Тема 2: Налоговая система

1. Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей.

2. Классификация налогов.

3. Структура налога.

Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Отличительные признаки налога:

1. Обязательность – каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. Индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

3. Уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых налоговых зачетов;

4. Финансовое обеспечение деятельности государства - налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;

5. Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения:

· налогоплательщики;

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговая ставка;

· порядок и сроки исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

К юридическим нормам заложенных в понятие «налог» следует отнести:

· прерогативу законодательной власти утверждать налоги;

· односторонний характер установления налога;

· уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства.

Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов подразделяются на неналоговые платежи и разовые изъятия.

Неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства, отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сбор, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом аспекте цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без дохода.

Сюда относится:

1. Платежи за оказание различных услуг (за право пользования или право деятельности или за совершение действий государственными органами (гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов));

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);

3. Платежи, носящие штрафной характер (суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы);

4. Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, выступающие в виде госзаймов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

Классификация налогов

По мере развития систем налогообложения изменяется принцип классификации налогов, появились новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

· реальные прямые, –которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

· личные прямые, –которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

· косвенные индивидуальные, –которыми облагаются строго определенные группы товаров;

· косвенные универсальные, – которыми облагаются в основном все товары и услуги;

· фискальные монополии, – которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

· таможенные пошлины, – которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги подразделяется на:

· федеральные (общегосударственные)налоги – элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган;

· региональные налоги, –элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

· местные налоги, –которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

· абстрактные (общие)налоги – предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

· целевые (специальные)налоги – вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

· налоги, взимаемые с физических лиц;

· налоги, взимаемые с предпринимателей и организаций;

· смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5. По уровню бюджета, в который зачислен налоговый платеж различают:

· закрепленныеналоги – непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

· регулирующиеналоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

· общеобязательныеналоги, – которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;

· факультативныеналоги, - которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

· срочныеналоги, - которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

· периодично-календарныеналоги, - которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.

Возможна и другая классификация налогов, по другим признакам. Например: по порядку отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности:

· включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);

· включаются в цену продукции;

· относятся на финансовый результат;

· уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

· финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

· удерживаются из доходов работников.

Структура налога

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.

Элементы налога, которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной налоговый платеж образуют структуру налога.

Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или обязательными элементами закона о налоге (ст. 17 НК).

К ним относятся:

1. налогоплательщики;

2. объект налогообложения;

3. налоговая база;

4. налоговый период;

5. налоговая ставка;

6. порядок исчисления налога;

7. порядок и сроки уплаты налога.

Факультативные элементы –те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

1. порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;

2. ответственность за налоговые правонарушения;

3. налоговые льготы;

4. форма отчетности по этим налогам.

Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения.

Дополнительные элементы налогов –те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:

1. предмет налога;

2. масштаб налога;

3. единица налога;

4. источник налога;

5. налоговый оклад;

6. получатель налога.

На практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исполнения и уплаты.

Наши рекомендации