Переселение уйгуров и дунган в Семиречье в конце 19 века.

Царское правительство (России) опасаясь распространения национально-освободительных идей на территории Семиречья в 1871 году ввело свои войска в пределы Илийского края или Кульджинского края. Временная оккупация длилась 10 лет. В течении этого времени цины разгромили йеттишар и Дунганское ханство и встал вопрос о передаче Илийского края Китаю. Согласно Петербургского договора от 12 февраля 1881 года Илийский край передовался Китаю. По статье третьего договора желающие жители края могли переселиться в российские пределы. Используя это многие уйгуры изъявили желание бросить свои насиженные места и переселиться в пределы России. С другой стороны, царское правительство проявило заинтересованность в пересенцах, которые могли поднять экономику неосвоенных частей Семиреченского края. Русская администрация обратила внимание на наличие у уйгуров высокой культуры земледелия. Переселение уйгуров и дунган происходило в течении с 1881-1884 года количество переселенцев составило 50 тысяч человек. Переселившись в Семиречье, уйгуры основали город Жаркент и около 90 кишлаков, и 4 слободы в городе Верном (Алматы). Переселение части уйгурского населения состав и этническую карту данного района, оно повлекло за собой многообразные последствия экономического социально политического и культурного характера.

Развитие образования в Казахстане в 19 веке начале 20 века.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Развитие литературы в Казахстане в ХIХ в. начале ХХ в. (А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердыулы, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.).

Передавая казахская интеллигенция начала 20-х веков считала главным в своей политической деятельности защиту как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость о освобождения от колониального рабства, боролась за такие общечеловеческие ценности, как право каждого человека и каждого народа на свою личную свободу.

Лидеры казахской интеллигенции понимали, что для политического просвещения народа необходимо разбудить в нем стремление к знаниям, преодолеть безграмотность. Со страниц национальных газет «Казах», «Казахстан», журналов «Айкап», «Сары-арка», «Абай» и др.

Она выступала с призывом к казахскому народу овладеть знаниями. Особо выделялось развитие языка и литературы. Большинство статей по проблемам казахского языка и литературы принадлежат А. Байтурсынову – первому реформатору казахского алфавита на основе казахской графики, автору трудов «Новый алфавит», «Оку куралы», «Тiл куралы».

Наши рекомендации