Меняйте темп речи, подчеркивайте важные мысли с помощью их повторения, перефразирования. Не развивайте подробно второстепенные мысли
Материалы вашего выступления должны содержать факты не только новые, но и характерные, интересные, типичные и волнующие всех. Справочный и цифровой материал лучше зачитывать, а не воспроизводить по памяти.У слушателей не возникнет сомнений в его достоверности.
Если слушатель воспользовался правом задатьвопрос для того, чтобы высказаться, желательно, спокойно выслушав его, сказать примерно следующее: «Спасибо за ценное дополнение».
Ответы на вопросы слушателей – это серьезное испытание, которое может иногда свести на нет даже самое удачное выступление. Как успешно пройти эту «опасную зону»?
Методики по ораторскому искусству дают следующие советы:
•не торопитесь с ответом, сначала убедитесь, что вы правильно поняли вопрос;
•будьте готовы к любым возражениям и замечаниям со стороны тех,кто с вамине согласен, а такие всегда найдутся;
•имейте под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предложений;
•не показывайте своего раздражения, когда вам задают вопрос о том, что вы уже отметили в своем выступлении; здесь может быть ваша вина, если вас не поняли;
•не давайте непродуманных, необоснованных или сомнительных ответов, чтобы не жалеть об этом после;
•отвечайте на вопросы лаконично, ясно и по существу, нет необходимости повторять речь еще раз;
•делайте комплименты спрашивающим и говорите им, что вы рады возможности коснуться этого вопроса или темы.
Чтобы правильно реагировать на поставленный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, его желательно переформулировать и повторить вслух, предварительно уточнив: «Вы хотите узнать...». Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех.
Существуют «невинные вопросы», цель которых ввести выступающего в замешательство и заставить его сделать заявление, которое ему делать не следует. На такие вопросы обычно отвечают: «Извините, но я не намерен делать подобных заявлений». Можно предложить поговорить об этом позже в индивидуальном порядке.
Большие трудности вызывает заключение, которое часто бывает камнем преткновения.
Вот несколько советов по этому поводу.
•подведите краткие итогисвоего выступления;
•сделайте эмоциональный призыв к конкретным действиям;
•задайте аудитории вопрос-ситуацию, который она, по вашему мнению, должна решить и т.д.
Следует помнить, что заключение (занимающее примерно 5% времени) придает повествованию завершенность. В нем делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец – разрешение всей речи...конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего».
Следует подчеркнуть, что в процессе общения с аудиторией выступающий получает желательные для него оценки далеко не всегда. Причин этому много:
•во-первых,то, чтопроговаривается, нередко противоречит мимике и жестам выступающего. А ведь люди судят не по словам, а по тому, как они были сказаны;
•во-вторых,одни и те же слова у разныхлюдей могут означать нечто различное, и никому «не дано предугадать, как слово наше отзовется»;
•в-третьих,выступающий зачастую не знает своих слушателей, не посвящен в их внутренний мир. Когда человек судит о людях по себе, то есть проецирует своимысли и чувства, он часто ошибается. Важно понять, перед какой аудиторией вы выступаете: враждебной, нейтральной или дружественной;
•в-четвертых,сами лекторы могутбыть «антиинформативными», если то, что они говорят, активно отвергают слушатели. Часто отрицательное отношение к информации переносят на ее носителя.
Рассмотрим типичные причины неудачпубличных выступлений и детально разъясним, что надлежит делать для их устранения:
•неправильный выбор слов:одно и то же слово может иметь множество значений. Некоторые из них отражают совершенно различные ситуации, поэтому следует быть чрезвычайно внимательным в построении фразы и выборе слов;
•ошибки в структуре выступления:выступление должно вести слушателя от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, от заключения к призыву действовать. Заключение, поставленное в начале сообщения, помогает иногда привлечь внимание к последующему, однако все равно в конце сообщения должны быть выводы;
•стиль изложения:всегда стремитесь к максимальной простоте изложения. Составляя его даже для самого высокообразованного и проницательного слушателя, лучше пользоваться словами повседневной речи;
• слабая убедительность:пока слушатель не поверит вашим словам, выступление не даст желаемого эффекта. Однако доверие обусловлено достоверностью всех других известных ему ваших выступлений. Если хотя бы в одном были ложные или искаженные факты, этого достаточно, чтобы разрушить доверие к предшествующим выступлениям, а также и ко всем будущим.
Если вам удалось установить контакт с аудиторией, демонстрируя, что у вас с ней общие заботы; убедить аудиторию, что обсуждаемая проблема для слушателей важна, и что для ее решения требуется принять вашу позицию; подкрепить свою позицию с помощью фактов, иллюстраций, сравнений, примеров; навязать аудитории острое обсуждение по принципу «они против нас», то ваша политическая речь может считаться удачной.
Приложение 10
ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ*
об Управлении идеологической работы облисполкома
(Минского горисполкома)
Общие положения
1.1. Управление идеологической работы (в дальнейшем – Управление) является структурным подразделением областного исполнительного комитета (далее облисполкома).
1.2. Управление функционирует на основании Регламента облисполкома, настоящего Положения, а также других нормативных правовых актов Республики Беларусь, имеющих отношение к деятельности Управления и облисполкома в целом.
1.3. Управление в административном отношении непосредственно подчиняется председателю облисполкома.
1.4. Общее руководство Управлением осуществляет его начальник, который назначается на должность и освобождается от нее председателем облисполкома.