Процесс создания конкурентной рыночной среды
Наиболее эффективно создание конкурентной среды, во-первых, в тех видах деятельности, которые не связаны непосредственно с перевозками, поскольку они требуют непрофильных навыков работы персонала, более простых способов финансирования, ориентируются на других потребителей услуг и представляют иные возможности для специализации. Экономия масштаба не распространяется на эти виды деятельности, что свидетельствует об экономической целесообразности их выделения и создания нескольких хозяйствующих субъектов; во вторых, в сфере грузовых перевозок и пассажирских перевозок в дальнем следовании, так как совместное ведение этих видов деятельности практически не приводит к получению субаддитивности затрат. У них разные покупатели, разные факторы успеха, разные операционные требования, разные структуры затрат. Одним из способов достижения здесь конкуренции является так называемая политика «либерализации доступа к рельсам» или проведение торгов за франшизу, формой проявления которой в России стало становление и развитие системы компаний-операторов подвижного состава. Смысл организации торгов за франшизу - организация конкуренции не на самом рынке, а на входе в него. При помощи создания рынка операторских услуг будет стимулироваться конкуренция между частными операторами, принцип соревновательности, обеспечение высокого качества услуг и приемлемая норма доходности на вложенный капитал. [21]
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что ОАО РЖД является российской естественной закрытой государственной монополией, т.к. она обладает такими признаками, как единственность продавца, уникальность товара, контроль над ценами, барьеры входа, неценовая конкуренция. Следствие о том, что РЖД – монополия очевидно.
Но как было сказано выше, на данный момент Правительством РФ активно изучается вопрос о введении в отрасль частных предприятий, т.к. РЖД реализует ресурсы не эффективно, а постоянный рост цен вызывает недовольство в массах потребителей. С одной стороны Правительству выгодно монопольная власть РЖД, потому что в такой ситуации цены регулируются непосредственно изнутри. Уместна цитата В. Черномырдина: «С точки зрения, государства: лучший бизнес – это монополия». Но с другой стороны, если РЖД не способна эффективно реализовывать ресурсы, не выгоднее ли будет дать частным предприятиям лазейку на рынок? Вопрос, тревожащий управление ОАО РЖД и Правительство РФ заключается в опасении разрушения монопольной власти РЖД с приходом в данный сектор рынка частным компаний.
Считаю, что реформа железнодорожной отрасли идет успешно. Реорганизация системы МПС вошла в активную стадию в 2003 г., когда было создано РАО «РЖД», которому была вменена функция хозяйственного управления отрасли (за МПС осталась лишь функция государственного регулирования).
Проведена масштабная работа по реализации второго этапа реформы. Наиболее сложной задачей данного этапа является прекращение перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет прибыльных грузовых. Тем не менее, руководству железнодорожной отрасли и здесь удается найти выход из ситуации. По крайней мере, успешно решается вопрос финансирования пригородных перевозок. РАО «РЖД» создает региональные пригородные предприятия совместно с администрациями регионов, переходя к работе по системе регионального заказа с регулированием тарифов и возмещением экономически оправданных затрат за счет бюджета.
Конкурентный сектор в сфере грузовых железнодорожных перевозок бурно развивается уже с 1992 г. Если первоначально еще можно было говорить об олигополии в сфере вагонных и контейнерных отправок, теперь уже число субъектов рынка, железнодорожных операторов, возросло в десятки раз, конкуренция заметно обострилась. (К сожалению, не имеется доступных статистических данных для оценки степени концентрации рынка данного конкурентного сектора железнодорожной отрасли). В первые годы главным фактором успеха являлся лишь административный ресурс, который был доступен только старой железнодорожной номенклатуре, возглавившей первые компании-операторы. Потом ключевую роль стало играть уже и наличие собственного подвижного состава - вагонного и контейнерного парка, который приобретают по большей части крупные грузоотправители уровня компаний «Лукойл», «ТНК», «Балтика» (концерн BBH) (вагоны) или морские пароходства и «НКК» (контейнеры).
Крупные российские корпорации, заинтересованные в развитии путевого хозяйства, станций, в регионах расположения своих предприятий уже финансируют их строительство, но это лишь локальное развитие. РАО «РЖД» объективно не располагает и, скорее всего, и не будет располагать собственными средствами для масштабных инвестиций. Развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры наряду с модернизацией старых и строительством новых морских портов должно стать главной гарантией успеха в реализации Транспортной стратегии России на период до 2020 г. за счет развития Международных транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом попр., внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 — ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС «Консультант – плюс»
2. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» // СПС «Консультант – плюс»
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О связи» // СПС «Консультант – плюс»
3. Федеральный закон от 25.08.1995 N 153-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О федеральном железнодорожном транспорте»// СПС «Консультант – плюс»
4. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «Об электроэнергетике» // СПС «Консультант – плюс»
5. Указ Президента РФ от 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // СПС «Консультант – плюс»
Учебная и научная литература
6. Акулов В.Б. Рудаков М.Н. Теория организации Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. — 431 с.
7 .Баренбаум Л.Н. Микроэкономика: учебное пособие. СПБ: Юрайт, 2010. – 342 с.
8. Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 2009 — 240 с.
9. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006. — 860 с.
10. Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблема регулирования. // Социальные и гуманитарные науки. Серия 2 Экономика.- 2009. — № 4. С.17-19
11. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2010. — 714 с.
12. Гальперин В.М Микроэкономика: учебник: в 2 т.. В.М.Гальперин, В.И.Моргунов. — 2-е изд., нспр. — СПб. — Т.1. — 2009. – 348 с.
13. Грязнова А.Г Микроэкономика. Теория и Российская практика. М: Норма, 2009. – 207 с.
14. Дерябина М. Реформирование естественной монополии: теория и практика// Вопросы экономики. 2009. №1. 102 – 104 с.
15. Джуха В.М., Панфилова Е.А.//Микроэкономика: учебное пособие для студентов и вузов. — Москва: ИКЦ «Март», Растов н/Д, 2010.- 256 с.
16. Естественные монополии России/под общ. ред. Ю.З. Саакяна Москва: ИПЕМ, 2013. – 408 с.
17. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2009. — 336 с.
18. Матвеева А. О правовом регулировании естественных монополий // Общество и экономика. 2008. №1. С.11-12
19. Микроэкономика: учебное пособие. М.И. Плотницкий, А.К. Коральчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько, под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2009. — 427 с.
20. Селищев А.С. Микроэкономика: анализ рынка, М: Норма, 2010. – 294 с.
Тюрина А.Д. Микроэкономика. М.: Эксмо, 2009. — 160 с.
21. Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности// Вестник РГРТУ. №3 (выпуск 25): Рязань, 2009. С.93-97
Интернет ресурсы
22. http://www.gazprom.ru – официальный сайт ОАО «Газпром»
23. http://www.rao-ees.ru — официальный сайт ОАО РАО «ЕЭС России»
24. http://www.rgd.ru – официальный сайт ОАО «РЖД»