Способы ограничений прав и свобод человека
Способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть различными:
а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);
в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
г) обязанность;
д) ответственность.
В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.
Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.
Пределы (границы) реализации прав (свобод), закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.
Вопрос 210. «Бизнес» как субъект глобальных экономических и правовых отношений.Существенно важным элементом неэкономической среды бизнеса являются правовые отношения на различных уровнях организации общества, формирующие собственно правовую среду бизнеса.
Субъекты рынка, вступая во взаимодействие друг с другом внутри среды бизнеса, нуждаются в согласовании своих прав и ответственности. Каждый из них заранее, до совершения сделки должен знать, какая ответственность и какие права у него возникают.
Право, реализованное в законах, нормах и правилах, организует, регламентирует деятельность и деловые связи субъектов бизнеса. В свою очередь развитие деловых отношений оказывает влияние на совершенствование законов, норм и правил, применяемых в обществе. С понятиями законов, норм, правил и правовых отношений связано определение правовой среды бизнеса, под которой здесь и далее подразумевается следующее:
- совокупность юридических институтов (государственные и международные законодательные органы, суды, надзорные органы, так называемые силовые структуры, а также органы защиты прав граждан и организаций, в том числе адвокатуры);
- совокупность регламентирующих и организующих документов в обществе, с помощью которых органы власти и управления могут создавать, обеспечивать и поддерживать установленный порядок во взаимоотношениях между различными субъектами;
- совокупная деятельность указанных институтов по созданию регламентирующих и организующих документов, а также по контролю за их соблюдением различными субъектами.
Таким образом, в правовой среде бизнеса можно выделить мобильную и институциональную инфраструктуру, а также совокупность документов, принимаемых в обществе, на различных уровнях его организации.
Все отношения между субъектами бизнеса, складывающиеся в процессе взаимодействия деловых людей, непременно выступают объектами правового регулирования1.
Данные отношения осуществляются лишь в тех пределах и на той основе, которые установлены правилами и нормами.
Эти пределы образуют правовое пространство или правовой коридор бизнеса.
Право должно отражать достигнутый уровень развития экономики и обеспечивать деловым отношениям наилучшие возможности осуществления, воспроизводства и развития. Поэтому по мере развития человеческого общества право должно испытывать изменения.
Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относятся система льгот и налогов, ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональная подготовка и т.д.
К прямому госконтролю относят: финансовый контроль, санитарный, экологический, пожарный надзор, контроль за качеством продукции.
Оценивая перспективы вмешательства государства в сферу бизнеса, следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:
- необходимость предупреждения экологической катастрофы;
- решение экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством
- необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений
- учитывать такие обстоятельства, как предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений
- контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «партнерство» оказывается весьма своеобразным. Там где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства. Там, где государство выступает в качестве субъекта экономической деятельности, идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения и недоразумения.