Переселение уйгуров и дунган в Семиречье
На рубеже 70-80-х годов XIX века по инициативе царского правительства начинается переселение уйгур и дунган в Семиречье. Ранее они проживали на территории Илийского края Китая. В течение XVIII века и первой половины XIX века, проживавшие на территории Китая уйгуры и дунгане, неоднократно поднимали восстания против китайского правительства. Они боролись за обретение национальной независимости (в одном из таких восстаний погиб отец Вали Ахуна). Восстания жестоко подавлялись китайскими войсками. В ходе борьбы уйгур и дунган в Илийском крае образовался Илийский султанат. Это государственное объединение раздирали внутренние противоречия. В 1871 г. российские войска захватили этот регион. Царское правительство проводило политику невмешательства в семейные и имущественные отношения жителей края. Были созданы местные органы власти под наблюдением царской администрации. Обстановка несколько стабилизировалась. Однако под давлением мировой общественности начались переговоры о возвращении края Китаю. Возник вопрос о дальнейшей судьбе уйгур и дунган. В 1881 г. был заключён Петербургский мирный договор между двумя империями. Уйгуры и дунгане получили право в течение года принять решение о переселении на территорию Семиреченской области. По этому поводу был проведён опрос среди местного населения. Перейти на территорию Казахстана изъявили желание около 100 тысяч уйгуров, дунган и небольшая часть казахов. Сотни тысяч семей, оставляя дома, хозяйство, возделанные упорным, многолетним трудом поля, огороды, захватив лишь носильные вещи, порой с маленькими детьми на руках, переходили на левый берег р. Или и устремлялись в пределы России, ища укрытия и спасения. 8 марта 1883 г. русские оккупационные войска под командованием полковника Терейковского выступили из Кульджи. В Хоргосе войска были встречены военным губернатором Семиреченской области Фриде и представителями переселенцев, «собравшимися встретить нас с хлебом-солью и благодарить за оказанную им помощь и содействие к переселению». От имени переселенцев благодарственную речь произнёс Вали Ахун Юлдашев, к тому времени он уже был широко известен в Семиречье и Синьцзяне.(3) Юлдашев всячески способствовал переселению уйгуров и дунган в Семиречье. При его поддержке генерал-губернатор Колпаковский оказал помощь в переселении и расселении переселенцев в Жетысу. С этой же целью прибывший из Ташкента в Семиреченский край генерал-губернатор специально встретился с Юлдашевым для решения вопроса о переселении уйгуров и дунган в Семиречье. После этого началась подготовка к переезду. Началось массовое переселение в Семиречье, которое продолжалось вплоть до 1884 г.(4) Одним из первых переселенцев был и сам Вали Ахун Юлдашев. В прежних местах переселенцы оставили свои обработанные земли, сады, огороды, а также дома. Поэтому в первые годы они испытывали некоторые трудности. Им приходилось жить в землянках и шалашах, так как в Семиречье лес был очень дорогим. Не хватало семян, скота и строительного материала. Были случаи и обратного оттока в Илийский край небольшой части уйгурского населения. Переселенцам выдавали небольшие участки земель. Так, если русские переселенцы получали по 20-25 десятин земель на мужскую душу, то уйгуры и дунгане всего лишь 5-7 десятин. Хотя по правилам переселения, дунгане и уйгуры должны были получить по 10 десятин земли на каждую мужскую душу. В первое время они испытывали недостаток в орудиях труда, средствах на их приобретение. Дунганам выделяли земли, которые нуждались в искусственном орошении. Выделенные земли осваивали примерно на одну треть, так как они были не плодородными, а каменистыми. Происходил процесс обнищания части населения. К 1914 году около 42% всех хозяйств дунган не имели собственных посевов. Более того, переселившиеся в города дунгане продолжали платить налоги в волостях, где они были первоначально прописаны. Дома уйгуров ограждались дувалами и располагались у берегов рек и озёр. В каждом селении были мечети, магазины и небольшие базары. Во главе волостей стояли волостные управители, которые были избраны ещё в Илийском крае. Также в системе управления находились аксакалы (старшины), кази(судьи), онбеши(десятники) и эликбеши (пятидесятники). Уйгуры расселились в зоне предгорий, наиболее благоприятной для земледелия. Для того, чтобы обеспечить пашни водой, они реконструировали заброшенные и начали строить новые каналы(в Джаркенте этим занимался Юлдашев). Длина некоторых каналов достигала до 40 вёрст. Переселенцы занимались выращиванием овощей и зерновых культур. Для их земледелия была характерна пестрота полей, когда на небольшом поле возделывали по 5 культур. Более состоятельные – до 12. Среди зерновых культур были распространены пшеница, ячмень, просо и овёс. В районах, богатых водой, сеяли рис. Выращивали также масличные культуры (конопля, лён, сурепка). Значительное место занимали посевы люцерны. Уйгуры также занимались огородничеством, хлопководством и шелководством. В своих усадьбах уйгуры занимались скотоводством. Скотоводство носило вспомогательный характер. В качестве рабочего скота были волы, лошади и ослы. Держали и коров, мелкий скот рогатый скот. Быков держали исключительно для продажи. Занимались и птицеводством.Из отхожих промыслов был развит извозный. Уйгуры активно занимались и перепродажей товаров. Они перевозили товары из Верного в Ташкент. В городах и селениях у них были сильно развиты ремёсла. По данным исследователей, в начале XX века кустарным производством была занята почти половина всех уйгурских хозяйств. Ремесленники селились в Джаркенте и Верном. Они занимались такими ремёслами как сапожное, кузнечное, ювелирное, плотницкое, столярное, мыловаренное, обработка камня и так далее. Таким образом, к началу XX века завершился сложный и длительный процесс территориального размежевания между Россией и Цинской империей в Центральной Азии(5). И в частности, переселение уйгуров и дунган в Семиречье, в чём непосредственно участвовал Вали Ахун Юлдашев.