Правовые основы государственного управления торговлей
В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны.
Особое место в законодательной сфере занимают Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, регулирующие все общественные отношения и являющиеся исходной базой для развития всего текущего законодательства в различных сферах деятельности, в том числе и торговой.
законы Российской Федерации, касающиеся вопросов торговой сферы. Главное место среди них занимает закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009г., который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей регулируются следующими законами: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе», «Об электронной торговле», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и т.п.
Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр вопросов.
Правительство Российской Федерации принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. К ним относятся: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания» и т.д.
Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется также через нормативные акты, принимаемые соответствующими министерствами Российской Федерации, Государственной налоговой службой, Госстандартом России.
В настоящее время управление не только внешней (экспорт, импорт), но и внутренней торговлей организуется из единого федерального центра, каковым является Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. В систему Министерства входят уполномоченные в субъектах Российской Федерации и ее отдельных регионах, а также Госторгинспекция.
В области внешнеэкономических связей Министерство разрабатывает и реализует меры государственного регулирования и контроля; участвует в обеспечении экспортного контроля; выполняет функции государственного заказчика по экспортным и импортным поставкам продукции для государственных нужд; защищает экономические интересы Российской Федерации, ее субъектов и российских участников внешнеторговой деятельности на внешнем рынке, ограждает отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции; участвует в совершенствовании таможенного законодательства; выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, а также осуществляет лицензирование в сфере военно-технического сотрудничества; контролирует экспорт и импорт, в отношении которых осуществляется лицензирование; контролирует уровень внешнеторговых цен на продукцию и услуги военного назначения; разрабатывает предложения об установлении государственной монополии на экспорт и импорт отдельных товаров, о запретах и ограничениях экспорта и импорта, исходя из национальных интересов Российской Федерации и т.д.
Развитие внешнеэкономических связей является одним из приоритетных направлений экономической деятельности РФ. По мере ее экономического развития эти связи приобретают важную роль в отношениях РФ с иностранными государствами, в ее внешней политике.
Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ относятся внешнеэкономические отношения нашей страны; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится координация внешнеэкономических связей субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.
Важное значение для правовой регламентации внешнеэкономической деятельности имеют Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, определяющий конкретные методы ее регулирования, а также Федеральные законы от 18 июля 1999 г. “Об экспортном контроле” и от 10 декабря 2003 г. “О валютном регулировании и валютном контроле”. Целью последнего Закона является обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка страны как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности, таможенного дела. В своей деятельности оно руководствуется Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Положением о данном министерстве, утвержденным Правительством РФ 27 августа 2004 г., другими правовыми актами.
Основными функциями Минэкономразвития являются: разработка предложений и выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности; разработка и осуществление мер по защите экономических интересов российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем рынке; координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов; обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок, для увеличения объемов экспорта российских товаров; разработка и реализация мер по обеспечению интеграции экономики РФ в мировую экономику и т.д.