропных веществ и др. Многие "традиционные" международные преступления (подделка денежных знаков и ра­боторговля, пиратство и другие подобные им преступления) пре­терпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а применение виновными усовершенствованных и новых образцов технических средств сделало их более разрушительны­ми и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощренными и организованными, происходит интернацио­нализация организованных преступных формирований.

Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового право­порядка, которую несет международная преступность, требует от государств более активных коллективных усилий по ее предуп­реждению и борьбе с ней.

Серьезный и труднопоправимый урон мировому правопоряд­ку нанесла агрессия США и НАТО против Югославии. Мирово­му сообществу потребуется немало времени и усилий для устране­ния негативных последствий этой антигуманной и антиправовой военной акции.

Наши рекомендации