Глава I Диаспора как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания

Современная ассирийская диаспора

Курсовая работа

Группа ИЭБ-201-О

Научный руководитель:

д.и.н. В. В. Миронов

Омск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..

Глава I. Диаспора как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания

1.1. Характеристика понятия «диаспора»……………………………………………

1.2. Типы диаспор…………………………………………………………………….

1.3. История появления ассирийских диаспор....…………………………………....

1.4. Места компактного проживания ассирийцев и их численность……………….

Глава II. Развитие и жизнь ассирийских диаспор в условиях процесса глобализации

2.1. Демографические тенденции в развитии диаспор…………………...................

2.2. Ассирийская Церковь Востока и проблема национальных меньшинств……..

Глава III. Роль ассирийских диаспор в современном мире

3.1. Молодежные движения…………………………………………............................

3.2. Неправительственные организации………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы………………………………….

Введение

Начиная обсуждение данной курсовой работы, в которой, главным образом, речь идет о современной ассирийской диаспоре в целом, также о тенденциях, которые в ней наблюдаются, о ее жизни и развитии, хочется сказать о том, насколько важно и актуально на сегодняшний день изучение такого феномена как диаспора, будь она крупной или малочисленной по своему масштабу.

Диаспора является важным направлением внешней политики, что осознают многие страны. В некоторых странах диаспоры могут оказывать политическую и экономическую поддержку своей исторической родине, и это может играть значительную роль в экономическом поле такой страны. Также диаспора имеет большое значение в поддержании и сохранении национальной культуры и в формировании и развитии национального самосознания. На мой взгляд, именно национальное самосознание является стержневой основой такого явления как диаспора.

Еще с древних времен возникновение народов, их государственности, а также их упадок в ходе эволюции развития человечества определяется многочисленными факторами социально-экономического и политического процессов, происходящих в рамках государств и межгосударственных отношений. Многим компетентным ученым, историкам, социологам и просто любительским исследователям кажется необычайным и феноменальным сохранение ассирийской нации, разбросанной по всему свету и не имеющей своей государственности уже более двух с половиной тысяч лет.

Особенность ассирийской диаспоры определяется её малочисленностью и жизненным укладом, который передался ассирийцам от их предков. Этот уклад характеризуется патриархальностью жизни, который сегодня определяется главным образом в семейных отношениях. В таких семьях принято за правило уважение к старшим, мужчина играет роль главы семьи, женщина же является хранительницей домашнего очага: она занимается воспитанием младшего поколения. Кроме того, до сих пор сохраняется и передаётся детям осознание принадлежности к тому или иному ассирийскому племени и роду.

Тесные родственные связи среди ассирийцев, включающие в себя уважительное отношение друг к другу и к другим народам, а также религиозность, крайне уважительное отношение к памяти предков и единство профессиональной деятельности обуславливают феномен стойкости ассирийской общины в том или ином государстве.

Степень изученности проблематики данной работы является объектом научного интереса многих авторов. Однако нельзя гиперболизировать значение роли становления и развития ассирийских диаспор в литературе в мировом масштабе.

Непостоянство политики, а также изменчивый характер самих диаспор, в частности, обуславливают новизну и актуальность данной работы. Ассирийские диаспоры и их нынешнее положение рассматриваются исследователями Института центрально-азиатских и кавказских исследований Швеции, также Институтом стратегических исследований Кавказа, Азербайджанской Республики[1], кубанскими этнологами В. В. Бойцовым, И. В. Кузнецовым и Р. Ш. Кузнецовой для Южного Регионального Ресурсного Центра (ЮРРЦ) г. Краснодара[2], кандидатом исторических наук В. Эрлихманом[3], председателем Общественной организации ассирийцев Татарстана А. В. Саввой[4], а также ассирийцами, создавшими новостные сайты, посвященные событиям, связанным с жизнью ассирийских диаспор в Российской Федерации - г. Москвы, г. Казани, г. Краснодара и др. Практика создания и развития информационных сайтов осуществляется не только в России и во многих других странах мира. Кроме того, существует сайт Международного ассирийского новостного агентства[5], в котором также освещаются события, происходящие в ассирийских диаспорах без учета рамок государственных образований.

Цельнаписания данной работы - рассмотреть процессы в современных ассирийских этнических группах для определения и характеристики роли ассирийских диаспор в этно-политической сфере.

Определенная мною цель работы позволяет четко сформулировать задачи,посредством решения которых она будет достигнута:

1) Дать характеристику понятию «диаспора»;

2) Изучить историю формирования ассирийских диаспор;

3) Выявить основные места компактного проживания ассирийцев и их численность;

4) Выявить тенденции, наблюдающиеся в современной ассирийской диаспоре;

5) Выявить роль диаспоры в современном мире.

Объектом в работе является ассирийская диаспора.

Предметом работы выступает комплекс основных тенденций развития и жизни ассирийцев.

Территориальные рамки очень сложно определить. Поскольку ассирийские диаспоры расположены на обширных территориях, они охватывают страны постсоветского пространства, Западную и Восточную Европу, Северную Америку, Австралию, а также страны Передней Азии.

Хронологические рамкив данной работетаковы: в своей работе я затрагиваю исторический период с древности до настоящего времени, в особенности, изучению поддается период с 1915 года по современность.

Выбор хронологических рамок конкретно с 1915 года обусловлен тем, что именно в этом году происходит расселение ассирийцев из территории их компактного места проживания, т. е. их исторической Родины, в европейские страны, страны постсоветского пространства, также в Северную Америку и Австралию.

Структура работы: моя работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая освещает диаспору как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания. В рамках данной главы я даю характеристику понятию «диаспора», ее типологию, а также исследую историю появления и формирования ассирийских диаспор и места их компактного проживания. Вторая глава посвящена событиям, связанным с современной жизнью и развитием ассирийских диаспор. В данной главе я исследую численность народа и наблюдающиеся демографические тенденции в рамках диаспор. А также я исследую вопрос о религии ассирийцев, которая является их консолидирующим фактором, в частности, об Ассирийской Церкви Востока и о проблеме национальных меньшинств. Третья глава в моей курсовой работе посвящена выявлению роли ассирийской диаспоры в современных международных отношениях и в современном мире, в частности, в рамках данной главы я исследую ассирийские молодежные движения и неправительственные организации: их деятельность и цели.

Глава I Диаспора как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания

Наши рекомендации