Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Специальным субъектом гражданского правоотношения выступает юридическое лицо. На разных исторических этапах ученые по-разному определяли сущность юридического лица, а законодатель высказывал неоднозначное к нему отношение, специфически очерчивал круг юридических лиц, определял их виды и правоспособность, регулировал вопросы создания и прекращения. Относительно сущности юридического лица в литературе не было и нет единства мнений.
Долгое время исходя из того, что представление о личности совпадает с понятием о человеке (ибо всякое право существует ради человека), решение этого вопроса связывалось с фикцией, а наделение организации правоспособностью объяснялось утилитарными целями (концепция олицетворения, или фикции, Ф.-К. Савиньи). Позднее, связывая фиктивность юридического лица с фактическим его отсутствием, акцент был сделан на никому не принадлежащем обособленном имуществе, предназначенном для тех или иных целей, а из посылки о том, что права могут принадлежать не только кому-то, но и чему-то, помимо личного имущества отдельных граждан, было выделено имущество, принадлежащее некоей цели, ради которой оно и существует (концепция бессубъектного права, или целевого имущества, А. Бринца).
Известно также мнение, что за фигурой юридического лица стоят носители интереса от его существования, т.е. выгодоприобретатели, или так называемые дестинаторы (концепция интереса Р. Иеринга).
Некоторые авторы указывали на историческую самобытность юридических лиц, восходящую уже к первым ступеням развития государства и права, что объясняется естественной социальной потребностью приурочивать имущественную правоспособность не только к отдельным людям, но и к общественным организациям, а также тем, что "индивидуальная собственность нуждается в дополнении своей односторонности и в смягчении ее резкости". На основании этого прибегали к такому приему, как представление о юридическом лице, посредством которого подводили нечто действительно существующее под соответствующее этому понятие (концепция представления Г. Дернбурга). Отдельные авторы едва ли не отождествляли юридическое лицо с физическим в вопросе реальности его существования (разнообразные концепции реальности, включая органическую концепцию О. Гирке)[37].
В русском праве юридическое лицо рассматривалось средством удовлетворения потребности общественного быта (стремления граждан к объединению в различные союзы или создания для какой-либо цели заведения), не имеющим действительного бытия, а потому нуждающимся в признании публичной властью и, таким образом, получающим самостоятельное юридическое значение (Д.И. Мейер). Его определяли и с точки зрения фикции как воображаемый, искусственный или фиктивный субъект, противопоставленный действительным субъектам (физическим лицам) и создаваемый для обособления имущества и облегчения достижения той или иной цели (Г.Ф. Шершеневич), и с точки зрения социальной реальности - как некоторую живую клеточку социального организма, жизненность и активность которой придает воля создателя, продолжающая одушевлять созданное учреждение (И.А. Покровский)[38].
В СССР разработка вопроса о сущности юридического лица с особой тщательностью и полемичностью велась главным образом вокруг государственных юридических лиц ввиду явного их преимущества в экономике (так называемых государственных органов), в том числе государственных предприятий (так называемых хозяйственных органов). Так, С.И. Аскназий рассматривал государственные органы, с одной стороны, необходимыми обособленными хозяйственными звеньями и правовыми единицами - адресатами предписаний регулирующих органов, посредством которых воля государства доводится до того людского состава, поведение которого должно быть организовано, с другой - оперативными предприятиями, отношения между которыми в условиях действия закона стоимости носят товарно-денежный характер, в результате чего юридическое лицо имеет административную и гражданскую правоспособность. "За каждым государственным юридическим лицом, использующим предоставленные ему имущества, - писал он, - должен быть усмотрен один и тот же собственник - государство, однако государство, выступающее не в единстве всех своих функций, а действующее лишь на определенном участке социалистической системы, т.е. хозяйственно использующее определенное имущество при посредстве определенного коллектива работников" (концепция государства)[39].
А.В. Венедиктов видел за каждым государственным органом государство (как единого и единственного собственника всего фонда государственной собственности) и возглавляемый ответственным руководителем коллектив его рабочих и служащих и определял советское юридическое лицо именно через коллектив трудящихся, осуществляющий предусмотренные законом, административным актом или уставом задачи, имеющий урегулированную в том же порядке организацию, обладающий на том или ином праве и в той или иной мере обособленным имуществом и выступающий в гражданском обороте от своего имени - в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей (концепция трудового коллектива)[40].
По мнению Ю.К. Толстого, за каждым государственным органом стоят само государство как единый и единственный собственник предоставленного ему имущества и ответственный его руководитель - директор. Как при установлении гражданских правоотношений, так и в области административного управления воля государства преобразуется в предопределяемую им собственную волю директора, которую последний выражает как носитель административной и гражданской правоспособности возглавляемого органа (концепция директора)[41].
Позднее в рамках развивающейся хозяйственно-правовой теории и претендующего на самостоятельность хозяйственного права В.В. Лаптев заметил, что введение понятия хозоргана, всеобъемлюще характеризующего социалистическую организацию как участника хозяйственных отношений - планово-организационных и имущественных (т.е. по вертикали и по горизонтали), делает излишним институт юридического лица, который лишь частично (в части имущественных отношений) характеризует правосубъектность социалистических организаций. В связи с общей идеей ревизии цивилистики и изъятия из предмета гражданско-правового регулирования хозяйственных отношений он предложил сохранить институт юридического лица только в гражданско-правовой сфере (при взаимодействии социалистических организаций с гражданами) и отказаться от него в хозяйственно-правовой сфере (при взаимодействии социалистических организаций между собой) (ревизионистская концепция)[42].
В тот же период в результате смещения акцента с "единого" (в виде государства), "двуединого" (в виде государства и директора), наконец, "триединого" (в виде государства, директора и трудового коллектива) субстрата юридического лица в плоскость общественных отношений О.А. Красавчиков определил юридическое лицо продуктом социально-исторического развития и "социальным организмом", организацией, обладающей совокупностью собственных признаков, сущность которой состоит в тех связях и отношениях, в которых состоят люди или их группы, объединившиеся для достижения целей (концепция социальных связей)[43].
В пореформенный период при переходе к рыночным отношениям Е.А. Суханов, отдав предпочтение качеству и способу имущественной обособленности и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота, заметил, что юридическое лицо - это не только и не столько определенным образом организованный коллектив людей, сколько в первую очередь "персонифицированное имущество", выделенное его учредителями (или участниками) для самостоятельной коммерческой деятельности (концепция персонифицированного имущества)[44].
Сегодня, по мнению Н.В. Козловой, никакое объединение людей, трудовой коллектив или имущество сами по себе не являются субъектами гражданского права. Участниками гражданских правоотношений могут быть только человек или общественное образование, которых объективное право наделяет правосубъектностью, способностью быть "лицом". Юридическое лицо - искусственный субъект права, который в соответствии с законом создается другими субъектами (учредителями) для определенных целей и может иметь права и обязанности, применимые к его природе (концепция искусственной правосубъектности)[45].
Практические вопросы создания и государственной регистрации коммерческих юридических лиц
Юридическое лицо не возникает само по себе. Для его создания необходима инициатива и воля его учредителей. Сам же порядок образования юридического лица зависит от его вида.
Образование юридического лица зависит также и от характера участия государственных органов в его регистрации. Иными словами, юридическое лицо не может возникнуть помимо той или иной санкции со стороны государства, т.е. государство должно определенным способом контролировать их создание и функционирование. Главным моментом здесь является законность их образования, а также соблюдение законности в процессе функционирования юридического лица.
Субъект хозяйствования может создаваться путем его учреждения или реорганизации юридических лиц. Выделение указанных способов создания юридических лиц, можно сказать, уже стало традиционным для отечественного права. Так, аналогичные способы создания юридических лиц предусмотрены, в частности, ст. 10 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (ст. 10)[46]. Отметим также, что не всякая реорганизация может выступать в качестве способа создания предприятий. Так, в результате реорганизации в форме присоединения происходит только прекращение деятельности присоединяющегося лица. Новое лицо при этом не создается.
Законодательством Республики Беларусь определены порядок создания юридических лиц. К способам создания относятся такие способы, как распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный (регистрационный) и заявительный.
Как правило, образование субъектов хозяйствования (в отношении юридических лиц) проходит в несколько стадий, которые условно можно подразделить на два этапа:
предрегистрационный (или предварительный), который состоит из следующей совокупности действий учредителей (собственника имущества субъекта хозяйствования):
- принятие решения о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовка ее устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора, например, хозяйственное товарищество);
- согласование с регистрирующим органом наименования организации в соответствии с нормами Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154[47];
- определение предполагаемого места размещения субъекта хозяйствования – организации;
-формирование уставного фонда организации.
2) регистрационный – осуществление процедуры государственной регистрации субъекта хозяйствования.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации республиканских предприятий урегулирован в первую очередь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913 "О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации", которым утверждено Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации (далее - Положение о порядке создания республиканских предприятий)[48].
В соответствии со ст. 47 ГК Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается, если иное не установлено законодательными актами. Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Государственная регистрация имеет следующие цели: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведения налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности [52, с. 59].
Государственная регистрация унитарного предприятия может быть осуществлена путем личного обращения учредителя в регистрирующий орган. Также особенностью создания частных унитарных предприятий является то, что документы для государственной регистрации могут быть представлены и посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) (http://egr.gov.by), владельцем которого является Министерство юстиции Республики Беларусь, что определено Инструкцией о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 N 1164 "О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь"[65].
За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере. Взимание иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.
Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.
Правоспособность возникает у унитарного предприятия в момент его создания, созданным предприятие считается с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация является заключительным этапом создания унитарного предприятия.