Тема 2: Налоговая система
1. Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей.
2. Классификация налогов.
3. Структура налога.
Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей
Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Отличительные признаки налога:
1. Обязательность – каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2. Индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;
3. Уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых налоговых зачетов;
4. Финансовое обеспечение деятельности государства - налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;
5. Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения:
· налогоплательщики;
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· налоговая ставка;
· порядок и сроки исчисления налога;
· порядок и сроки уплаты налога.
К юридическим нормам заложенных в понятие «налог» следует отнести:
· прерогативу законодательной власти утверждать налоги;
· односторонний характер установления налога;
· уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства.
Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов подразделяются на неналоговые платежи и разовые изъятия.
Неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства, отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сбор, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.
Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).
При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом аспекте цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без дохода.
Сюда относится:
1. Платежи за оказание различных услуг (за право пользования или право деятельности или за совершение действий государственными органами (гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов));
2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
3. Платежи, носящие штрафной характер (суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы);
4. Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, выступающие в виде госзаймов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.
Классификация налогов
По мере развития систем налогообложения изменяется принцип классификации налогов, появились новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.
1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
· реальные прямые, –которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
· личные прямые, –которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
· косвенные индивидуальные, –которыми облагаются строго определенные группы товаров;
· косвенные универсальные, – которыми облагаются в основном все товары и услуги;
· фискальные монополии, – которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
· таможенные пошлины, – которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги подразделяется на:
· федеральные (общегосударственные)налоги – элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган;
· региональные налоги, –элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
· местные налоги, –которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
3. По целевой направленности введения налогов различают:
· абстрактные (общие)налоги – предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
· целевые (специальные)налоги – вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. В зависимости субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
· налоги, взимаемые с физических лиц;
· налоги, взимаемые с предпринимателей и организаций;
· смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
5. По уровню бюджета, в который зачислен налоговый платеж различают:
· закрепленныеналоги – непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
· регулирующиеналоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:
· общеобязательныеналоги, – которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;
· факультативныеналоги, - которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
· срочныеналоги, - которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
· периодично-календарныеналоги, - которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.
Возможна и другая классификация налогов, по другим признакам. Например: по порядку отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности:
· включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
· включаются в цену продукции;
· относятся на финансовый результат;
· уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
· финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
· удерживаются из доходов работников.
Структура налога
В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Элементы налога, которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной налоговый платеж образуют структуру налога.
Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или обязательными элементами закона о налоге (ст. 17 НК).
К ним относятся:
1. налогоплательщики;
2. объект налогообложения;
3. налоговая база;
4. налоговый период;
5. налоговая ставка;
6. порядок исчисления налога;
7. порядок и сроки уплаты налога.
Факультативные элементы –те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:
1. порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;
2. ответственность за налоговые правонарушения;
3. налоговые льготы;
4. форма отчетности по этим налогам.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения.
Дополнительные элементы налогов –те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:
1. предмет налога;
2. масштаб налога;
3. единица налога;
4. источник налога;
5. налоговый оклад;
6. получатель налога.
На практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исполнения и уплаты.