Религиоведческих курсов. Возможные способы преодоления трудностей
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его качества, эффективности и доступности. Это предполагает в первую очередь обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами страны. Введение любого нового предмета в школьное образование должно быть обусловлено социальной необходимостью, помогать в решении социальных проблем, устранять «белые пятна» в современном образовании. Какие цели преследует общество, вводя религиоведческие курсы в школьное обучение? С одной стороны, ведущей целью может быть взращивание человека «культуры» - культурологическое образование школьников, ликвидация косности и безграмотности в представлении школьников о значении религии в культуре разных народов, углубление их представлений о роли религии в жизни, быте, искусстве, традициях современных людей. Реализация этих целей – в культурологических религиоведческих курсах. С другой стороны, ведущей целью появления новых школьных предметов может быть культивирование религиозности, а значит и религиозной добродетели, возвращение человеку Бога и возвращение человеку человека, т.е. взращивание «божьего» человека. Реализация этой цели – в богословских курсах.
Камнем преткновения введения в школьное образование религиоведческого курса стал вопрос о его содержании – преподавать религиоведение в виде истории мировых религий или же вводить специальные курсы по основам православия, основам ислама и т.д.? Здесь не столько важно, как называется курс, здесь важно, как понимает преподаватель свою педагогическую цель, что ставит на первое место. Уже несколько лет Министерство образования активно рассматривает вопрос о возможности преподавания религии в школе, однако проблемы существуют, споры не стихают, общественное обсуждение их проходит очень жарко и, увы, недостаточно результативно.
Еще один важный аспект проблемы введения в общее среднее образование религиоведческих курсов: наличие достойных, апробированных программ и учебно-методических комплексов. Это, пожалуй, самое «больное» на сегодняшний день направление в культуроведческом образовании школьников. Предложенные ранее курсы упрекаются в отсутствии должного качества, в некорректном или спорном содержании и в отстаивании самого направления: изучать все религии мира или изучать только православие? Учителя в некоторых регионах страны, составляя собственные программы, опираются на учебные пособия «Религии в России» (А.Е. Кулакова), «История религий» под редакцией А.Н. Сахарова, но изобилия учебников пока нет.
Также существует немаловажная проблема: кто должен преподавать религиоведческие курсы в школе?
Введение в школу религиоведческого курса уже неоспоримо. Но чтобы новый школьный курс прижился и дал те духовно-нравственные ростки, которые от него так все ждут, нужны специалисты, которые смогут грамотно интегрировать новый школьный предмет в современное светское образование. И специалисты эти должны быть не переученные учителя других специальностей, которым до ставки не хватает нескольких часов. Двухнедельные, даже двухмесячные курсы для учителей истории, литературы, музыки и т.д. не могут сделать из них специалистов-культурологов. Только специалисты-культурологи, выпускники университетов, могут непосредственно реализовать духовно-нравственное и культурологическое образование нашего общества.
Как уже было отмечено выше, существует два подхода к религиозному образованию – богословский и культурологический. Первый основан на системе изучения и защиты конкретного религиозного учения. Второй – научный – является особым разделом гуманитарного знания и включает в себя философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии, феноменологию религии. Без сомнения, светская школа должна нести светское образование. Принцип светскости как раз и предполагает, что основным ракурсом изучения должна стать история развития верований человека в культурологическом контексте и преподавание религии не должно носить собственно религиозного характера. Поэтому непосредственное изучение конкретных религий должно претворяться разделом, изучающим назначение и функции религий, принципы классификации религий, основы философии религиозного знания и т.п.
Что дает такой подход к школьному преподаванию? Прежде всего, обогащение молодого человека новыми актуальными знаниями. Важной задачей, стоящей перед современной школой, является формирование у подрастающего гражданина культуры межнациональной коммуникации, готовности жить в согласии с представителями других верований и взглядов. Религиоведение в этом отношение может стать главной школьной дисциплиной в воспитании толерантной личности. Школьный курс религиоведческого характера должен сглаживать национальное и религиозное противостояние и конфронтацию, взращивать диалоговое отношение между культурами, способствовать гармонизации межнациональных отношений в такой многонациональной и поликультурной стране, как Россия.
А что же с богословским подходом в образовании школьников? Богословские курсы тоже необходимо вводить, ибо человек в поисках Бога ищет путь к себе. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Чем старше по уровню развития подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность, и тем меньше для него значит «внешний» событийный контекст. В юношеском возрасте человек впервые серьезно начинает осмысливать сущность бытия, смысл жизни, свое предназначение и пр. Ответы на многие эти вопросы направлена давать и дает религия. Поэтому нельзя отказываться и от религиозных курсов: для желающих, факультативно, с согласия родителей, в параллели с религиоведением. Они могут принести пользу и дошкольникам, и в начальной школе, и в среднем звене, и в старших классах.
На сегодняшний день очень важно выработать приемлемую концепцию, разработать альтернативные программы, написать качественные учебники и предложить грамотные апробированные методики изучения. Эта задача такой большой важности, что ее стоит возвести в ранг политических и решать на уровне федеральном.
Государственный стандарт должен предоставить обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а уже на национально-региональном уровне программы будут дополнены и расширены исходя из конфессиональных особенностей проживающих там людей.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать некоторые принципы преподавания религиоведческих дисциплин в российских школах, которые, должны учитываться при выработке стандарта:
1. Поликонфессиональный принцип, позволяющий учащимся знакомиться с разными религиями в пределах одного курса.
2. Территориальный принцип, призванный дать возможности расширения определенной части курса в соответствии с особенностями населения конкретной территории.
3. Принцип толерантности как уважения к чужому мнению, как признак культуры ума человека, как показатель высокого уровня внутриличностного духовного развития.