Наименование и место нахождения юридического лица
Важным и обязательным элементом предрегистрационого этапа создания юридического лица является согласование наименования. Согласно ст. 980 ГК фирменное наименование является средством индивидуализации участника гражданского оборота.
В соответствии со статьей 50 ГК любое юридическое лицо имеет наименование, индивидуализирующее его как участника гражданского оборота и фиксируемое в его учредительном документе.
В соответствии с абзацем вторым пункта 12 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", до обращения в регистрирующий орган за государственной регистрацией коммерческой организации собственник имущества, учредители (участники) такой организации должны согласовать с регистрирующим органом ее наименование. Аналогичная норма о согласовании наименования банка, небанковской кредитно-финансовой организации закреплена в абзаце втором части первой статьи 79 Банковского кодекса Республики Беларусь.
В абзаце втором части первой пункта 10 Положения о регистрации определено, что регистрирующие органы согласовывают наименования юридических лиц в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Данный порядок определен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154 (далее - Положение о согласовании).
Законодательством Республики Беларусь установлен ряд требований, предъявляемых к наименованиям юридических лиц, включая коммерческие организации.
Прежде всего, в силу части первой пункта 1 статьи 50 ГК наименование юридического лица обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Так, например, согласно части первой статьи 4, части шестой статьи 66, части четвертой статьи 91, части пятой статьи 112 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон) наименования хозяйственных обществ должны содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью", "с дополнительной ответственностью" либо указание на то, что общество является акционерным. При этом сокращенные наименования хозяйственных обществ в зависимости от вида должны включать аббревиатуры "ОАО", "ЗАО", "ООО", "ОДО". Указанные положения Закона сформулированы на основе норм пункта 2 статьи 86, пункта 2 статьи 94, пункта 2 статьи 96 ГК.
Следует отметить, что применительно к наименованиям коммерческих организаций в ГК используется термин "фирменное наименование". Однако вопрос о соотношении понятий "наименование юридического лица" и "фирменное наименование юридического лица" ГК оставляет без ответа.
Фирменное наименование является средством индивидуализации участников гражданского оборота и объектом интеллектуальной собственности (часть первая статьи 139, статья 980 ГК). Отношения, возникающие в связи с его использованием, входят в предмет регулирования права промышленной собственности (статья 996 ГК). В силу пункта 2 статьи 1013 ГК фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в ЕГР.
Наряду с этим в пункте 1 статьи 47 ГК прописано, что данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в ЕГР, открытый для всеобщего ознакомления.
Как видно, из положений ГК однозначно не следует, что все юридические лица имеют фирменное наименование либо же это прерогатива лишь коммерческих организаций, увязывается ли данный термин с осуществлением субъектом гражданского права предпринимательской деятельности или нет.
Ранее в пункте 4 статьи 50 ГК содержались нормы относительно фирменных наименований, в частности, устанавливалось, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Однако пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З "О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь" эти нормы из ГК были исключены, что не способствует разрешению поставленной проблемы. На наш взгляд, данная проблема нуждается в глубокой проработке с привлечением доктрины, в том числе зарубежной, результатом чего должно выступить ее разрешение на законодательном уровне.
С учетом рассмотренной выше нормы части первой пункта 1 статьи 50 ГК наименование юридического лица как минимум должно включать 1) организационно-правовую форму и 2) собственно название, позволяющее отграничить его от иных юридических лиц этой же организационно-правовой формы, индивидуализировать его как субъект права. Название это помещается в кавычки и именуется специальным наименованием (подпункт 1.5 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 N 20 "О согласовании наименований юридических лиц" (далее - постановление N 20)).
Прежде чем подавать документы на регистрацию юридического лица, необходимо обдумать возможные наименования своей организации с учетом требований вышеприведенных актов законодательства.
Наименование не должно быть уже зарегистрированным и созвучным до степени смешения существующим наименованиям. Предварительно можно проверить желаемые наименования на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь: www.minjust.by. Слово должно состоять не менее чем из трех знаков, не быть именем собственным другого лица (Пушкин, Лермонтов и т.д.), не обозначать наименования государственных органов (МВД, КГБ и т.д.). Запрещается использовать в наименовании официальные названия государств, слова "Республика Беларусь", "Беларусь", "национальный", "белорусский", "академия".
При ведении базы данных согласованных наименований Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) используются справочники слов, ограниченных к использованию законодательными актами, наименований, общепризнанных в иностранных государствах, псевдонимов известных лиц и т.д. Это, в свою очередь, облегчает работу в поиске наименований.
Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2010 N 31 "О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. N 20" (далее - постановление N 31) были несколько изменены требования к согласованию наименований юридических лиц.
Обращаем внимание, что нововведения касаются только вновь создаваемых организаций. Так, с момента вступления постановления N 31 в силу не допускаются к согласованию не только наименования, но и части наименований, перечисленных в подпунктах 1.8.1 - 1.8.12 пункта 1 постановления N 20 ограничений (например, нельзя использовать в наименовании не только слово "Грузия", но и "Территория Грузии", "Зеленая Грузия", "Грузия-транс" и другие).
Наименования юридических лиц, совпадающие с наименованиями, зарегистрированными или общепризнанными в иностранных государствах, будут согласовываться только в случае получения разрешения на использование таких наименований на территории Республики Беларусь. Так, например, при согласии "БМВ" можно будет иметь название "БМВ-плюс" или "БМВ-Бел". То же касается согласования наименований юридических лиц, содержащих наименования уже существующих на территории страны организаций. Использовать название "Горизонт-плюс" можно будет с разрешения "Горизонт", "Атлант-Брест" с разрешения "Атлант".
Ранее не допускались к согласованию наименования юридических лиц, исключенных из ЕГР. В настоящее время не допускаются к согласованию также наименования юридических лиц, в отношении которых в ЕГР внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника прекратившего деятельность юридического лица за согласованием соответствующего наименования.
Наименования, содержащие элементы, которые могут вызвать трудности при автоматизированной обработке информации (символы, не входящие в стандартный алфавит, такие как апостроф, запятые, точки, символ подчеркивания, надстрочные и подстрочные цифры и буквы и так далее), не подлежат согласованию. Это обусловлено технической трудностью ведения ЕГР (например, "Ретроград_М", "Рай. Зеленый уголок" и др.).
Наименования, содержащие слова в превосходной степени сравнения, а также наименования, позволяющие позиционировать данное юридическое лицо в качестве лидера определенной отрасли (сферы деятельности) на основании его наименования, такие как "лучший", "первый", "единственный" и так далее, в любом роде, падеже, числе не подлежат согласованию.
Включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, слов "национальный" и "белорусский" допускается только в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь (часть вторая пункта 1 статьи 50 ГК). Данный порядок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 07.04.2000 N 172 "Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами", Указом Президента Республики Беларусь от 31.05.2005 N 247 "О дополнительных мерах по упорядочению использования слов "национальный" и "белорусский", Указом Президента Республики Беларусь от 08.09.2005 N 425 "Об использовании слов "национальный" и "белорусский" в наименованиях юридических лиц и средств массовой информации".
Для отдельных видов организационно-правовых форм юридических лиц предусмотрены особые требования по наименованиям.
В силу пункта 3 статьи 66 ГК фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова "полное товарищество" либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и "полное товарищество". Согласно пункту 4 статьи 81 ГК фирменное наименование коммандитного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и "коммандитное товарищество".
Фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или слово "артель" (пункт 2 статьи 107 ГК).
Наименование крестьянского (фермерского) хозяйства должно содержать слова "крестьянское (фермерское) хозяйство" либо "фермерское хозяйство" или "крестьянское хозяйство" (абзац второй части первой пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
К унитарным предприятиям предъявляются особые требования по наименованию, которые претерпевали в последние годы определённые изменения.
Если совместить требования п. 1 ст. 50 и п. 3 ст. 113 ГК, то наименование любого унитарного предприятия по праву Республики Беларусь должно включать указание:
1) на организационно-правовую форму (т.е. содержать слова "унитарное предприятие");
2) характер деятельности (при этом белорусский законодатель не раскрывает понятие "характер деятельности", его толкование присутствует лишь в доктрине и правоприменительной практике. Причем и доктрина, и правоприменительная практика признают, что характер деятельности не тождественен предмету деятельности или целям деятельности, а представляет собой обобщенное понятие. Оно характеризует даже не отрасль национальной экономики, в рамках которой собирается осуществлять деятельность унитарное предприятие, а некую отдельно понимаемую сферу деятельности. Понятие "сфера деятельности", с одной стороны, как правило, более обобщенное, чем понятие "отрасль экономики" (хотя и не всегда), а с другой - характеризует обыденное представление о сути деятельности определенного лица. Именно в связи с таким подходом в белорусской правоприменительной практике и выделяются производственные (промышленные), торговые, сервисные, транспортные и другие унитарные предприятия, а также смешанные формы, например торгово-производственные унитарные предприятия и т.д.[49];
3) форму собственности (причем в отношении унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, правоприменительная практика уточнила законодательное требование - необходимо указание на вид собственности). Также нельзя не обратить внимание на то, что в силу первоначальной редакции п. 3 ст. 113 ГК (т.е. до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 25 мая 2002 года N 104-З "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь") фирменное наименование унитарного предприятия должно было содержать указание не на форму собственности, а на собственника имущества. Например, если до вступления в силу упомянутого Закона наименование унитарного предприятия было "частное производственное унитарное предприятие "Трак" Иванова И.И.", то после (и в настоящее время) - "частное производственное унитарное предприятие "Трак"".
Одна из новелл Декрета Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. N 2 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1"[50], которая затрагивает порядок создания и деятельности унитарного предприятия, предусматривает, что в наименовании (фирменном наименовании) унитарного предприятия, чье имущество находится в частной собственности юридического лица, не должно содержаться указание на форму собственности. В противном случае такое унитарное предприятие обязано при очередной корректировке устава, но не позднее одного года с даты вступления в силу Декрета N 2 исключить из своего наименования (фирменного наименования) приведенное выше указание.
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что законодатель предусматривает исключение указания на форму собственности из наименования (фирменного наименования) лишь тех унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности юридических лиц. В связи с этим можно сделать вывод о том, что в наименовании унитарных предприятий, собственник имущества которых - физическое лицо, должно остаться указание на форму собственности. Иными словами, именно такие унитарные предприятия и должны именоваться после вступления в силу Декрета N 2 частными унитарными предприятиями. Унитарные предприятия, созданные юридическими лицами, будут именоваться просто унитарными предприятиями.
Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, а также требования к наименованиям этих организаций определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154 "Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций" и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 N 20 "О согласовании наименований юридических лиц".
До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов необходимо также определить предполагаемое местонахождение коммерческой организации.
Место нахождения юридического лица.Согласно п. 2 ст. 50 ГК место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с Налоговым кодексом (далее НК) (ст. 15) местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации. При этом при отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами). При отсутствии (бездействии) высшего органа управления местом нахождения организации признается место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организации). При отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления местом нахождения организации признается место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.
В силу Положения о государственной регистрации государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.
Что касается частного унитарного предприятия, его местонахождением может быть место жительства учредителя, т.е. жилое помещение (квартира, жилой дом), при условии что учредитель либо является собственником этого жилого помещения, либо постоянно проживает в нем. Для собственника данного помещения это влечет увеличение стоимости коммунальных услуг и иных платежей, связанных с эксплуатацией помещения (абз. 1 и 3 ч. 1, ч. 2 п. 5 Положения о государственной регистрации).Так, с собственника жилья взимаются плата за техническое обслуживание жилого помещения, коммунальные услуги, отчисления на капитальный ремонт жилого помещения (далее - жилищно-коммунальные услуги) по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (подп. 1.6-1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 N 1332 "Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами")[51].
Очень важно для правоприменительной практики, так это то, что в силу рассматриваемого нами Положения о государственной регистрации в случае изменения места нахождения коммерческой организации такая организация не обязана вносить изменения в свои учредительные документы в связи с данным обстоятельством, а лишь обязана в течение десяти рабочих дней со дня изменения места нахождения направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.
Исходя из указанных законодательных подходов наблюдается существенное противоречие (коллизия, расхождение) в определении места нахождения юридического лица ГК и НК.
При разрешении изложенной законодательной коллизии мы исходим из того, что если речь идет об определении места нахождения юридического лица для целей, связанных с отношениями в рамках имущественного оборота, то, безусловно, подход ГК должен превалировать над подходом НК; если же речь идет о налоговых отношениях, то место нахождения юридического лица должно определяться в силу норм НК.
Указанный вывод основывается на том, что в силу ст. 3 ГК, а также Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" ГК является превалирующим законом в сфере регламентации гражданских и связанных с ними отношений.
Однако, несмотря на законодательную возможность разрешения описанной выше коллизии, по нашему мнению, единая правовая система, каковой является система права Республики Беларусь, не должна регламентировать одно и то же явление по-разному применительно к отношениям, которые не требуют различных законодательных подходов, а раз так, то положения приведенных выше законодательных актов должны быть приведены в соответствие друг с другом[52].
В последнее время в правоприменительной практике возник ряд вопросов, связанных с законодательной регламентацией места нахождения юридического лица. В частности, возникли проблемы, связанные с:
- возможностью определения места нахождения юридического лица в части помещения;
- возможностью нахождения нескольких юридических лиц в одном и том же помещении;
- определением места нахождения юридического лица по месту нахождения его управляющего или управляющей организации;
- местом нахождения юридического лица, у которого образован коллегиальный исполнительный орган.
У ряда организационно-правовых форм юридических лиц по праву Республики Беларусь может образовываться не один, а два исполнительных органа.
Так, если в соответствии с пунктом 4 статьи 113 ГК у унитарного предприятия имеется один-единственный орган управления, а именно его руководитель, и, следовательно, место нахождения руководителя (в случае его образования) в силу подхода ГК и будет местом нахождения унитарного предприятия, то в соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (статья 33) (далее - Закон о хозяйственныхобществах) в обществе с ограниченной ответственностью, обществе с дополнительной ответственностью, акционерном обществе может одновременно быть образовано два исполнительных органа, а именно коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор).
В связи с этим может возникнуть вопрос: в случае если исполнительные органы хозяйственного общества располагаются в разных местах, то место нахождения хозяйственного общества должно определяться по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или по месту нахождения его коллегиального исполнительного органа?
Прямого ответа на данный вопрос белорусское законодательство не содержит, а следовательно, оба указанных места гипотетически могут быть признаны местом нахождения хозяйственного общества, чего в действительности быть все-таки не должно, так как у юридического лица должно быть одно официальное место нахождения.
При этом ситуацию не разрешает и то обстоятельство, что в силу статьи 54 Закона о хозяйственных обществах лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции лица, возглавляющего коллегиальный исполнительный орган общества. Последнее объясняется тем, что в случае если действительно место нахождения единоличного и место нахождения коллегиального исполнительных органов хозяйственного общества отличны, что, безусловно, возможно, то наличие одного и того же лица и в одном месте (месте нахождения единоличного исполнительного органа) и в другом месте (месте нахождения коллегиального исполнительного органа) не дает возможности предпочесть одно место другому.
Однако, на наш взгляд, изложенная выше проблема не должна порождать вопросов при правоприменении не только в связи с незначительным количеством подобных обстоятельств, но и в связи с тем, что место нахождения хозяйственного общества будет определяться по месту, указанному в его учредительных документах.
При этом право выбора одного из указанных помещений (т.е. места нахождения единоличного исполнительного органа или места нахождения коллегиального исполнительного органа), по нашему мнению, принадлежит именно общему собранию участников (до этого - собранию учредителей) соответствующего хозяйственного общества, т.к. законодатель не урегулировал интересующие нас отношения, а, следовательно, предоставил право самому юридическому лицу, в частности, хозяйственному обществу, решать соответствующий вопрос.
Сходно можно рассуждать и применительно к ситуации размещения коллегиального исполнительного органа в нескольких помещениях (при условии, если, например, в хозяйственном обществе образуется лишь коллегиальный исполнительный орган).
Иными словами, сам факт подобного размещения, безусловно, возможен, однако при правоприменении он будет нивелирован тем обстоятельством, что в учредительных документах соответствующего юридического лица (например, хозяйственного общества) будет отражено одно из указанных помещений, и такое отражение, по нашему мнению, необходимо признать законным даже в случае, если коллегиальный исполнительный орган (а точнее, его члены) использует несколько помещений.
При этом, по нашему мнению, реальное место нахождения коллегиального исполнительного органа не связано с помещениями, где работают его отдельные члены; по нашему мнению, интересующее нас место должно определяться по тому месту, где проходят заседания соответствующего коллегиального исполнительного органа. Так, например, в состав коллегиального исполнительного органа (в частности, дирекции хозяйственного общества) могут входить лица, которые размещаются в разных кабинетах (причем у каждого из них может быть свой кабинет); местом же нахождения коллегиального исполнительного органа в такой ситуации, на наш взгляд, должен являться, например, зал заседаний коллегиального исполнительного органа (дирекции).
В связи с указанным, опять же, нельзя не обратить внимание на проблему соответствия места нахождения юридического лица, отраженного в его учредительных документах, требованиям законодательства Республики Беларусь. А именно, например, возможно ли указать в уставе хозяйственного общества в качестве его места нахождения не зал заседаний дирекции (как предлагаем мы), а, например, кабинет лица, возглавляющего коллегиальный исполнительный орган или кабинет любого иного его члена?
По нашему мнению, прямого законодательного ответа на указанный вопрос нет, нам же представляется изложенный в предыдущем абзаце подход не совсем корректным; однако, скорее всего, при правоприменении даже при таком подходе, т.е. отражении в учредительных документах в качестве места нахождения хозяйственного общества кабинета одного из членов его коллегиального исполнительного органа, проблемы, скорее всего, не должны возникнуть в свете того, что законодатель нигде не поясняет, что он понимает под местом нахождения исполнительного органа[53].
Наряду с общим правилом белорусский законодатель установил изъятие из общего правила, в силу того что в ряде видов юридических лиц (речь идет о полных товариществах и коммандитных товариществах) исполнительные, как и любые иные органы, вообще отсутствуют.
В связи с этим законодатель указал на иные органы (что явно является возможной резервной нормой (иначе, нормой на будущее), так как таких органов применительно именно к сфере имущественного оборота просто нет) или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В рассматриваемом нами случае в отношении полных и коммандитных товариществ речь идет о полных товарищах, которые имеют право действовать вовне от имени указанных видов юридических лиц.
При этом законодатель, на наш взгляд, не полностью вспомнил природу данных товариществ, а именно он не учел того обстоятельства, что в силу ГК, в частности, пункта 1 статьи 69 ГК, каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам (в соответствии сп. 1 ст. 83 ГК управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими в соответствии с законодательством о полном товариществе).
Таким образом, если в полном или коммандитном товариществе, например, три полных товарища и каждый из них располагается в разных местах, при этом каждый из них ведет дела полного или коммандитного товарищества, то встает вопрос: где же действительно место нахождения полного или коммандитного товарищества как юридического лица, так как одновременно в трех местах оно располагаться не может?
В ГК ответ на данный вопрос отсутствует. По нашему мнению, исходя из ГК он напрямую и невозможен, что могло бы создать проблемы при правоприменении, например, в связи с необходимостью отправления официальных уведомлений, если бы в учредительном договоре полного или коммандитного товарищества не было бы отражено какое-либо одно из указанных мест.
(Аналогичная проблема могла бы возникнуть и в связи с необходимостью нахождения документов юридического лица, в частности, его бухгалтерских документов, по месту нахождения лица: в какое из трех рассматриваемых нами мест должны прийти представители, например, налогового органа для проверки соответствующего лица? Но и она при правоприменении будет решаться путем определения в качестве места нахождения товарищества именно места, указанного в его учредительном договоре.)
Таким образом, мы констатируем, что в учредительном договоре полного или коммандитного товарищества в качестве места нахождения подобных организационно-правовых форм юридических лиц может быть указано место жительства или место нахождения любого из полных товарищей, в связи с тем что право Республики Беларусь не предполагает несколько мест нахождения одного и того же юридического лица. При этом право указанного выбора принадлежит исключительно самим полным товарищам.
Еще одно применение изъятия из общего правила связано с тем, что в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон о хозяйственных обществах) в отношении акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и унитарных предприятий исполнительный орган может вообще не создаваться; вместо его создания по решению общего собрания участников хозяйственного общества или собственника имущества унитарного предприятия полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
В изложенном в предыдущем абзаце случае место нахождения соответствующего юридического лица, скорее всего, должно определяться местом нахождения исполнительного органа его управляющей организации или местом жительства его управляющего.
Изменение места нахождения юридического лица. В процессе хозяйственной деятельности место нахождения юридического лица может измениться. Разные здания имеют разные адреса, поэтому при переезде вопросов с новым местом нахождения обычно не возникает: оно определяется в соответствии с новым адресом. Иногда складываются ситуации, когда здание остается то же, но меняется номер помещения (например, организация переезжает в помещение на другом этаже). Сведения о месте нахождения юридического лица, указанные в учредительных документах, по общему правилу должны соответствовать его фактическому нахождению. Следовательно, произошедшие изменения целесообразно должным образом оформить и уведомить о них уполномоченные государственные органы (организации), о которых речь пойдет ниже.
В настоящее время в законодательстве отсутствует запрет на регистрацию нескольких юридических лиц по одному месту нахождения.
На практике нередко юридическое лицо передает часть занимаемого помещения в аренду (субаренду) иному субъекту хозяйствования. Если при этом офис разделяется на несколько комнат с разной нумерацией (офис 2 делится на комнаты 2а и 2б), меняется начальное место нахождения юридического лица и возникает необходимость совершить ряд действий, связанных с оформлением подобных изменений.
Иногда организация остается в том же офисе (например, в офисе 2), но устанавливает перегородку в комнате и самостоятельно нумерует помещения (офис 2 и офис 2а). В таком случае исполнительный орган должен остаться по месту государственной регистрации - в офисе 2, т.е. место нахождения юридического лица останется прежним. Если этого не произойдет, место нахождения изменится, что повлечет необходимость оформить изменения.
Законодательством предусмотрены сроки уведомления и перечень органов, которые необходимо уведомить об изменении места нахождения юридического лица (табл. 1).
Таблица 1
Органы (организации) | Срок направления уведомления | Форма письменного уведомления |
Регистрирующие | В течение 10 рабочих дней со дня смены места нахождения (ч. 2 п. 21 Положения о госрегистрации, приложение 17 к Постановлению о реализации Декрета N 1) | На бланке установленной формы |
Налоговые | Не позднее 10 рабочих дней со дня изменения места нахождения (подп. 1.9.5 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)) | Произвольная |
ФСЗН | В течение пяти дней со дня принятия решения об изменении места нахождения (абз. 10 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40) | -"- |
Белгосстрах | В месячный срок со дня изменения места нахождения (абз. 3 п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах" страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294) | -"- |
Вносить изменения целесообразно во все документы, где указан изменяемый адрес. Таковыми, в частности, являются следующие документы.
Устав (учредительный договор). Уведомление регистрирующих органов о смене места нахождения юридического лица и заявление о внесении изменений в учредительные документы в подобной ситуации - это два самостоятельных действия.
Место нахождения юридического лица указывается в уставе либо учредительном договоре. Однако необходимость внести изменения в учредительные документы при смене места нахождения законодательством не предусмотрена. Тем не менее, не сделав этого, юридическое лицо не в полной мере выполнит требования ГК, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Учитывая вышеизложенное, рекомендуем внести изменения в учредительные документы.